0+

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно недавно с 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие человеческие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование.

Самые теплые воспоминания в жизни всегда связаны с детством, с родителями, когда каждый день – как в сказке, что-то новое – как чудо. Заслуга матери в жизни каждого ребенка неоценима. Любовь и старания матери закладывают фундамент будущей личности. А какой неизведанной и магической силой обладает материнский инстинкт? Только мама может понять, почувствовать, что с её ребенком что-то случилось, может уловить его настроение по одному лишь сказанному слову…  

Образ матери, единство матери и ребенка – вечная тема искусства и «Древнейшая песнь материнства» — это иконы. Тысячи шедевров мирового искусства посвящены великому предназначению женщины — материнству. Поэты, композиторы, скульпторы и художники всех времен и народов воспевали женщину-мать, ее подвиг и безграничную силу ее материнской любви. Образ матери с ребенком на руках вдохновляет своей нежностью, чистотой и святостью. Духовная связь мамы и ребёнка особая. Она безусловна, у неё нет ни начала, ни конца. Великие образы материнства в разные времена и в разных странах воспевали художники, используя свойственные времени средства художественного выражения. Поэтому тема неиссякаема и будет волновать художников всегда, так как чувство любви к матери невозможно выразить какой–либо одной картиной. Это делает актуальным данную тему в любую эпоху. 

В коллекции Тольяттинского художественного музея есть произведения, сюжетная линия которых напрямую или опосредованно связана с материнством.

В картине Юрия Пенушкина «В конце лета» 1987 г. х.м., 190х170 см. выявляется тенденция представления произведения, несущего в себе аллегорическое содержание, с фигурами не действующими, но воплощающими  определенное душевное состояние, благодаря чему образы несут в себе смысл иносказания. В своем произведении Пенушкин создал образ трех молодых женщин, трех матерей, образ, относящий нас к живописи старых мастеров эпохи Возрождения. Это не женщины во дворе деревенского дома, это три грации, три нимфы, три богини. Взгляд от женщины в центре скользит к стоящей рядом матери с девочкой, а от нее по опущенным глазам переходит к женщине, стоящей слева с мальчиком на руках, и возвращается к центральному образу. Яблоко, которое бережно держит женщина с девочкой на руках – это символ плодородия, женственности и красоты. Художник создал прекрасный образ материнства, молодости и здоровья. Колорит картины строится на сочетании коричнево-красных, зеленоватых и белых тонов. Композиционно художник выносит своих героинь на авансцену, отделив задний план картины, как театральным занавесом, цветочным одеялом, висящим на веревке. Картина молчаливого созерцания так прекрасна, что, невольно, отбросив свои дела, любуется ею молодой мужчина в глубине картины.

Лев Табенкин строит композицию своей картины «Беженцы» 1987 г. х.м. 170х230 см. против часовой стрелки – движение в ней идет не слева направо, а справа налево – движение идет, преодолевая трудности. Беженцы, гонимые люди, гонимые войнами, катаклизмами, пожарами, да и просто разными обстоятельствами. У них нет ни лица, ни национальности. Фронтальное расположение фигур в композиции, фризовое построение, говорит о бесконечности этой процессии во времени и пространстве. Табенкин создает собирательный образ беженцев – в основном это женщины и дети; дети, которые быстро повзрослев в тяжелых условиях, становятся помощниками взрослых. И каким нежным, безмятежным и беспомощным  на фоне этих сосредоточенных, ушедших в себя людей, выглядит лицо спящего младенца, повернутого к зрителю, которого бережно несет мать,  крепко прижимая к груди, который еще не в силах осознать и понять всю тяжесть свалившегося на плечи   его сородичей несчастья. Художник как бы говорит своим произведением – наш Мир очень хрупкий. Силой и войнами уже невозможно решить его проблемы, а погубить его целиком и себя вместе с ним стало до ужаса просто. Художник работает на большом формате холста, красками буквально вылепляя на нем рельеф. Сочетание перламутровых, серых и розоватых тонов придает картине значительный вес и монументальность.

