Виктор Семенович Вильнер (1925-2017) – художник, график, признанный мастер литографии. Художник родился в Ленинграде в 1925 г. и с детства осваивал азы рисунка и живописи, занимаясь в Ленинградском Дворце пионеров. В 1941 г. он продолжил учебу в Ленинградском художественном училище, прерванную Великой Отечественной войной. Отец и сестра будущего художника умерли в дни Ленинградской блокады, а Виктор вместе с матерью был эвакуирован в г. Сормово (близ г. Горького), где стал работать на заводе и ушел оттуда добровольцем на войну. После демобилизации в 1945 г., художник продолжил учебу и в 1950 г. окончил живописное отделение Ленинградского художественного училища по классу Евгении Марковны Магарил, ученицы Малевича, где получил представление об искусстве авангарда. Затем последовали годы занятия живописью, книжной графикой, преподаванием.

С 1960-х гг. Виктор Семенович Вильнер стал серьезно заниматься литографией. Переступив порог ленинградской экспериментальной литографской мастерской в 1966 г., он остался там на тринадцать лет. Художник много экспериментировал с техникой литографии: рисовал кистью на камне или цинковой пластине, использовал неожиданные материалы (мрамор, пластик, металл), сочинял рецепты, позволяющие сохранить свежесть красочной поверхности.

 В творческом арсенале художника представлены серии цветных автолитографий - «Белые ночи» (1972), «Поклонение» (Месяц, Солнечный луч, 1971), импровизация по мотивам «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (1999) - «Игроки», «Пролог», «Сапожник» (1973—1975); по мотивам Ф. М. Достоевского - «Скрипач», «Наказание» (1973); по мотивам «Фауста» Гёте - «Прогулка» (1994), «Сеанс Портрета» (1994), по мотивам произведений У. Шекспира (1995), романа А. Белого «Петербург» (2001); «Всадник» (1999), «Островитяне» (2004).

В коллекции графики Тольяттинского художественного музея представлена прекрасная подборка из семи автолитографий Виктора Вильнера. Все они датированы 1980 г. и поступили в музей в 1989 г. от разных организаций – Министерства культуры РСФСР и «Росизопропаганды».

Город Ленинград – Санкт-Петербург стал главной и, по сути, единственной темой в творчестве мастера. Не случайно первые значительные успехи в цветной литографии также были связаны с посвященной Ленинграду многолистовой серией «Дни нашей жизни». Его видение родного города, отраженное в литографиях, имеет своеобразный и неповторимый характер, проявляющийся в сочетании реальных образов города и его памятных мест, отображенных в деталях и без избыточной помпезности, с тем духом, который присущ этому городу.

Ленинград-Петербург, город морской и промышленный, праздничный и будничный; город, где обитают реальные жители и персонажи А. Пушкина, Н. Гоголя и Ф. Достоевского. Станковые литографии Вильнера обычно сгруппированы в серии (пейзажные - «Белые ночи», «Дни нашей жизни», серии по мотивам произведений Гоголя, Достоевского, Блока).

Композиции в литографиях Виктора Вильнера нередко строятся по типу панорамы, с высоты птичьего полета. Цветные автолитографии художника трудно назвать пейзажем в обычном понимании. В его работах важны совмещение сюжетов, ассоциативность, высокая насыщенность изображения, определенная многомерность.

Обширная реалистическая серия «Дни нашей жизни» (1970-е гг.) с видами Ленинграда стала одной из первых литографических удач художника. В листах этого цикла Вильнер придумал оригинальную структуру пространства, блистательно соединил натурные и придуманные детали, опрокинул, перетасовал улицы, дворцы, трущобы, образы классической литературы.

Литографии Виктора Вильнера, посвященные его родному городу, можно сказать, до неистовства повествовательны. Художник ненасытен в деталях, он не устает рассказывать зрителю о разном – о мелочах быта, о работе и досуге, о семейных связях и коллизиях, о фантазиях и чудесах, вторгающихся в прозаическое существование, фантастическая сказка сплетается с бытовым анекдотом, и в конечном итоге получается, что нам повествуют не более и не менее как о таинственной неисчерпаемости бытия, о бесконечности мироздания, не выходя за пределы комнаты, улицы, двора. Все это прекрасно отражено в его работах из собрания музея – «В новом районе», «Двор моего детства», «Рабочая река», «На проспекте», «Футбол», «Полдень».

