Судьба, как это часто бывает, не всегда расположена благосклонно к творческим личностям. И признание таланта, приходит, к сожалению, только после их смерти. Именно к таким художникам относится и Николай Шеин.

Коллекция картин куйбышевского художника Николая Федоровича Шеина попала в фонды Тольяттинского художественного музея в 1989 г. из Куйбышевского художественного музея, чьим филиалом он тогда являлся, и представляет в основном работы второй половины 70-х начала 80-х годов. Это был период высокой творческой активности художника, создавшего работы не на показ, а потому что «душа требует».

В селе Бахилово в Жигулях, где у Шеина был свой большой дом-мастерская, художник жил отшельником: содержал собственный сад с посаженными в нем яблонями, огород и пасеку с десятком ульев. Здесь среди ржаных    полей, перелесков, недалеко от Волги, Николай Шеин находился с ранней весны до поздней осени; работал и писал этюды любимых окрестностей.

В произведениях Н.Шеина, представленных  в фонде музея, можно отметить и стилевое, и жанровое  разнообразие. Так наряду с пейзажами представлены автопортреты разных лет, символико-аллегорические композиции с придуманными сюжетами, в которых  отразился его по-детски непосредственный взгляд на окружающий мир.

Рассматривая экспозицию выставки, постоянно ловишь себя на мысли, что картины написаны разными художниками – так кардинально меняется от полотна к полотну и рисунок, и композиционное построение, и колорит произведений.

Выбирая сюжеты для своих картин, Шеин в первую очередь отталкивался от реального пейзажа, поэтически и одухотворенно его преображая. Так в работе «Квартал в Самаре» 1974 г. художник в композиции использует позицию высокого горизонта, что придает картине сказочность и повествовательность. Изображение идет по спирали, опоясывая гору маленькими  разноцветными домиками, уходящими далеко вниз. Художник видит мир как бы с высоты птичьего полета; люди выглядят муравьями, занятыми своими бесконечными, бесхитростными делами. Шеин в картине не выделяет человека, в его интерпретации человек и город одно неразрывное целое.

В городских пейзажах Шеина нет особых упоминаний о каких-то конкретных местах. Да это и не так важно. Важнее то, как художник соотносит название картины с его внутренним содержанием, что пытается донести до зрителя. Картина «Мост» 1980 г.(?) выделяется своей четкой, линейной композицией – линии берега вторит плавная линия моста с проезжающими машинками, затем линия ярко-оранжевых зданий фабрики с высокими дымящимися трубами и завершается композиция линией белых однотипных кубиков домов.

Кисть художника работает быстро, прокладывая широкие мазки по всей поверхности холста, процарапывая по необходимости резкие отметины в рисунке течения реки под мостом обратной стороной кисти.  Мост своей плавной изогнутой линией задает необходимую опору всей композиции, вносит в произведение ощущение прочности   и стабильности.

В пейзажах Шеину легко удавалось передать дух провинциальных рабочих городов, фабричных окраин. Так, в картине «Городок» 1980 г. художник находит особую прелесть в стоящих близко друг к другу двухэтажных домиках, уличных фонарях, светящих каким-то нереальным желтым светом, дымящихся фабричных трубах.

Сталкиваясь с образами мироустройства Николая Шеина в картинах, невольно принимаешь правила его игры, пытаешься понять его живописные послания. В этом придуманном художником мире все немного иначе, чем в реальности – так в картине «Краны» 1980 г. художник изобразил, стоящие в воде портовые краны, но в их очертаниях ясно просматриваются то мачты парусных кораблей, то мольберты с чистыми белыми холстами для новых, еще не написанных картин.

Очень часто в произведениях Шеина последних лет улавливается символический подтекст. Так в картине «Корабли» - мощный форпост выстроившихся в ряд кораблей, выглядит несокрушимой стеной, этаким стражем времени, застывшим в ледяном плену. Но есть что-то и печальное в этой композиции – в том, как напряженно натянуты тросы-струны якорей, как диссонансом замерзшей статике кораблей проносится веселый зеленый поезд на фоне бегущих по синему небу белых барашков облаков.

