Комплектование музейных фондов – это целенаправленный и планомерный процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания.
В коллекцию Тольяттинского художественного музея произведения попадают самыми разными путями – в первую очередь – это, конечно же, дар от художников или их наследников, далее идут произведения, закупленные у владельцев в результате плановой закупки.
В 2007 г. при поддержке мэрии городского округа Тольятти Тольяттинский художественный музей издал книгу «Художники – городу» к 270-летию Ставрополя – на –Волге-Тольятти. В книгу вошли работы тольяттинских художников как ныне работающих в городе, представителей четырех творческих художественных объединений, так и произведения из фондов музея, авторы которых в разное время жили и творили в Тольятти.
2012 год стал юбилейным для нашего города и Тольяттинского художественного музея. В честь этих знаменательных событий Тольяттинский художественный музей вышел с предложением издать новую книгу-каталог, куда вошли бы избранные новые поступления за последние несколько лет от тольяттинских художников и художников других регионов и стран, поступившие в фонд музея в основном в результате закупки и дарения. Так в фонде музея появились работы художников разных стилей и направлений из России - Тольятти, Санкт-Петербурга, Самары, Москвы, Саранска, Перми, Сергиева Посада, Харькова, Жигулевска, Пензы; Венгрии – Будапешта; Германии – Вольфсбурга; Китая – Лояна; Италии и др.
Учитывая в плане формирования коллекции музея концепцию комплектования фондов, его сотрудники учитывали те необходимые разделы, сформировавшиеся в ходе работы с произведениями – «Художники России», «Художники Поволжья», «Художники Тольятти», «Зарубежные художники». Таким образом, пополнялись не только эти направления, но и авторские коллекции, что особенно важно для научно-исследовательской работы и выставочной деятельности музея как в своих залах, так и на дополнительных площадках в культурно-образовательных учреждениях города и области.
Тольятти как современный, динамично развивающийся город с высоким экономическим, образовательным, культурным и спортивным потенциалом является стратегически привлекательным не только для российских, но и для международных партнеров.
В рамках договоров о дружбе и сотрудничестве на протяжении ряда лет успешно развиваются контакты с городами Вольфсбург (ФРГ), Казанлык (Болгария), Лоян (КНР). Города-побратимы Тольятти обладают уникальной историей, богатейшими культурными традициями, в числе которых городские события, проходящие на высочайшем уровне и привлекающие огромное число туристов из разных стран.
Тольяттинский художественный музей постоянно участвует в различных международных проектах с участием городов - побратимов Тольятти. Так, в 2005 г. в рамках визита в Тольятти, творческая делегация из города-побратима Лояна (КНР) посетила наш музей. В ходе предварительных переговоров гости из Лояна отметили, что установление партнерских связей с художественным музеем и художниками Тольятти – одна из главных целей их визита. Центральным событием встречи в музее стало подписание протокола о намерениях дружбы и сотрудничества между Лоянским художественным музеем и Тольяттинским художественным музеем. В знак первого дружеского шага в дар музея были переданы 50 произведений национальной китайской традиционной живописи художников из г. Лояна.
Выставка произведений китайских художников с поэтичным названием «Осенний день лучше, чем летнее утро», вызвала необычайный интерес у тольяттинской публики. Лоян - город древней китайской культуры, символом которого является пион, цветок, сам по себе являющийся символом человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности. И, именно пион, во всей своей красе, являлся главным героем выставки. Остальные, представленные работы, были выполнены в лучших традициях древней китайской живописи гохуа, так называемых жанрах – «горы-воды», «цветы и птицы», жанры, которые сохранили свою жизнеспособность в Китае и в наши дни.
Китайский художник никогда не писал ничего с натуры и никогда не делал этюдов, как это принято в европейской живописи. Впечатление, которое остается от созерцания произведений таково, будто художник только что видел танец двух маленьких пчелок над цветущим деревом и мгновенно перенес его на лист рисовой бумаги.
