Фонды Тольяттинского художественного музея насчитывают около десяти тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Большинство из них создано во второй половине ХХ в. 

Особое место в коллекции музея занимают работы Шандора Зихермана. Творческий диапазон  художника настолько широк, что на данный момент в фондах музея находятся живописные и графические  полотна, плакаты, коллекция медалей и скульптуры, офорты и керамика, всего 74 предмета.

Шандор-Роберт Матьяшевич Зихерман  родился в 1935 году в городе Ужгороде, расположенном в Закарпатье (тогда Чехословакия, позже Советский Союз, теперь Украина). Первые годы он провел в Берегово, в свободное от школы время, Шандор увлекся греко-римской борьбой,  и с 15 лет уже работал профессиональным тренером. Изобразительным искусством юноша увлекся после возвращения с обязательной военной службы.

Выдающийся  украинский пейзажист И.И. Бокшай стал  первым учителем изобразительного искусства Зихермана. А в 1957 году Шандор  принял участие в  первой персональной художественной выставке в Галерее изящных искусств в Ужгороде.

В 1958 году Шандора приняли в Колледж декоративно-прикладного искусства во Львове на факультет монументальной живописи. Через год он перевелся в Ленинград, где Зихерман продолжил обучение на факультете монументальной живописи Высшей школы искусств и дизайна им. Веры Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица). В эти годы художник  начал экспериментировать с различными техниками и материалами в скульптуре, графике и  керамике.

После окончания учебы в 1964 году Шандор Зихерман  переехал в Уральский регион, в город Пермь, где, как монументальный художник,  исполнял заказы для Фонда изобразительного искусства, в том числе фрески, мозаики, сграффито, керамические скульптуры, барельефы  и гобелены (Рис.1). Помимо этого Зихерман тесно сотрудничал с Пермским телевидением и театром. В 1967 году, после Российской республиканской выставки изобразительного искусства, в которой художник принимал участие впервые,  Шандор Зихерман был принят в Творческое обьединение советских художников.  А  в 1975 году стал полноправным членом Союза художников СССР. С 1969 по 1972 годы он работал в разных городах и регионах Советского Союза, в том числе во Львове, Юрмале, Риге, Элисте и Москве.

В 1972 году городской совет Тольятти пригласил Шандора Зихермана помочь улучшить изобразительное искусство быстро растущего молодого города. Во время пребывания в Тольятти художник организовал Фонд изобразительного искусства, а позже собственную творческую ассоциацию художников Тольятти. По инициативе художника в городе было организовано несколько художественных студий для привлечения новых творческих людей. При участии Шандора Зихермана был открыт лицей искусств, где ученики изучали рисование, живопись, лепку, керамику, гобелен, резьбу по дереву, фотоискусство, актерское мастерство, музыку и танцы.

В 1987 году Шандор Зихерман выступил как организатор и активный участник    первого  российского  симпозиума  скульпторов, работающих по камню в Тольятти (рис.2). Созданные десять больших скульптур были подарены городу, в настоящее время осталось четыре скульптуры, шесть утеряно. В Тольяттинском Художественном музее сохранилась модель скульптуры Шандора Зихермана «Волынщик», которую он представил на симпозиуме.

В память о своем пребывании в Тольятти Шандор Зихерман подарил много своих произведений музеям города Тольятти. В 1991 году Тольяттинский краеведческий музей передал в фонд художественного музея ряд работ художника.

Одними  из интересных экспонатов стали две фаянсовых скульптуры «Голуби на крыше».  Путем строгой  лаконичной формы, художник показывает зрителю привычный городской пейзаж с его пернатыми жителями.

Сизый голубь - обитатель городов и деревень, без него невозможно представить городские улицы и площади, он стал своеобразной визитной карточкой многих европейских городов. От одомашненных тысячелетия назад сизарей произошли все современные породы голубей. Городской голубь является полудомашней птицей, поскольку живет рядом с человеком. Спугнуть голубей несложно, они шумно взмывают и занимают недоступные нам вершины. Полет голубей красив, они умеют кружить в воздухе, завораживая своей свободой. Известный  немецкий  естествоиспытатель Альфред Брэм называл этих птиц гражданами мира. Современные люди склонны относиться к голубям пренебрежительно, но  во многих культурах голубь считался религиозным символом. Многие народы с древности оказывали почтение этой птице, голубь считался символом плодородия. В странах Востока он был священным: сидя на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него божественное вдохновение. В христианстве голубь — символ Святого Духа.

