Коллекция произведений тольяттинских мастеров в фондах музея представлена большим самостоятельным блоком – более 70 художников и более 700 произведений живописи, графики, скульптуры и изделий декоративно-прикладного искусства. В их разнообразных по жанрам и художественным приемам работах (в основном это реалистическое и абстрактное искусство), находят отражение главные тенденции развития современного искусства.

Данная коллекция подбиралась таким образом, чтобы показать стилистическое и жанровое разнообразие художественной жизни Тольятти, начиная с 70-х годов ХХ века и до настоящего времени. Большинство художников в 80-х – 90-х годах состояли в различных творческих союзах – Союзе художников России, Творческом союзе художников России, Клубе художников-ветеранов ВОВ, объединении «Палитра», творческой группе «Журмарин», ИЗО-клубе Тольятти, художественном объединении «Пантеон». Многие художники уже уехали из Тольятти, некоторых уже нет в живых, но произведения их остались в фонде музея и представляют не только художественную, но и историческую ценность для города. Коллекция произведений тольяттинских художников очень разнообразна – здесь есть и классические портреты и натюрморты, абстрактные и обобщенно-символические композиции, но большую часть работ составляют близкие нашему сердцу волжские пейзажи – Волга, Жигулевские горы, село Зольное, Бахилова поляна, Ширяево, городские окрестности и многое другое.      

В произведениях Жанны Исаевой, представительнице уже не существующей творческой группы «Журмарин», есть игра и сказка, жестокость и обреченность, стылая тоска, схватка и тишина пустыни… Как говорила тольяттинский искусствовед А.В.Павельева, для всех членов этого объединения «общим было то, что молодые художники не ставили своей целью прямое отражение предметов и явлений окружающего мира. Не отрываясь от реальности, используя методы фигуративного искусства, они свободно компоновали свои картины для того, чтобы было возможно по-своему интерпретировать действительность и, отбросив сиюминутное, создавать обобщенные произведения, полные общечеловеческого значения».

На первый взгляд трудно определить к какому персонажу в картине относится название Жанны Исаевой «Птичка» 1994 г.  То ли действительно к птичке, сидящей у девочки на плече, или это она сама птичка - в пышной короткой юбке, напоминающей оперение, с маленькими прозрачными крылышками за спиной. А возможно, это аллегория чуда, которое надо оберегать от посягательства темных сил в образе больших бульдогов и черной кошки, сидящей на крыше собачьей конуры. В этом раннем произведении  художника  есть какой-то элемент театральной игры -  свободная птичка поет и, слушая ее, замерла девочка в восторженном порыве, прижав руки к груди, слушают ее и псы, склонив набок свои страшные морды, и только черный кот не может побороть в себе натуру хищника и готовится к прыжку, чтобы завладеть этим божественным крылатым чудом. Картина Жанны Исаевой «Птичка» многопланова и неоднозначна по своей символической окраске. Ее яркий, переливчатый колорит - от нежно-розового до черно-коричневого – как свидетельство того, что в жизни есть и хорошее, и плохое, черное и белое, день и ночь, добро и зло…

Материал подготовили заместитель директора по научной работе, искусствовед – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.

  • Жанна Исаева. Птичка_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7