Китайский художник воспринимает пейзаж как часть необъятного и просторного мира, как грандиозный космос, где человеческая личность ничто, она как бы растворена в созерцании великого, непостижимого и поглощающего ее пространства. Китайский пейзаж всегда фантастичен, несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения художника над природой в целом.
Коллекция китайской живописи в художественном музее помогает увидеть язык искусства другого народа, нашего восточного соседа. Язык, который в корне отличен от нашего, но ведь на, то мы и люди, чтобы учиться воспринимать красоту окружающего мира, показанного художниками в своих национальных традициях. Ведь чем больше человек видит, тем больше он знает и понимает.
В 2008 г. в рамках расширения международных культурных связей и презентации современного европейского искусства город Тольятти посетили всемирно известные итальянские фотохудожники Массимо Берсани и Стефано Бернардони.
Экспозицию выставки составили фотоработы 2000-2006 г.г., которые ранее выставлялись в музеях Италии, Японии, Австрии и России (в Санкт-Петербурге и Вологде). И Берсани и Бернардони подарили в коллекцию музея свои работы, характеризующие их творчество определенного этапа.
Массимо Берсани с одинаковым мастерством и изяществом снимает портреты знаменитых и никому не известных людей, пейзажи и репортажи провинциальной и городской жизни, занимается панорамной фотографией, а для Стефано Бернардони в последние годы особенно интересен анализ собственных переживаний, внутренних состояний и ассоциаций. Так появились серии работ под названием «Состояние разума», «Зримые пределы».
Также в сентябре 2008 г. состоялась выставка немецких художников Йоко Ханеда (графика) и Бернд Родриан (фото) в рамках их творческого визита в Тольятти, который продолжил художественный диалог двух городов-побратимов, наиболее активное развитие, которого началось в 2001г., когда отмечалось десятилетие побратимских отношений Тольятти и Вольфсбурга. После выставки музею также были подарены авторские произведения художников.
Изначально, работая над произведением, художник не ставит себе задачу, что его работа должна попасть в фонд музея. Он также не думает о том, чтобы понравиться зрителю, он работает, потому что не может иначе, именно так художник может донести до общества свои мысли и чувства о переживаемых моментах, воплощаемых на полотне.
В произведениях, поступивших в фонд музея с 2000 по 2011 гг. интересно не только разнообразие тем, сюжетов, жанров, но и разностилевое решение работ.
С Самарской региональной организацией ВТОО «Союз художников России» Тольяттинский художественный музей связывает давняя дружба. В марте 2010 г. в музее прошла выставка произведений Ивана Мельникова (скульптура, г. Самара), Свечникова Владимира ( живопись, г. Самара), Николая Ельцова (живопись, г. Самара), Анатолия Рыбкина (живопись, г. Санкт – Петербург) и других художников. По окончании выставки в фонд музея были подарены работы от всех ее участников.
Натюрморт Владимира Свечникова «К пиву» 2010 г. решен в свойственной художнику экспрессивной манере - краска накладывается мастихином на холст широкими плоскостями. На грубом деревянном столе зеленовато-серого цвета лежит сушеная рыба, чешуя которой дробится разноцветными гранями. Художник выбрал для фона густой сиренево-фиолетовый цвет, который выгодно оттеняет прозрачную бутыль, серебристых рыбок и красных пылающих раков.
А на картине Николая Ельцова «Февраль» 2007 г. изображена окраина деревни, конец зимы. Снег во многих местах уже сошел, обнажив желто-серую пожухлую траву. Художник взял ничем не примечательный пейзаж средней полосы России, но сумел вложить в него столько чувств и преклонения перед весенним пробуждением природы – высоким голубым небом, на фоне которого светятся розовым цветом голые ветки деревьев, что настроение тихого любования передается и зрителю.
Иван Иванович Мельников – председатель самарского отделения СХР, является главным вдохновителем проведения мероприятий и интереснейших проектов с привлечением художников различных регионов нашей страны – пленэров, международных симпозиумов скульпторов, семинаров и конференций по разным темам современного искусства.
Двухфигурная композиция скульптора И.Мельникова «Встреча с Ангелом» 1999 г.
