Олег Алексеевич Почтенный (1927-1997 гг.)  – член Союза художников, признанный мастер акварели и рисунка, талантливый гравёр.

Родился художник в Ленинграде в творческой семье. Окончил Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств. После окончания эвакуации продолжил учебу в Московской средней художественной школе. Некоторое время работал в качестве печатника в одной из офортных мастерских Ленинграда. В 1954 году стал членом Союза художников СССР. С 1950 года начал работать над гравюрами и линогравюрами. Но что могут рассказать несколько строк из биографии? Лишь основные вехи.

На самом деле творческая судьба художника складывалась трудно, без сложностей и неожиданных поворотов не обошлось. Тем не менее это был его собственный и неповторимый путь, оказавший влияние на становление будущего мастера. Олег Почтенный после короткого периода обучения в средней художественной школе при Академии художеств, по ряду причин решил покинуть её. Через некоторое время он поступил в художественно-педагогическое училище, которое не окончил. Во многом причина заключалась в том, что он предпочёл общаться и набираться опыта у признанных художников, которые охотно учили и давали советы молодому коллеге. Среди них были живописец и график Георгий Верейский, художник и мастер печатной станковой живописи Дмитрий Митрохин, рисовальщик и гравёр Николай Павлов.

Олег Почтенный не обращал внимания на трудности, так как был настолько увлечён делом всей своей жизни, что ежедневно рисовал и занимался гравированием. Его рисунки сангиной, карандашом, сухой кистью, тушью с подкраской акварелью выделяются особой выразительностью и декоративностью. Чаще всего он обращался к техникам линогравюры, ксилографии и офорта. Большинство произведений художник посвящал городу, которым искренне восхищался и любил - Ленинграду.

В основном ленинградские пейзажи были чёрно-белые, но иногда, для того чтобы сделать акцент на праздничном характере изображаемого, он использовал цвет. Ленинград в его работах всегда разный – официальный и повседневный, строгий и гармоничный, но при этом всегда великолепный и неповторимый. Особое внимание художник уделял и архитектурным памятникам Северной столицы – многочисленным зданиям и мостам, площадям и набережным.

Имя Олега Алексеевича Почтенного по праву вошло в ряд самых уважаемых мастеров петербургского пейзажа.

В 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" в фонды Тольяттинского художественного музея было передано 9 печатных листов О.А. Почтенного, из них три линогравюры из серии «Ленинград».

«У Калинкина моста» из серии «Ленинград» 1985 г. с. Бумага, цветная линогравюра. 45х68. КП – 1050, Г- 696.

На переднем плане линогравюры «У Калинкина моста» мы видим катер с двумя пассажирами, плывущий по бурному течению реки Фонтанки. Динамичное движение воды художник мастерски передаёт посредством частых волнистых штрихов на тёмной поверхности.

В левой части композиции расположен кран стрелового типа, а справа набережная реки Фонтанки, - самая длинная набережная города, протяжённостью более 11 000 км, которую украшают ограда, состоящая из металлических секций между гранитными тумбами, а также растущие вдоль деревья.

Центральную часть композиции занимает Коломенский съезжий дом, подпирающий небо верхушкой башни от пожарной каланчи. Небо частично заволокло тучами. По мосту идут пешеходы, а также едет автобус.

Старо-Калинкин мост — это автодорожный каменный мост арочного типа с тремя пролётами через Фонтанку, расположен в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Является объектом культурного наследия России федерального значения. С левого берега к мосту подходят: Старо-Петергофский проспект, недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского. На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица.

Название мост получил благодаря Калинкиной деревни, некогда находившейся неподалёку. За время своего существования название претерпело несколько изменений: Калинковский мост (1755), Калинкинский мост (1758—1875), Калинкин мост (1763—1867). В 1820 г. по причине того, что через Екатерининский канал был построен Мало-Калинкин мост, его стали называть Большим Калинкиным. В 1873 г. появилось наименование Старый Калинкин мост. В 1907 г. утвердился вариант Старо-Калинкин мост.

Первый мост на этом месте, деревянный многопролётный разводной, переброшенный через два рукава рек Фонтанки и Кривуши, был возведён в 1733 г. Длина моста составляла примерно 250 м. В 1786 - 1788 гг. мост перестроили по типовому проекту мостов через Фонтанку. Проект подготовили инженеры Пётр Сухтелен и Иван Герард. По замыслу река перекрывалась двумя арками, разводной пролёт был деревянным, который состоял из двух полотен, раскрывающихся цепным механизмом. На промежуточных между береговыми устоями опора мостовых арок возвышались четыре гранитных башни, увенчанные карнизом и куполом.

В 1877 г. установили новые стержневые конструкции из балок с подкосами, это было сделано из-за прокладки линии конки в среднем пролёте. В 1882 г. над боковыми каменными арками моста устроили деревянные настилы по прогонам, сняли 4 гранитные тумбы со столбами, а также гранитный парапет, что значительно уменьшило давление на арки.

В 1889 г. в связи с необходимостью расширения моста и увеличения его грузоподъёмности, Городская управа одобрила проект реконструкции моста. Разработчиком стал архитектор Михаил Рылло. По ряду причин Комитет по переустройству мостов проект не принял, рекомендовав инженеру переработать его.  Итоговый вариант предусматривал элементы мостового убранства - ограждения тротуаров, обелиски с фонарями, гранитные скамейки. В процессе проведения работ по реконструкции устои и промежуточная между береговыми устоями опора мостовых арок моста были разобраны до уровня свайного уровня, а затем вновь восстановлены. В 1892—1893 гг. были проведены реконструкционные работы (перестроили средний пролёт, арки боковых пролётов переложили в историческом виде, центральный пролёт перекрыли пологой циркульной аркой, восстановили гранитные башни восстановили).