Вообще тема статики и движения весьма характерна для творчества Шеина. Так неподвижность окружающего пейзажа помогает увидеть движение белого кораблика в картине «Белый пароход» 1975 г. Белый пароход – это символ мечты, это желание чего-то достичь, изменить в своей жизни, сделать ее более гармоничной и совершенной. Яркие краски охристо-желтой осени служат фоном для белого, словно игрушечного, кораблика, резво плывущего по реке.

Для Николая Шеина образ дерева стал одним из основных в творчестве. В картине «Человек-дерево» 1976 г. (?) художник напрямую отождествляет себя с деревом. Человек сажает сад, чтобы оставить о себе память на этой земле. Только и сам он становится сродни дереву – его корни – это вены, разносящие кровь по всему телу, а потому и стволы деревьев и их корни красны, чтобы подчеркнуть неразрывную связь единения дерева и человека.

А в картине «Синие деревья» 1980 г. – мотив дерева звучит как роковое предчувствие скорого ухода художника из этого мира – обрезанные кроны деревьев синего цвета без листьев, взятый отдельно пласт земли с обнаженными, оранжево-коричневыми корнями, жадно тянущимися к воде… Картина создает ощущение оторванности, одиночества жизненного пути художника, невозможности закрепиться ему в этом мире, на этой земле…

Говоря о творчестве Николая Шеина, нельзя не упомянуть о влиянии на него художников постимпрессионистов. Есть что-то «ван-гоговское»   в его пейзаже «Стерня» - в этих полосатых желто-охристых полях, в сочных, разноцветных деревьях, в колорите картины, как бы промытом осенним проливным дождем. В картине вся поверхность полей со скошенным сеном, пасущимися коровами и уходящей за горизонт полосой сине-зеленого леса, открывается перед зрителем во всем своем красочном многообразии.

Картины Николая Шеина, представленные в фондах Тольяттинского художественного музея, позволяют зрителю почувствовать свое единение с природой Волги, Жигулей, ощутить себя частицей окружающего мира.