представляет обнаженных мужчину в образе Ангела и женщину. Образ Ангела решен художником двояко – с одной стороны - это Ангел – с присущими ему внешними атрибутами ангельского чина и внутренней божественной силой, а с другой – это мужчина, умеющий любить и подчиняющий женщину своей воле.
Благодаря Ивану Мельникову, коллекция нашего музея обогатилась произведениями известного Санкт-Петербургского художника, народного художника Чувашской республики Анатолия Рыбкина. Чего бы ни касалась кисть Рыбкина – пейзажа или натюрморта, портрета или большого эпического полотна, в каждом очевидно блестящее владение различными техническими приемами и, прежде всего, отточенное чувство цвета и света. В тонкой гармонии цветовых нюансов и хрупких изысканных формах предметов он создает своеобразную цветомузыку.
Вся картина «Солнечный покой» 2008 г. наполнена светом и солнцем. В колорите произведения преобладают нежные пастельные тона – голубой и розовато-желтый. Солнечный свет проникает широким лучом через стекло и, освещая желтые одуванчики в двух стеклянных стаканах, раздваивается на столе. Композиция картины строится по диагонали – край стола и лучи образуют с линией стаканов и бокала икс-образную композицию, что помогает ощутить гармонию и покой от всей картины.
А произведение Рыбкина «Пейзаж с калиткой» 2010 г. наполнено символическим смыслом. Образ калитки – это символ двери, преграды; перехода из одного мира в другой. Перед калиткой – жизнь, колышущиеся на ветру цветущие травы, а за калиткой – все неясно, размыто, без четких очертаний. Состояние вне времени и пространства.
Образ двери, ворот часто использовался в мировом изобразительном искусстве художниками-романтиками (к примеру, Фридрихом Каспаром) – как философское размышление о жизни и смерти.
А в сентябре 2010 г. на базе нашего музея прошел семинар «Шел солдат. Урок истории» на фоне выставок «Портрет ветерана» и «Родные просторы», организованный при активном участии Ивана Мельникова по итогам летнего живописного пленэра, в котором участвовали художники из Самары, Тольятти, Саранска и Сергиева Посада. По окончании выставки в фонд музея попали произведения, подаренные художниками, участниками живописного пленэра «Родные просторы», проходившего в Сергиевском районе Самарской области и с. Качелаеве Мордовской республики, родной деревни Ф.В.Сычкова – Виктора Конадейкина г. Саранск « Парк – озеро Серноводск», Ивана Харченко г. Сергиев Посад «Серноводск. Озеро», Николая Лукашука г. Самара «Август» - художников совершенно разных по стилю и настроению.
Николай Лукашук – один из самых интересных самарских художников, продолжающих традицию русской живописной школы. Его творчество покоряет чистотой и цветом красок. Светлая и чистая пленэрная гамма отражает объективный взгляд на природу.
Картина «Август» 2010 г. написана свежо и пастозно, художник накладывает краски горизонтальными и вертикальными плоскостями, используя мастихин. На холме, крутым уступом, спускающимся к узкой реке, вперемешку расположились разноцветные деревенские домики, одиночные ульи, огороды. Сам холм ярко освещен полуденным солнцем, тогда, как низина с темно-синей рекой и рыбаком в лодке находится в тени. Преобладание ярких изумрудно-зеленых тонов придает картине свежесть и какую-то омытость, как после сильного дождя.
Еще один из участников пленэра «Родные просторы» Харченко Иван Иванович г. Сергиев Посад.
В картине «Серноводск. Озеро» 2010 г. художник использует интересную композицию – как в сместившемся фокусе все изображение поднялось вверх и чуть-чуть накренилось влево. И сразу обычный пейзаж стал загадочным, в нем появилась таинственность и некоторая недосказанность. Раннее утро, порозовел край неба на востоке, в голубом озере отражаются кроны деревьев на противоположном берегу. Краски в картине неяркие, контуры деревьев нечеткие, как бы тающие в утреннем влажном воздухе. Художник строит колорит картины на трех основных красках – бледно-зеленом, голубом и розоватом, что придает произведению мягкость и пастельность.