Марина Варфоломеева  своей нежной работой «Каток» 2007 г. фанера, масло, 75х50 см. представляет духовную связь и единство матери и дочери Девочка еще неустойчиво стоит на коньках на скользком льду, а мама бережно с глубокой нежностью поддерживает ее за плечи. Работа еще несет и символический подтекст – как часто дорога жизни перед молодым человеком наполнена разными опасностями, и именно мама со всей своей мудростью может предупредить о них.

Многозначная символика в творчестве Александра Кремнева соединяется с игровым началом. Художник пытается постичь философию жизни, остро ощущая ее проблемы. Произведения Кремнева можно назвать фантазиями, порожденными реальностью. Форма, условность языка живописи зачастую соединяются с парадоксальностью решения. Небольшая картина художника «Мама готовит обед» 1994 г. пластик, масло, 17х17 см. напоминает на первый взгляд детский рисунок. И действительно, художник подглядел сюжет картины у своей дочери. В работе существует определенная условность – над кастрюлей совершает магические действия мама в образе белого Ангела. Ее тело приподнято в воздухе, руки вскинуты вверх, а лицо воодушевлено. Тем самым художник подчеркивает, что мама вкладывает часть души при приготовлении пищи.

В течение нескольких лет Михаил Зыков разрабатывал тип программного натюрморта, включающего в себя репродукции или слепки с прославленных произведений искусства. В серии натюрмортов он развивал усложняющуюся от работы к работе интригу, одновременно объединяя и сталкивая великие образы ушедших эпох и атрибуты сегодняшнего дня.

В начале 90-х годов горечь и потерянность художника, не находящего в современной реальности нравственных ориентиров, воплотилась в некоторых его композициях, особенно произведении «Лето 91 - го» 1991 г. ДВП, масло, 107х114 см. В композицию своей работы художник вводит репродукции картин великих мастеров эпохи Возрождения Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Образ мадонны с картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», написанной им в конце ХV века, художник не случайно поставил в свой драматический натюрморт, как символ спасения мира. Недаром, маленький щегол, которого сжимает в своей руке младенец, в картине Зыкова становится птицей, летящей под двойной радугой, что также считается чудом, а чистый холст, стоящий напротив еще ждет, чтобы художник написал свое новое произведение.

Одно из самых поэтических произведений Шандора Зихермана – это его офорт «Графический лист II» 1959 г. Что может быть лучше и чище образа женщины- матери, кормящей ребенка. Сколько нежности, ласки и доброты заложено художником в этом сюжете. Используя ограниченные художественные возможности офорта, Зихерман создал цельный, гармоничный, запоминающийся образ. Рисунок обозначен полупрозрачно, намечен всего несколькими штрихами, что придает работе воздушность и невесомость.

Акварели Надежды Овсянниковой всегда тонкие, изящные и в тоже время архитектурно-графичные. В картине «Зимний вечер в Бахиловой поляне» 1986 г. – уютно светятся окошки в деревенских домах, деревья утопают в голубом пушистом снегу, маленькая лодочка застыла у берега на блестящем льду, а по узенькой тропинке не спеша, идут в гости нарядные мама с дочкой. Фонарей вокруг нет, поэтому свет в своем доме женщина предусмотрительно оставила включенным. Тонкие кружева деревьев с четкой прорисовкой ветвей придают картине легкость и изысканность.

В другой картине художницы «Из детства» 1980 г. б. акв.60х54 см – представлен образ бабушки, окруженной своими внуками. Художница с любовью прописывает интерьер деревенского дома, застеленного домотканными половичками, очень чистого и аккуратного как сама хозяйка, сидящая за столом, положив темные натруженные руки себе на колени. Ее маленький деревянный домик сияет чистотой и праздничным настроением, так как для бабушки приезд ее внуков – это праздник, который она ждет каждый день.

Тема материнства    во все времена являлась притягательной для художников. Этой же теме посвящена работа Василия Глушкова из г. Ангарска «Мать». Созданное в технике офорта произведение поражает своей точно найденной формой положения тела в пространстве картины. Так линия головы женщины по сильной стройной шее перетекает в линию плеча и руки. Наклон головы со  свисающей копной волос, рука, бережно поддерживающая головку спящего ребенка, нежное, но сосредоточенное выражение лица матери – все это вместе ставит произведение «Мать» в ряд лучших  графических произведений на эту тему. Сама работа сделана так, что зрителю неясно - какого она времени? Для художника тема «мать и дитя» остается вне времени, вне религии и национальности. Вся картина проникнута искренним чувством единения, слияния двух душ, двух сердец – матери и ребенка.           

