0+
Человечество с древних времён мечтало покорить небо. Смельчаки, несмотря на опасность, предпринимали попытки взлететь при помощи специальных изобретений.
Всем нам хорошо известна история из древнегреческой мифологии о талантливом художнике и изобретателе Дедале, а также его сыне Икаре, который погиб во время полёта на искусственных крыльях.
В древнем Китае учёные и изобретатели также уделяли этой теме особое внимание – летающие змеи, фонарики и шары, - участники всех национальных китайских праздников.
В манускрипте XV в. «Атлантический кодекс» знаменитый итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи начертил «вертолёт», «парашют» и «дельтаплан». Эти изобретения по очертаниям были очень похожи на современные летательные аппараты.
В нашей стране важнейшим событием в истории развития авиации считается основание Русского общества воздухоплавания в 1870 году. Благодаря учёному-энциклопедисту Дмитрию Менделееву при Русском техническом обществе в 1880 году создали воздухоплавательный отдел. Во второй половине XIX века начал действовать воздухоплавательный парк. Плановое развитие авиационной промышленности началось в советский период. В 20-х годах XX века дореволюционные авиазаводы были национализированы, а также организованы первые конструкторские бюро. Во время Великой Отечественной войны в сжатые сроки возвели несколько новых центров с поточно-конвейерной сборкой военных самолётов. Послевоенный период авиационная промышленность претерпела качественные изменения, появились реактивные самолёты, стало развиваться и гражданское авиастроение.
В фондах Тольяттинского художественного музея хранится большая коллекция Филателии. Марки посвящены самым знаковым моментам в истории отечественной авиации:
- Самолёт Можайского
Один из первых отечественных самолётов. По одной из версий, именно этот самолёт впервые смог отделиться от поверхности земли с человеком на борту. Сконструирован пионером русской авиации, военным деятелем и изобретателем Александром Фёдоровичем Можайским во второй половине XIX века.
- Планёр «Мастяжарт» (серия марок «История отечественного планеризма)
Постройку планёра начали в 1923 году, она проводилась на общественных началах в кружке при Мастерских тяжелой артиллерии в Лефортово. Распространенные в то время традиции сокращать название организаций определил и другое название планёра — «Мастяжарт».
- Планёр А-15
Рекордный цельнометаллический одноместный планёр, разработанный в конструкторском бюро под руководством выдающегося авиаконструктора «отца авиации» Олега Константиновича Антонова. Планёр на протяжении многих лет эксплуатировался в планерных клубах в СССР и за рубежом. На данном планёре установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов.
- Планёр «Красная звезда»
Одноместный пилотажный планёр конструкции выдающегося учёного и конструктора Сергея Павловича Королева. Построен по заданию ЦС Осоавиахима в Москве в 1930 году, Назначение планёра - выполнение фигур высшего пилотажа, и, в частности, мертвой петли, а также измерений перегрузок, возникающих в полёте.
- Планёр ЦАГИ-2 (БП-2)
Планёр является одним из прообразов самолёта ДБ-ЛК, построен в начале 1930-х годов в опытно-конструкторском бюро под руководством выдающегося авиаконструктора Виктора Николаевича Беляева. В 1934 году лётчик-испытатель Дмитрий Александрович Кошиц участвовал на этом планёре в 10-ых Всесоюзных Планерных Соревнованиях, проходивших в Коктебеле, и показал отличные результаты.
- Планёр СА-7 (А-7)
Лёгкий десантный планёр, разработанный опытно-конструкторским бюро О. К. Антонова в 40-х годах XX века. Эксплуатировался военно-воздушными силами СССР во время Великой Отечественной войны.
- Планёр ЛАК-12
Одноместный рекордный планёр открытого класса с пластмассовой конструкцией, по схеме являлся свободнонесущим среднепланом с приподнятым стабилизатором. Конструкция была разработана К. Гячасом. Планёр ЛАК-12 был поднят в воздух 12 декабря 1979 года пилотом Г. Някрашусом.
- Самолёт У-2
Советский биплан (с двумя несущими поверхностями, расположенными одна над другой), сконструированный в 1927 году под руководством выдающегося авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова. Самый массовый самолёт в мире (выпускался до 1953 года).
- Самолёт К-5
Пассажирский авиалайнер вместимостью до 12 пассажиров разработан советским конструктором и лётчиком Константином Алексеевичем Калининым в конце 20-х годов XX века. Отличался комфортабельностью, лёгкостью в управлении, в лёте и посадке, отличной аэродинамикой, также мог эксплуатироваться в зимний период.
- Самолёт ТБ-3 (АНТ-6)
Советский тяжёлый бомбардировщик стоял на вооружении ВВС СССР в 30-х годах XX века, а также использовался как транспортный самолёт во время Великой Отечественной войны. Разработан под руководством главного конструктора Андрея Николаевича Туполева.
- Самолёт И-16 («истребитель шестнадцатый»)
Советский истребитель-моноплан с деревянной конструкцией и фанерной обшивкой, созданный под руководством авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова в 30-х годах XX века. Считается одним из первых в мире истребителей, у которых убиралось шасси. Выпускался до 1942 года.
- Вертолёт ЯК-24
Советский вертолёт, разработанный в опытно-конструкторском бюро им. А.С. Яковлева. Данное бюро за время своей деятельности разработало около двухсот летательных аппаратов. Отличительной особенностью вертолёта является большой фюзеляж – экипаж из 3-х человек, 30-ти пассажиров и около 3000 кг груза. Выпускался с 1952 по 1958 года.
- Вертолёт Ми-6
Тяжёлый многоцелевой вертолёт, разработанный в 50-х годах XX века опытно-конструкторском бюро под руководством конструктора вертолётов Михаила Леонтьевича Миля. На данном вертолёте было уставлено 16 мировых рекордов, а за достижение невозможной скорости в 320 км/ч в 1961 году получил приз имени Игоря Сикорского. Выпускался с 50-х по 80-е годы XX века. Числился на вооружении в Советской Армии, а также в структурах «Аэрофлота». Поставлялся на экспорт.
- Вертолёт Ми-8
Самый массовый в истории авиации многоцелевой вертолёт, разработанный в 60-х годах XX века опытным конструкторским бюро под руководством конструктора вертолётов Михаила Леонтьевича Миля. Имеет как военное назначение, так и гражданское, используется более чем в 50 странах мира.
- Вертолёт Ка-26
Многоцелевой вертолёт, разработанный опытно-конструкторским бюро под руководством выдающегося конструктора Николая Ильича Камова в конце 60-х годов XX века. В нашей стране использовался в гражданской авиации, за рубежом – в военно-воздушных силах Болгарии и Венгрии, а также полиции ФРГ и ГДР. На данном вертолёте установлено 5 мировых рекордов.
- Самолёт Ан-28
Лёгкий двухмоторный пассажирский самолёт, разработанный конструкторским бюро Антонова. Вместимость – экипаж 1-2 человека, 17 пассажиров и груз до 1750 кг. Производился в 70-90-ые годы XX века. В основном используется в гражданской авиации (аэроклубы, сельское хозяйство чартерные авиакомпании). В военной авиации в таких странах, как Польша и Перу.
За время развития авиации в нашей стране был пройден непростой, путь, со взлётами и падениями, в прямом и переносном смысле. Но мечтатели упорно продолжали верить в осуществление своих планов – покорить небо. Вера в успех и упорство учёных изменили представление человечества о возможностях в воздушном пространстве.
Материал подготовил старший научный сотрудник - ответственный хранитель Н.С. Погорелова