Немного выделяется из общей серии литография «У окна». В ней художник представляет уголок провинциального города из старой дореволюционной жизни. Немощеные улицы, телеги, запряженные усталыми лошадьми, многочисленные вывески на городских лавках. Для создания нужного образа -  одиночества маленького человека в городе, Вильнер находит интересный прием – он увеличивает одну из комнат, убирает внешнюю стену и освещает ее изнури. На общем фоне голубовато-сероватого вечера с тонкой карандашной прорисовкой – теплым желтоватым пятном светится квадрат комнаты со стоящим к зрителю спиной одиноким мужчиной. 

Творчество Вильнера отразило изменение «града Петра», воплотило его новый облик. Вильнер оказался одним из наиболее последовательных авторов, стремившихся постичь дух города, проникнуть в его мифологию, наполненную образами из литературных произведений. Фантастика в «Днях нашей жизни» заметна не сразу и не является самоцелью, эти литографии - сконцентрированные мгновения ленинградской жизни, где концентрация как прием требует формальных и смысловых искажений.

Его работы можно долго рассматривать или разгадывать как ребус. Безусловно неповторимо передана атмосфера города Ленинграда-Санкт-Петербурга, соединившая в себе и исторический, и современный дух города, волей художника преобразованный в картины из снов и видений.

Виктор Семенович Вильнер получил широкое общественное признание. Стал членом Союза художников СССР (1967), Заслуженным художником России, членом-корреспондентом Академии художеств. А  произведения художника находятся в крупнейших музеях мира: в Государственной Третьяковкой галерее (Москва), Музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва) Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Музее истории города (Петербург),   Дрезденской картинной галерее (Дрезден, Германия), Метрополитен Музей (Нью-Йорк, США), Национальной галерее (Вашингтон, США), в частных коллекциях и других российских и зарубежных собраниях.

С 1965 г. Виктор Вильнер был постоянным участником всевозможных выставок, в том числе и зарубежных (в Германии, Польше, Югославии, Италии, Индии, США, Норвегии, Канаде, Болгарии, Греции, Анголе, Сенегале, Аргентине, Турции, Алжире и пр.) У него проходили персональные выставки в Ленинграде, Москве, Дрездене, Вологде, Питтсбурге, Санкт-Петербурге, всего более 60 персональных выставок. В 2015 г. была издана иллюстрированная монография «Виктор Вильнер. Роман с литографским камнем. Живая графика художника, влюбленного в Петербург».

Творчество Виктора Вильнера, выраженное в многомерном мире авторской литографии, навсегда останется символом независимого искусства. Графическую культуру Петербурга последней трети ХХ века невозможно представить без творчества художника, вслед за своими великими предшественниками воплотившего новый образ города Петра.

Материал подготовили заместитель директора по научной работе, искусствовед – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.

  • Вильнер В.С. Футбол.1974. Бумага, цветная автолитография, 51х66. Г-12, КП-104_1
  • Вильнер В.С. Рабочая река. 1974. Бумага, цветная автолитография. 51,6х76,6. Г-313, КП-667_1
  • Вильнер В.С. Полдень. 1980. Бумага, цветная автолитография, 67х50. Г-14, КП-106_1
  • Вильнер В.С. На проспекте. 1980. Бумага, цветная автолитография. 53х72. Г-13, КП-105_1
  • Вильнер В.С. Двор моего детства. 1980. Серия Годы и память. Бумага, цветная автолитография. 54х73. Г-312, КП-666_1
  • Вильнер В.С. В новом районе. 1985. Бумага, цветная автолитография. 69,5х51. Г-311, КП-665_1
  • Вильнер В.С. У окна. 1985. Бумага, цветная автолитография, 64х48. Г-15, КП-107_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7