Глядя на скульптуру с одиночной птицей  Шандора Зихермана (рис.3), мы видим парящего голубя. Птица расположена на вытянутой цилиндрической форме, которая служит основанием для фигуры, на ней  изображены крыши многоэтажных домов в перспективе, антенны, дымоходы и верхушки деревьев. Художник передает глубину и объем за счет сочетания темных и светлых оттенков кобальта. Птица на цилиндре смещена от центра к краю, чуть нависая над домами, она планирует, кажется еще немного, и голубь приземлится на одну из крыш.  Сама фигура птицы стилизована, тело представляет собой немного сплющенный конус с вытянутым,  заостренным носиком. Широкое   основание  «подмято» в нижней части, формируя тем самым хвост и ноги. Два крыла у верхней части фигуры художник сделал  из толстых керамических пластов разной формы, тем самым показывая движение крыльев, их живописность.  Роспись птицы так же выполнена кобальтом, изображение  перьев   есть на крыльях и хвосте. Их художник   нанес крупными размашистыми мазками, кое-где дополняя несколькими штрихами. В отличие от голубя, город прорисован мелко и детально, благодаря  такому контрасту техники и достигается удивительный эффект возвышения птицы над крышами города.

Вторая же скульптура, с двумя птицами (рис.4), лишена динамики. Крылья голубей сложены, фигуры расположены навстречу друг к другу, головы немного склонены, грудки сомкнуты между собой, ног не видно.  Основание, на котором расположены птицы, уже не такое высокое,  характер изображений изменился, нет ощущения возвышенности,  вид  домов  с другого ракурса. Художник более детально изобразил  облака, поверхность глины фактурная, краска легла не ровно, за счет этого появилось эффектное сочетание  игры света и тени, некоторые из деревьев, часть домов и облака кажутся кружевными. Фигуры птиц условны, форма обтекаемая, полая.  Хвостик обозначен только нервным надломом, окружностями нарисованы  глаза,  крылья художник не стал выделять объемными элементами, они сливаются с телом и проявляются только росписью.   

Чтобы понять уникальность проделанной работы художника, нужно больше узнать о технике фаянса с подглазурной росписью.

Фаянс это изделия с пористым черепком из белых глин. Подглазурными  красками расписывают изделие сразу по утильному черепку, а затем покрывают бесцветной глазурью. Преимущество подглазурной росписи — в ее прочности, потому что краски во время политого обжига, сплавляясь с глазурью, образуют тонкую пленку, предохраняющую их от стирания. Она отличается мягкостью и глубиной тонов, сдержанной цветовой гаммой. Но у подглазурной росписи небогатая палитра, так как большинство красок выгорает при температуре свыше 1000°С. Самой распространенной подглазурной краской является кобальт, дающий после обжига синий цвет различных оттенков. При росписи по сырому материалу и при нанесении глазури на не высохшую краску рисунок получается более мягких тонов, его контуры четко не прорисовываются и немного расплываются, создавая интересный эффект.  Оттенки при росписи и при глазуровании могут зависеть  от технологического режима обжига. Здесь действует такая химическая реакция, как изменение цвета при окислении или восстановлении металла. При обжиге в разных режимах получаются разные цвета.

По технологии мастер наносит краску либо по карандашному контуру, либо сразу кистью. В отличие от других техник, этот способ росписи изделия требует большей точности.