В 2008 – 2010 гг. большой друг Тольяттинского художественного музея, почетный гражданин г. Тольятти Сергей Германович Дьячков подарил музею прекрасные произведения разных художников из своей коллекции. Большинство произведений в этой коллекции представляют интересного художника из Санкт-Петербурга, в прошлом жителя г. Ставрополя-на-Волге (Тольятти), Климушкина Николая Викторовича.
Николай Климушкин входит сейчас в Санкт-Петербургскую группу «Цех», которая сложилась в конце 1980-х гг. и окончательно сформировалась в 1991 г. «К «Цеху» принадлежат мастера, высоко ценящие профессиональную честь, относящиеся к творчеству без суеты, спешки, стремления к сиюминутному эффекту» (Н.Козырева 1991г.)
Литографии, выполненные художником в разные годы, начиная с 1979 г. и заканчивая 1992 г., можно условно разделить на несколько серий – восточная, евангельский цикл, русская серия и портрет.
В творчестве художника произошел уникальный сплав художественных традиций народного и профессионального искусства, преломленный через мироощущение современного художника. Это обостренное философское размышление над вечными темами жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла.
Картина Климушкина «Поэт – суфий ночью» 1991 г. представляет символическое изображение человека, вместо головы у которого, сидящая в профиль птица. Фигура человека дана на фоне условного ночного неба, в центре которого – изображение лунного диска. За спиной поэта угадываются силуэты домов в восточном стиле – белые здания, полукруглые крыши, высокие минареты.
Великие персидские поэты-философы, говорили о человеке, как существе высокоинтеллектуальном и духовном. Человек, безусловно, должен жить с Богом в сердце, который является для него путеводной звездой на пути к совершенству. Главное, чтобы человек верил в свое предназначение в этом мире - быть светочем разума во Вселенной. Совершенный человек - это человек, в котором сочетается богатый духовный мир с высоким интеллектом.
Колорит картины Н. Климушкина «Натюрморт» красив и в то же время сдержан по цветовому содержанию, решен на сочетании жемчужно-серых, синих, белых, красновато-желтых тонов. Для Климушкина важна форма и внутреннее содержание. Поэтому так пластично вылеплены главные предметы натюрморта – синяя ваза и белый кувшин. Художник обводит контуры предметов черной краской, в чем прослеживается влияние на него творчества русских художников-авангардистов – Лентулова, Гончаровой, Ларионова, Фалька и других.
Еще один художник из коллекции С. Дьячкова, о котором хочется обязательно упомянуть - это Клецель Вениамин Михайлович г. Куйбышев (Самара), Израиль, Иерусалим.
В фонде Тольяттинского художественного музея уже находятся два произведения этого неординарного художника– «Портрет Костина А.А.» и «Гостья» 1977 г., а потому произведение «Ялта» 1986 г. станет прекрасным дополнением в авторскую коллекцию художника.
Декоративное начало, эмоциональная напряженность цвета определяет в этом произведении поиски художника. Мир его произведения раскрывает зрителю значительность обычных, повседневных явлений, своеобразную красоту, форму, цвет обычных предметов. Он добивается эмоциональности и выразительности через напряженность цвета и общего колорита.
Сергей Дьячков также передал в фонд музея картину известного тольяттинского художника Зихермана Шандора-Роберта Матьяшевича, стоявшего у истоков образования Тольяттинского отделения Союза художников России и давно уехавшего в Венгрию. Монументалист, живописец, график, скульптор. Лично им в фонды музея было передано несколько живописных, графических произведений и работ декоративно-прикладного искусства.
Произведение «Хуторок» 1981 г. поможет по-новому показать степень творчества этого разностороннего мастера. В картине художник передал впечатление вселенской заброшенности, оторванности человека от остального мира. Это удалось показать с помощью высокого горизонта, где маленький домик теряется на фоне бескрайних полей, покрытых первой тонкой коркой льда. Сумрачный, голубовато-коричневый колорит вторит общему настроению картины.
