Саламов Байрам родился в 1965 году в предместье Гохмуг г. Шеки (Азербайджан).
В 1986 году окончил Азербайджанское Государственное художественное училище им. Азима Азим-Заде в г. Баку. В Тольятти живет с 1990 года. В 2001 году был удостоен "Гран-При" за работу "Семья музыканта" в конкурсе "Картина года", проводимом Тольяттинской картинной галереей. Член Творческого Союза Художников России с 2002 года. В 2010 году был награжден бронзовой, а в 2012 - уже серебряной медалью от Творческого Союза художников в номинации "За вклад в отечественную культуру". В 2010 году открыл собственную студию-мастерскую "Арт-галерея Байрама". В 2010 году организаторские способности художника были отмечены Швейцарским изданием "Who is who в России. Биографическая энциклопедия успешных людей России" (IV издание, 2010 год, Hubners Who is Who).
Работы Байрама Саламова можно найти в Тольяттинском Художественном Музее, частных коллекциях Москвы, Самары, Тольятти, Челябинска, а также в собраниях частных коллекционеров Испании, Англии, Германии, Кипра, Чехии, Италии, Канады.
Творчество Байрама Саламова, с его стремлением воссоздавать необыденные, порой фантастические ситуации, игрой и интересом к экзотике Востока, с полной определенностью можно назвать романтическим. Этому способствует и своеобразная художественная манера, в особенности – насыщенность и яркость цветового решения, создающая эмоциональную энергию живописи. Причины романтического мировосприятия художника вполне традиционны. Он отворачивается от мирного существования в типичных условиях современного, выросшего вокруг промышленных предприятий, города. Уроженец расположенного в горах азербайджанского города Шеки, художник часто изображает его теснящиеся в выпуклом пространстве, выложенные из камня и покрытые красной черепицей дома, портреты его обитателей, жанровые композиции. Выразительная пластика строений старинного города и горных селений акцентируется в картинах Саламова. Художник воспринимает натуру с глубоким и непосредственным чувством и преображает ее взволнованные поэтические образы. В картинах Байрама воплощается жизненная энергия и красочность его родины. Образный мир произведений Байрама Саламова – это, прежде всего, мир его народа, показанный с праздничной приподнятостью, лирично, или с подспудным драматизмом. В нем раскрываются творчески воспринятые и преображенные в живописи легенды, стихи и музыка, сплетаются черты древности и современности. Темы восточных сказок в вариациях композиций тесно сплетаются с темой любви. Все в них пронизано негой Востока. Девушки, словно цветы, грациозно склоняют головы с безмятежными розовыми лицами. Замедленные плавные движения, легкие повороты, полузакрытые или томно смотрящие глаза… В каждой картине Байрама сосуществуют любовь, наслаждение и музыка. Его персонажи погружены в свои переживания, их состоянию словно сопутствует та или иная музыкальная тема. А иногда они олицетворяют собой многоголосую музыку города. Поэтичность картин на темы музыки и музыкантов, их подчиненность музыкальным ритмам и мелодиям создаются особой эмоциональной средой произведений, гармонией композиционного решения и вибрирующего, наполненного движением и светом цветового строя. Ритмы композиции и звучание цвета согласуются с певучей линией и выразительной пластикой изображений. В творчестве Байрама Саламова соединяются черты азиатской и европейской культуры. На сцену выходят сказочные короли и музыканты в шутовских колпаках. И так же, как в южных работах, часто используется мотив уходящих вдаль черепичных крыш домов. Произведения живописца отличает художественная стилизация, соответствующая той или иной теме и внутреннему содержанию. Работы всегда неоднозначны, широко используется язык ассоциаций. Характер творчества Байрама Саламова обусловлен романтическим направлением, к которому можно отнести его живопись, формирование его искусства имеет объективные, общие для романтиков причины. Художественный язык мастера во многом определяется его принадлежностью к Азербайджану. На автора оказало влияние современное национальное искусство с его мироощущением, образными и тематическими пристрастиями, характером декоративности. Живопись Саламова, как и работы многих азербайджанских художников, обогащает народное творчество – яркие и жизнерадостные орнаменты ковров, звучные сочетания чистого цвета миниатюр. Вспомним, что до приезда в Тольятти Байрам жил в городе Шеки, где со времен средневековья процветают художественные ремесла и промыслы. Картин много, они очень разные, но все же главное в них – поэтичность и горение жизни, дающие о себе знать солнечной яркостью палитры, темпераментом живописной техники, своеобразной пластикой.
А.В. Павельева-Кузьмина, искусствовед, член Союза художников России