За счет переливов синих оттенков на белом фоне, глядя на работу Шандора Зихермана,  мы невольно вспоминаем традиционный русский фарфор, в стиле «гжель» (рис.5). Но не только использованием кобальта в росписи близка гжель работе художника, но и сюжетностью.  В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями мастера. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли (рис.6). 1972 -1983 годы дали новый импульс в развитии гжельского промысла. С каждым годом росло творческое и исполнительское мастерство создателей фарфоровых изделий, а с ним росла и известность, привлекавшая на промысел новые кадры молодых специалистов. Прилив молодых сил мобилизовал потомственных мастеров, побуждал их к творчеству, пробуждал дух соревнования. Возможно именно на пике популярности искусства гжели, у Шандора Зихермана и возникло желание создать своих «голубей» в 1982 году, или это просто интересное совпадение. Хочется отметить, что гжель развивается не только как традиционное искусство со сложившимися стереотипами, но и дает возможность современным художникам и дизайнерам внести свой вклад в развитие этого народного промысла. Не так давно Гжельский фарфоровый завод пригласил несколько дизайнеров к участию в разработке новых коллекций фарфора, они, как и в свое время Шандор Зихерман,  смогли «поймать» движение и масштабность в своих работах, за счет сочетания в росписи условной формы и крупных мазков с  ювелирной ажурностью традиционной техники (рис.7,8).

За все время проживания в СССР Шандор Зихерман участвовал в 29 всесоюзных и всероссийских выставках графики, медалей, керамики, скульптуры и гобеленов. В том числе в выставках, представляющих советское искусство за рубежом (Венгрия, Чехословакия, НДК, Польша).

Помимо групповых выставок художник   провел более 30 персональных выставок в разных городах Советского Союза, а также участвовал в 13 различных советских или международных художественных симпозиумах, включая графические, симпозиумы по художественной медали и скульптуре, симпозиумы по живописи.

До сих пор во многих городах России экспонируются монументальные произведения Шандора Зихермана (мозаики, сграфитто и памятники) в том числе в Тольятти, Москве, Ижевске, Перми, Краснокамске.

В 1989 году художник  переехал с семьей в Венгрию в город  Будапешт.  Свой переезд художник объяснил так: "В свое время в Союзе мне не давали выставляться, говорили: "Вы не русский художник". Себя Зихерман называет венгерским художником русского происхождения.

С 1990 года Шандор Зихерман участвовал в более чем 60 групповых и персональных выставках в Будапеште, в других городах Венгрии, а также в Германии, Франции, Дании, Бельгии, России, Украине, Англии, Австрии, Португалии и Румынии.

Помимо частных коллекций по всему миру, его работы также можно найти в государственных коллекциях таких музеев, как: Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств (Самара), Театральный музей (Самара),  Мемориальный музей В. И. Ленина (Самара), Тольяттинский художественный музей,  Краеведческий музей (Пермь), Музей изобразительных искусств Удмуртской Республики, Технический музей АвтоВАЗа (Тольятти), Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола),  Музей изобразительных искусств Закарпатья им. Иосифа Боксая (Ужгород), Калмыцкий музей изобразительных искусств (Элиста), Музей медального искусства (Вроцлав), Литературный музей Петофи  (Будапешт), Военно-исторический музей (Будапешт).

На данный момент Шандор Зихерман  является членом Ассоциации венгерских создателей (MAOE), Ассоциации венгерских изобразительных и прикладных художников, Член Союза художников России, AIAP (Международная ассоциация пластических искусств) и Международной федерации художественных медалей (FIDEM). Художник продолжает активную выставочную деятельность и по сей день.

Автор: научный сотрудник, Логинова Д.В.

  • Шандор Зихерман на открытии выставки молодых художников. Пермь. 1966 г._1
  • Работа Шандора Зихермана «Волынщик», выполненная на городском скульптурном симпозиуме в 1987 г._1
  • Модель скульптуры «Волынщик» из собраний ТХМ_1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше 1982 г. КП-416, ДПИ-1_1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982 г. _1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982 г._1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше 1982 г. _1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше 1982 г._1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше 1982 г. КП – 416, ДПИ – 1 3_1
  • Рис.4. Зихерман Ш.М. Голуби на крыше 1982 г. КП-416, ДПИ-1_1
  • Рис. 5. Голуби, фарфор. Гжель._1
  • Рис. 6. Гжель XIX век_1
  • Гжель XIX век _1
  • Рис. 7. Три блюда из коллекции «Астрахань», дизайн Дианы Балашовой_1
  • Набор подарочных тарелок Клавдия, дизайн Дианы Балашовой_1
  • Рис. 8. Чайная пара «Брызги», дизайн Элины Туктамишевой_1
  • Тарелка «Колосья», дизайн Сергея Сысоева_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7