Произведения Санкт-Петербургского художника Геннадия Устюгова «Орешник осенью» 2006 г. и «Портрет девушки-мордовки» 2006 г. поступили в фонд музея благодаря Юрию Молодковцу, фотографу Государственного Эрмитажа в рамках акции, связанной с предложением более чем 60-ти российским музеям принять в дар работы художника Г.Устюгова в целях сохранения творческого наследия тяжело больного художника.
Устюгов Г.А. один из самых ярких, самобытных и трагических художников ленинградского андерграунда, «русский Матисс». Геннадий Устюгов - представитель «Газа-невской культуры», автор примитивов, приоткрывающих дверь в своеобразный мир его фантазии.
Ольга Трушникова, московская художница – яркое явление в искусстве рубежа XX-XXI вв. Цветоощущение и своеобразие стиля определяется теплотою отношения художника к своим героям. Творческая энергия мастера соединяет формы, цвета и объемы в светлые, притягательные образы, из которых вокруг нее рождается овеянное поэзией радости и душевного тепла пространство. Мир произведений Ольги наполнен гармонией и согласием, а кажущаяся подчас простота сюжетов оборачивается внутренней сложностью, даже бездонностью.
Картина «Лето в деревне» 2007 г. была закуплена с персональной выставки художницы «Город, которого нет на карте» в 2009 г. Выполненная в присущей художнице своеобразной авторской манере эта картина написана по летним впечатлениям от увиденных пейзажей из окна проходящего поезда. Художнице удалось соединить в картине чисто бытовые, повседневные заботы людей с каким-то вневременным состоянием, воплотившимся в струящихся зеркальных водах реки. Произведение «Лето в деревне» наполнено особым символическим содержанием – как будто само Время в образе прекрасной обнаженной женщины, опустившей ноги в кристальные воды реки, с мудрой, чуть уловимой улыбкой следит за повседневной жизнью людей. Композиция произведения построена таким образом, что движение идет от края вглубь картины, чем создается с одной стороны динамика, с другой – застывшая всепоглощающая тишина и вселенская гармония.
В Тольяттинском художественном музее есть шесть литографий Ольги Александровны Биантовской – художника-графика из Санкт-Петербурга. Новые четыре работы были получены от автора в дар в 2010 г., когда сотрудник фондового отдела смогла выйти с ней на личный контакт. Цветные литографии О.А.Биантовской пополнили авторскую коллекцию художницы в ТХМ, а также положили началу коллекционирования серий иллюстраций к произведению А.С.Пушкина «Граф Нулин» и серии «Летний сад».
Принятие в фонд музея произведений О.А.Биантовской в раздел «Художники России», помогли сделать коллекцию музея более насыщенной, интересной и разносторонней.
Во всех трех литографиях из серии «Летний сад» по контуру работ идет изображение Невы с ее каналами, мостиками, корабликами и т.д., что придает работам единство и органичность.
Изображение в литографии «Белая ночь» строится по контуру и в центре. Основные цвета в гравюре – голубой, светло-зеленый и нежно-розовый. Белая ночь представлена в образе прекрасной, полупрозрачной девы, возлежащей над плотными кронами старинных деревьев Летнего сада. Ее нежный розовый цвет отражается в зеркале водной глади.
Произведения тольяттинских художников составляют большую часть коллекции художественного музея, поступивших в последние годы. Но это и закономерно, так как одна из миссий нашего музея знакомство тольяттинской публики с творчеством художников, живущих или живших с ними в одном городе.
Свободное владение техникой акварели, верность композиционного построения, широкая, но точная манера письма, чуткость к цвету отличают работы талантливого, но рано ушедшего от нас художника Владимира Сабаева. Владимир Сабаев был художником импульсивного плана, которому была близка акварель именно за счет своей динамики и живой трепетности.
В картине «Зимнее солнце» 1992 г. В.Сабаев изобразил свою любимую деревню Бахилову поляну, где художник провел много счастливых незабываемых часов, наполненных поистине творческим вдохновением.