С 1907 по 1909 гг. в связи с проведением трамвайной линии мост расширили посредством строительства по сторонам двух новых мостов. Общая ширина моста стала около 30 м.

В 1965 г. архитектор-реставратор Ирина Бенуа (муж внучатый племянник А. Бенуа – основоположника творческого объединения «Мир искусства») подготовила проект по реставрации архитектурного вида моста. В качестве немаловажного источника была взята за основу картина «Вид моста через Фонтанку» живописца Карла Фридриха Кнаппе, написанная им в 1799 г. Были восстановлены гранитные барьеры, скамьи и круглые обелиски с фонарями. В 1969 г.  металлические детали моста позолотили, а в 1989 г. по проекту В. М. Иванова, воссоздали памятные доски на башнях и фонари.

«Нева из окна Эрмитажа» из серии «Ленинград» 1985 г. с. Бумага, цветная линогравюра. 51х71. КП – 1052, Г- 698.

Перед нами открывается вид из окна верхнего этажа здания Государственного Эрмитажа.  Справа угол самого здания Большого Зимнего дворца, на крыше которого скульптура женщины в античном одеянии упирается головой в самое небо, покрытое кучевыми облаками.

В левой нижней трети работы раскинулся сад Зимнего дворца. По скверу среди аллей, вдоль которых растут деревья с круглыми кронами и кустами, прогуливаются прохожие.

В левой части линогравюры расположено здание Главного адмиралтейства с развевающимся флагом на фоне неба.

В центре – панорама Невы с плывущим по ней кораблём, позади которого виднеется часть противоположного берега с Университетской набережной Васильевского острова.

Так же в центральной части работы по диагонали - начало Дворцового моста, с едущими по нему автомобилями и автобусами.

История моста началась ещё в 20-е годы XIX века, когда встал вопрос о соединении Адмиралтейского и Васильевского островов близ Зимнего дворца. Речь шла о возведении плашкоутного моста, то есть наплавного, состоящего из плавучих понтонов с деревянными настилами сверху. В 1853 г. Николай I пошёл навстречу купечеству, которое просило установить постоянную связь Биржи с другими предприятиями Торгового порта. Над проектом работал военный инженер Иван Герард. Проект подразумевал деревянные береговые опоры и деревянные перила, а также чугунные торшеры с фонарями. Мост состоял из трёх плашкоутов. Работы проводил русский инженер путей сообщения Фёдор Энрольд. Проект завершился к концу 1856 г.

В 1882 г. городские общественные организации обратились в Управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. В начале XX века Комиссия Общества гражданских инженеров объявила конкурс на возведение не только Дворцового моста, но и Большеохотинского. По ряду причин конкурс длился несколько лет.

Одним из лучших был признан проект Общества Коломенских заводов (автор - петербургский инженер-строитель Анджей Пшеницкий). По распоряжению президента Академии художеств архитектурное оформление поручили архитектору и художнику декоративно-прикладного искусства Роберту-Фридриху Мельцеру, разработавшему весьма помпезное оформление: перила с украшениями из толстого листового железа, декоративные карнизы, фонари с декором и другими деталями.

До 1911 г. проект продолжали обсуждать и корректировать, убирая и заменяя некоторые детали, вызывавшие споры среди специалистов.

К оговоренному сроку сдачи мост не возвели – сначала помешало наводнение, а затем Первая мировая война. Только к концу 1916 г. строители подготовили инженерную конструкцию. Многие декоративные детали так и не установили. Вместо чугунных ограждений сделали деревянные перила. Мост открыли 23 декабря 1916 г. Открытие прошло довольно скромно.

В 30-ые годы XX в. Дворцовый мост оградили вместо деревянных перил чугунными, украшенными рисунками с советской символикой.

В 70-ые годы так же были произведены значительные работы по усовершенствованию моста. На разводном пролёте заменили деревянный настил на плиту, состоящую из пересекающихся продольных рёбер и поперечных балок, приваренных к листу настила; произвели замену чугунных решёток на алюминиевые, что обеспечило облегчение пролётного строения); установлены светильники; железобетонные ограждения заменили на гранитное, заменено электрооборудование. В 90-х годах на проезжей части моста убрали трамвайные пути.

В начале XXI века была произведена реконструкция моста.

Олег Почтенный – коренной ленинградец, и конечно же он большую часть своих произведений посвящал любимому городу. Мосты, как неотъемлемая и важная часть городского пейзажа, была и будет популярна среди художников, воспевающих красоты Северной Пальмиры.

Ценителям графики советского периода особенно будет приятно познакомиться с работами ушедшей эпохи.

Материал подготовил старший научный сотрудник – ответственный хранитель Погорелова Н.С.

  • Почтенный О.А. У Калинкина моста.1985.Серия Ленинград. Бумага, цветная линогравюра. 45х68. Г-696, КП-1050_1
  • Почтенный О.А. Нева из окна Эрмитажа.1984.Серия Ленинград. Бумага, цветная линогравюра.52х71. Г-698, КП-1052_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7