Всю свою жизнь тюменский художник Евстафий Кобелев посвятил линогравюре. Несмотря на то, что в творчестве художника преобладала в основном индустриальная тема, связанная с  освоением Севера, Кобелев в своей работе «Материнство» вторая половина 20 века, линогравюра, 49х61 см. отдал дань и вечному мировому сюжету – матери, кормящей ребенка грудью. В комнате на фоне окна с откинутой шторой сидит молодая мать, на руках которой младенец, пьющий грудное молоко. Лицо женщины спокойно и задумчиво, она с любовью и нежностью всматривается в лицо своего малыша, густые волосы, заплетены в длинную небрежную косу, а руки крепко и нежно держат ребенка. В доме царит обстановка, где разлиты тишина, спокойствие и безмятежность, контрастирующая с шумом повседневной жизни молодого строящегося города за окном.

Для Елены Смуровой ее любовь к философской созерцательности находит свое отражение в картине «Красные облака» 2007 г. картон, пастель. Композиция с раздвинутыми стенами-кулисами открывает выход в открытый мир. Желтая извилистая дорога приглашает в путь в этот далекий незнакомый, но такой манящий мир с тревожными красными облаками. Мать отпускает свою старшую дочь в этот мир, полный забот, тревог и волнений. Держа на руках маленького сына, она смотрит вслед уходящей дочери с тревогой и надеждой.

Образ женщины-мадонны с готически вытянутыми формами тела и маленькой головкой с нимбом над ней передан в скульптуре «Ожидание» 2003 г. скульптора Дмитрия Власова. В этой простой условности есть своя красота и чистота образа, как в древних скульптурах первобытных богинь. Это одновременно и мадонна, и древний символ плодородия. В тоже время образ, воплощенный в скульптуре «Ожидание», очень современный и монументальный, ее очень легко представить и в большом размере в центре открытого пространства.

День матери в России призван поддержанию традиций бережного отношения к женщинам как настоящим, так и будущим матерям. Этот праздник служит делу укрепления семейных устоев и особо отмечает значение матери как человека, дающего новую жизнь. Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. С самых первых минут нашей жизни мы окружены ее теплом и заботой. Становясь старше, мы доверяем ей наши тайны и страхи, делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире и всегда рассчитываем на полную поддержку и понимание с ее стороны. 

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, благодарность за подаренную жизнь, за жизнь, наполненную любовью и добром.

Виртуальная экскурсия по выставке доступна по ссылке в группе музея "Вконтакте".

Материал подготовили заместитель директора по научной работе – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.

  • Власов Д.Е. Ожидание. 2003. Бронза, мрамор. 60х11х14. С-68, КП-8167_1
  • Табенкин Л.И. Беженцы. 1987. Холст, масло. 190х170. Ж-28, КП-28_1
  • Пенушкин Ю.И. В конце лета. 1987. Холст, масло. 190х170. Ж-63, КП-67_1
  • Кремнев А.В. Мама готовит обед. 1994. Пластик, масло. 17х17. Ж-425, КП-7978_1
  • Зыков М.В. Лето 91-го. 1990-е годы. ДВП, масло. 107х114. Ж-532, КП-8205_1
  • Варфоломеева М.А. Каток. 2007. Фанера, масло. 75х50. Ж-565, КП-8362_1
  • Смурова Е.В. Красные облака. 2007. Картон, пастель. 70х100. Г-4457, КП-8377_1
  • Овсянникова Н.Ф. Зимний вечер в Бахиловой поляне. 1986. Бумага, акварель. 61х60. Г-263, КП-476_1
  • Овсянникова Н.Ф. Из детства. 1980. Бумага, акварель. 63х55,5 .Г-266, КП-479_1
  • Кобелев Е.К. Материнство. Вторая половина 20 века. Бумага, линогравюра. 49х61. Г-21, КП-113_1
  • Зихерман Ш.М. Графический лист II. 1959. Бумага, офорт. 25,5х15,8. Г-229, КП-392_1
  • Глушков В.П. Мать. вторая половина 20 в. Бумага, офорт. 56х41. Г-149, КП-300_1

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7