Раннее, зимнее, морозное утро, просыпающаяся деревня укутана белым пушистым хрустящим снегом. Зимнее солнце, слишком холодное, чтобы обогреть землю, окрашивает небо и дымки, выходящие неровными вертикальными столбами из печных труб, в бледный желтоватый цвет. Тишину раннего зимнего утра нарушает крик сорок, пролетающих над домами, да хруст снега под ногами маленького мальчишки, вышедшего на улицу с собакой.
Художник виртуозно передает сиреневые тени на снегу, сухие травки, кое-где пробивающиеся сквозь толщу сугробов, зеленовато-коричневые дали Жигулевских гор.
Нежные акварельные переливы от бледно-желтого, до светло-сиреневого составляют главный колорит этого небольшого по формату произведения.
В акварели В.Сабаева «Ленинград» - показан известный уголок Санкт-Петербурга на площади Александринского театра.
На переднем плане художник изобразил памятник императрице Екатерине Великой скульпторов М.А.Чижова и А.М.Опекушина, установленный в 1873 г., а на заднем - величественный фасад Александринского театра, построенного знаменитым Карло Росси в 1832 г., сочетающий в себе античные колонны и аттику, украшенную «Колесницей Апполона».
Тонкая, прозрачная акварель прекрасно передает полутона серого, дождливого утра в Ленинграде, зеркальность отражений на бетонных плитах площади, на бронзовых скатах екатерининского памятника и металлической крыше Александринского театра.
Тольяттинский художник Александр Горячкин никогда не входил ни в один творческий союз по идейным соображениям. Может быть, поэтому его творчество так свободно от каких бы то ни было штампов. Художник Александр Горячкин, один из тех художников, которые одной из тем своего творчества избрали близкие им по духу места. У Александра это место, где он живет, а именно – Волга. В художественном музее есть произведения художника, посвященные Волге, в первую очередь, это, конечно же, фундаментальная картина «Зольное» 1998-2005 гг. Пейзаж «Лодки в бухте» написан в присущей художнику мягкой текучей манере. Красочная палитра, построенная на зеленовато-голубых и охристо-розовых тонах, передает состояние тихого, теплого, осеннего вечера в речной бухте. Пастозные мазки на холсте художник накладывает кистью так, что они постепенно «расплавляются» и переходят в другой цвет. Эти переходы не сразу заметны, они почти неуловимы. В картине нет резких цветовых фальцетов, показана та незаметная грань перехода от вечерних сумерек к бархатной ночи, когда еле слышен мерный плеск волн о борта лодок и чувствуется разлитая в воздухе тишина. Коллекция произведений А.С.Горячкина в художественном музее пока еще не полностью сформирована, но даже отдельные произведения этого самобытного неординарного художника со своим особым художественным виденьем добавляют музейному собранию определенное очарование.
Портретный жанр не является ведущим в творчестве художника Валерия Филиппова, чем и интересны два представленные портрета.
«Портрет художника»1977 г. решен в сдержанной цветовой гамме на нейтральном фоне. Тональные соотношения коричневого цвета помогают оттенить ярко-синий цвет кепки и оранжевый свитер художника. Живописный мазок пастозный, выдающий быструю, немного экспрессивную манеру письма. Филиппов представляет в «Портрете художника» человека немного замкнутого, печального, углубленного в свои мысли. Повернутое в профиль лицо молодого человека с остроконечной бородкой, вызывает в памяти ассоциации с мужскими портретами эпохи Ренессанса.
Напротив, в портрете «Девушки в белой косынке» 1977 г., Филиппов работает более тщательно, тонкими лессировочными мазками прописывая нежное лицо юной девушки, повернутое к зрителю в три четверти. Портрет мог служить живописным этюдом художнику для какой-то более масштабной картины, на что указывает рабочая одежда девушки – белая косынка и синяя куртка. Но художник, видимо пленившись красотой и молодостью модели, закончил портрет, показав в нем и чуть отстраненный взгляд больших, задумчивых глаз, хранящих какую-то тайну, и пухлые алые губы, тронутые нежной полуулыбкой. В портрете также чувствуется любовь художника к старой классической школе, что вызывает в памяти произведения нидерландского художника XVII века Яна Вермеера Делфтского, в частности его портрет «Девушка с жемчужной сережкой».