 Москвитина Лариса
Искусствовед,
замдиректора по научной работе ТХМ

  • Шеин Н.Ф.Ясный день на Волге.1972.Картон,масло. 43х58. КП-1121, Ж-346
  • Шеин Н.Ф.Окраина деревни. Холст, масло. 53х67,5. КП-567, Ж-226
  • Шеин Н.Ф.Жигулёвские горки. Холст,масло. 86х89. КП-1122, Ж-347
  • Шеин Н.Ф. Человек-дерево. Холст, масло. 105х81. КП-587, Ж-242
  • Шеин Н.Ф. Хлебозавод. 1976. Холст, масло. 69х89. КП-585, Ж-241
  • Шеин Н.Ф. Стерня. Холст, масло. 73х63. КП-562, Ж-220
  • Шеин Н.Ф. Синие деревья.1980. Холст, масло. 56,5х68. КП-570, Ж-228
  • Шеин Н.Ф. Рыбаки. 1975. Холст, масло. 70,5х106,5. КП-565, Ж-224
  • Шеин Н.Ф. Роща. Картон, масло. 32,5х47,5. КП-608, Ж-260
  • Шеин Н.Ф. Посёлок Зольное. 1972. Картон, масло. 36,5х56. КП-573, Ж-231
  • Шеин Н.Ф. Посёлок в горах. 1972. Картон, масло. 36х55. КП-607, Ж-259
  • Шеин Н.Ф. Поля. Картон, масло. 32х45. КП-572, Ж-230
  • Шеин Н.Ф. Пейзаж со снегом. Картон, масло. 31х32,5. КП-609, Ж-261
  • Шеин Н.Ф. Пейзаж с избушками. Холст, масло. 45х76. КП-574, Ж-263
  • Шеин Н.Ф. Пейзаж с горами. Картон, масло. 44х59,5. КП-613, Ж-255
  • Шеин Н.Ф. Пашня весной. Холст, масло. 53,5х91. КП-582, Ж-238
  • Шеин Н.Ф. Осенью. Картон, масло. 36х55. КП-612, Ж-267
  • Шеин Н.Ф. Осенняя дорога. Картон, масло. 41,5х57. КП-606, Ж-258
  • Шеин Н.Ф. Огни. Холст, масло. 34х62. КП-581, Ж-237
  • Шеин Н.Ф. Обелиски.1976. Холст, масло. 73,5х102. КП-584, Ж-240
  • Шеин Н.Ф. Обелиски и пионеры. 1976. Холст, масло. 76х103,5. КП-589, Ж-244
  • Шеин Н.Ф. Натюрморт с черепом. Холст, масло. 51,5х67. КП-597, Ж-249
  • Шеин Н.Ф. Натюрморт с перцем. Бумага, картон, масло. 75х56. КП-604, Ж-384
  • Шеин Н.Ф. Мужской портрет. Картон, масло. 71,5х50. КП-598, Ж-250
  • Шеин Н.Ф. Мост. Холст, масло. 65х86,5. КП-586, Ж-264
  • Шеин Н.Ф. Март. Картон, масло. 42,5х58. КП-566, Ж-225
  • Шеин Н.Ф. Лов рыбы зимой. Холст, масло. 79х117. КП-588, Ж-243
  • Шеин Н.Ф. Лиловая пашня. Холст. масло. 53х56,5. КП-594, Ж-248
  • Шеин Н.Ф. Красные деревья. Картон, масло. 42,5х58. КП-568, Ж-222
  • Шеин Н.Ф. Краны. Холст, масло. 73,5х58,5. КП-593, Ж-265
  • Шеин Н.Ф. Корабли. Холст, масло. 57,5х97,5. КП-583, Ж-239
  • Шеин Н.Ф. Квартал в Самаре. 1974. Холст, масло. 87х117. КП-580, Ж-236
  • Шеин Н.Ф. Иней. Холст, масло. 72х72. КП-592, Ж-247
  • Шеин Н.Ф. Зелёный пейзаж. Картон, масло. 35х42. КП-595, Ж-256
  • Шеин Н.Ф. Зелёный пейзаж. Картон, масло. 30х40,5. КП-596, Ж-257
  • Шеин Н.Ф. Застолье. 1976. Холст, масло. 87,5х67,5. КП-591, Ж-246
  • Шеин Н.Ф. Жигули. Холст, масло. 68х105. КП-579, Ж-235
  • Шеин Н.Ф. Жигули. Холст, масло. 56,5х76. КП-563, Ж-221
  • Шеин Н.Ф. Дорога в лесу. Картон, масло. 68х52. КП-603, Ж-266
  • Шеин Н.Ф. Деревья. Картон, масло. 54х40. КП-614, Ж-270
  • Шеин Н.Ф. Деревья. Картон, масло. 42х56,5. КП-611, Ж-269
  • Шеин Н.Ф. Деревня.Закат. Холст, масло. 33х76. КП-576, Ж-233
  • Шеин Н.Ф. Деревня. Холст, масло. 34,5х65,5. КП-577, Ж-268
  • Шеин Н.Ф. Деревня. Картон, масло. 35х48. КП-610, Ж-262
  • Шеин Н.Ф. Городок. Холст, масло. 66х66. КП-575, Ж-232
  • Шеин Н.Ф. Гора и катер. 1976. Холст, масло. 82х90. КП-590, Ж-245
  • Шеин Н.Ф. Гора зимой. Холст, масло. 45,5х78,5. КП-564, Ж-223
  • Шеин Н.Ф. Ветреный день. Картон, масло. 42х48. КП-569, Ж-227
  • Шеин Н.Ф. Боярышник. Холст, масло. 73х118. КП-578, Ж-234
  • Шеин Н.Ф. Белый пароход. 1975. Холст, масло. 73,5х86,5. КП-561, Ж-219
  • Шеин Н.Ф. Бабье лето. 1973. Картон, масло. 44х66. КП-571, Ж-229
  • Шеин Н.Ф. Автопортрет. Холст на ДВП, масло. 66х47,5. КП-600, Ж-252
  • Шеин Н.Ф. Автопортрет. Картон, масло. 72х59. КП-602, Ж-254
  • Шеин Н.Ф. Автопортрет. Картон, масло. 42х35. КП-599, Ж-251
  • Шеин Н.Ф. Автопортрет. Бумага, карандаш. 65х50. КП-605, Г-310
  • Шеин Н.Ф. Автопортрет с кистью. Холст на ДВП, масло. 89х60,5. КП-601, Ж-253

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7