Этюды Валерия Бузина можно обозначить как серию работ, в которых он изобразил Волгу и Жигули.
Волжская тема была не случайна в творчестве Валерия Бузина. Он, коренной волжанин, с детства впитал в себя дух полноводной реки с ее заливными лугами и мощными силуэтами Жигулей. По мнению художника, ни один жанр не может дать человеку то, что дает пейзаж. Ясно выраженная идея пейзажа помогает зрителю лучше понять себя, свою сопричастность к произведению. «Художник ловит ритмы Вселенной, образы окружения и мастерством своим воплощает их в искусство, - говорил Валерий Бузин. – В своем творчестве я ищу те ритмы, которые сделали бы мои образы искусством. А образы мои – это моя Родина, большая и малая. И ее ритмы, это ритмы моих картин. И я с упоением переношу в мои полотна, пытаясь хоть немного передать ей свою любовь».
Волжские этюды Валерия Бузина очень живописны и красивы, написаны легко, на одном дыхании, они одухотворены и радуют глаз разнообразным колористическим решением.
Художник Игорь Панов часто путешествует по России, привозя из поездок множество натурных зарисовок. Работа на северной натуре помогла художнику выбрать для картины «В северном крае» 2009 г. тот правильный тон, который отвечает именно краскам северного пейзажа. Это нежная светло-зеленая лазурь весеннего неба, яркая васильковая синь озера, выбеленный коричневый цвет деревянных домиков, стоящих на сваях в воде и яркая охристо-зеленая трава на берегу. В своем произведении художник повторяет часто используемый им прием плотной фактурной подложки на холсте под красочный подмалевок. В результате этого создается особая неровная фактурная поверхность картины, позволяющая играть не только с цветом, но и со светом.
В построении картины произошло удачное соединение глубины пространства с крупно поданными предметами на переднем плане, а также соединение статики и динамики, причем красная лодочка крепко держит всю композицию произведения.
Работа пастелью, наряду с живописью остается для художницы Людмилы Косточка, любимой техникой. Она использует разные технические приемы при работе, чтобы добиться необходимого эффекта.
В произведении «Зимняя охра» из серии «Прогулки по окрестностям» 2011 г. Л.Косточка использует охристую пастельную бумагу, которая просвечивая сквозь розовые и голубые штрихи, создает необычное солнечное сияние. Солнце светит ярко, по-весеннему, освещая пологие склоны Приморского парка, подсвечивая розовым цветом пушистые сугробы, а голубые тени подчеркивают нетронутость снежного покрова, лишь кое-где расходясь многоточием глубоких следов. Высокий горизонт, который использует художница в своей картине, представляет композицию открытой и светлой.
Богатая красочная фактура превосходно передает состояние природы. Цветовое сочетание, включающее в себя оттенки белого, розового, голубого и охристого тонов помогают создать в произведении радостное ощущение приближающейся весны.
Алексей Зуев родился и вырос на Волге, и уникальная природа Жигулей стала одной из главных тем его творчества, неисчерпаемым источником художественных впечатлений.
Его утонченная графика передает бесконечное многообразие состояний природы. Но произведения А. Зуева – не просто свидетельство красоты волжских просторов и Жигулевских гор. Сегодня уже нет никаких сомнений, что это художник лирико-философского склада. Образ природы в его работах всегда проникнут глубоко личными переживаниями, преображающими реальный пейзаж. Средством преображения может быть усиление декоративности или экспрессивности формы.
В литографии «Круиз» 2010 г. из серии «Ночь на Волге» художник изобразил туманные Жигули, проглядывающие сквозь перекрещенные ветки деревьев на переднем плане, яркие прибрежные огни, освещающие гладь реки… А в центре работы, сразу привлекая внимание зрителя – слепящий огнями в тиши летней ночи, оглашая громкой музыкой и голосами туристов на палубах, рассекая воду плывет круизный теплоход. Художнику удалось передать средствами печатной графики ощущение звенящего шума, ворвавшегося в тишину темной ночи на Волге. Но пройдет теплоход, восстановится зеркало речной глади и вся природа опять погрузится в мягкую тишину бархатной ночи, нарушаемую лишь звуками встревоженных цикад.
Одним из главных элементов произведения «Круиз» является его ритм: чередование света и темноты, ритм веток, все это соединилось в интересный романтический образ.
В пейзажах А. Зуева мы находим ту степень художественного обобщения, которая превращает изображение отдельно взятого мотива в образ мироздания.
В творчестве тольяттинского художника А.И.Алехина тема «Яблочного спаса» является одной из ведущих. Натюрморт «Яблочный Спас» 2008 г. выполнен в характерной для художника сдвинутой диагональной композиции – в пространстве картины летят облака, листья, вишенки, стол. Но картина получает свою устойчивость, благодаря статичности яблока, как главного символа религиозного праздника, вобравшего в себя православные и народные традиции.
Акцентируя внимание на яблоке – художник делает его прозрачным, почти невесомым, не имеющим материальной опоры, что поддерживает в натюрморте духовную связь предметов с православным праздником.
«Натюрморт с фруктами» 1978 г. художника А.И.Алехина выполнен в духе русского авангарда начала ХХ века. Это одна из ранних работ художника, в начале его творческого пути. Время, когда художник находился в творческом поиске, пробовал свои силы в разных стилях, экспериментировал с цветом и формой.
Обрисованные плотным черным цветом, каждый из предметов в натюрморте начинает играть свою отдельную доминирующую роль в картине – графин, фрукты, кувшин, бокал и др. Намеренно грубая фактура холста помогает ощутить тяжеловесность предметов в натюрморте.
Большой интерес представляют авторские работы тольяттинских художников, созданных в конце XX века – керамические композиции Зинаиды и Владимира Прокофьевых.
Керамическая работа З.А.Прокофьевой «Натюрморт с профилем» 1992 г. представляет собой круглую скульптурную композицию из трех элементов – цилиндрического пьедестала, рамки с натюрмортом и скульптурное стилизованное изображение женского профиля. Все элементы изготавливались отдельно - внутри они пустотелые; затем в процессе работы они приклеивались друг к другу и вся композиция обжигалась в печи в сборном виде.
Идея композиции «Натюрморт с профилем» далеко не так однозначна, как это кажется на первый взгляд. В произведении заложен символ творчества, искусства, одухотворенного высокими божественными идеями и античными образцами. В центральной рамке, стоящей на пьедестале, изображена чаша, сквозь которую пророс крест – это искупительная миссия искусства, яйцо закрытое и открытое – его животворящая сила, а кусок перекинутой через раму окна драпировки, по своей фактуре напоминающей сброшенную змеей кожу – символ вечного обновления искусства.
Скульптурная композиция, выполненная в шамоте, в своей внешней поверхности имеет зернистую, цвета песка, несколько архаичную структуру, что отдаленно сближает это произведение с историческими античными экспонатами. То, что автор сделал композицию сквозной, придало ей воздушность, легкость и в то же время графическую четкость, позволяющую ощутить рукотворность, текучесть времени, его материализацию в пространстве композиции.
Тольяттинскому художественному музею исполнилось 25 лет – это еще 25, или уже 25? Вопрос, конечно же, риторический. Для музея, имеющего богатейшую коллекцию произведений изобразительного искусства конца XX начала XXI века и не имеющего отдельно стоящего здания с постоянной экспозицией он является насущным и на сегодняшний день. Конечно, можно прожить еще 25 лет и ничего не поменяется, просто вырастет еще одно поколение тольяттинцев, не имеющих возможности пройти по тихим залам настоящего Тольяттинского художественного музея и насладиться творчеством художников, так щедро дарующих свое искусство людям и искренне верующих в то, что их искусство несет в жизнь Прекрасное, Доброе, Вечное.
Москвитина Лариса
искусствовед, замдиректора по
научной работе.Графика
ДПИ и скульптура
Фотографии
Живопись