
Главные мотивы старинной владимирской вышивки - это образы природы: древо жизни, солнце и луна, травы, птицы, цветы и плоды. С течением времени стиль орнамента трансформировался под влиянием христианской культуры – эстетики окладов икон, книжных заставок и белокаменной резьбы на храмах. Также мастерицы заимствовали и по-своему интерпретировали узоры привозимых купцами с востока парчовых тканей и ювелирных изделий.
До XVIII века вышивкой занимались монахини монастыря Иоанна Милостивого в Мстёре, а уже позднее, чтобы поддерживать быт обители, они стали продавать свои работы, украшенные золотым и серебряным шитьем по бархату и атласу. Монахини использовали метод вышивки «в прикреп». Вскоре жители расположенных недалеко от обители слобод и деревень стали обучаться у монастырских мастериц этому искусству. К середине XIX века гладью вышивали почти все жительницы Мстёры. Сформировался ещё один, основанный на монастырской технике стиль, вышивка миниатюрных растительных узоров белыми нитями без просветов по маркизету, батисту и другим тонким белым хлопчатобумажным тканям. Его так и стали называть – белая гладь. К 1897 г. в Мстере работало до 400 вышивальщиц. Сбыт изделий находился целиком в руках купцов и скупщиков, которые в угоду городскому покупателю внедряли модные городские рисунки. Кроме цветочных узоров, мастерицы вышивали жанровые сценки с изображением зáмков, нарядных дам и кавалеров, лебедей и т. д.
С приходом советской власти новым в бытовании вышивки стало активное государственное вмешательство в организацию ремесленного производства и сбыт изделий, создание фабричного производства, регулирование декоративно-прикладного искусства и обучение женщин мастерству художественной вышивки, издание рисунков для тиражирования и книг для самообучения.
В 1919 г. в Мстёре при областной художественно-промышленной мастерской и профсоюзе гладкошвеек были открыты курсы для вышивальщиц. Желающих попасть на них оказалось больше, чем могли принять. Инструкторы преподавали художественную вышивку и композиционный рисунок. В 1923 году там организовали строчевышивальную артель им. Крупской. С конца 1930-х годов сократился экспорт дорогостоящих изделий с ювелирной белой гладью, что дало толчок поиску новых техник вышивки. Вышивальщицы Мстёры обратились к цветной декоративной вышивке (цветная гладь), которая получила название «владимирский шов». Владимирский шов выполняется так называемыми верхошвами – нитки слегка цепляются по линии контура рисунка, проходя лишь по поверхности ткани. Внешне он похож на белую гладь, покрывая поверхность ткани. Владимирский шов выполняется толстыми нитками, крупные стежки как бы лепят форму цветка или листика. Преобладающий яркий красный цвет оживляется небольшими вкраплениями синего, жёлтого и зеленого оттенков.

В фондах Тольяттинского художественного музея хранится несколько изделий, выполненных владимирским швом. Ярким примером искусства ручной вышивки мстерских мастериц может служить панно «Чаепитие» (время создания: конец 20 века, материал: лен, мулине, размеры: 88 x49, КП-8974). В центре композиции - пузатый самовар, не смотря на простоту формы, мастерица умело заполняет ее всевозможными окружностями, спиралями, геометрическим орнаментом – выстраивая тем самым лаконичную форму: основание на витых ножках, решетчатая шейка, тулово с узорчатыми ручками, крышкой и чайником на конфорке. Самовар стоит на вышитой скатерти – чередование геометрических линий и фигур, отсутствие растительного орнамента на ней четко разделяет импровизированный стол и остальную часть композиции. По бокам от самовара, заполняя углы панно, на льняном поле расцвели букеты алых цветов. Сочетание крупных стежков с узорными сетками добавляет изображенным растениям глубины. Дополнительным к традиционному алому цвету идет сдержанный коралловый тон, чередование этих двух оттенков делает вышивку визуально объемной. Яркими акцентами служат темно-синий, бледно-желтый и бирюзовый цвета.
Современные изделия, выполненные владимирским швом, свидетельствуют о тенденции мастеров к укрупнению цветочных мотивов и введению в узор новых растительных форм. Часто узоры мастерицы дополняли изображениями птиц. Например, как автор Михайлюк Любовь Петровна на наволочке «Птица» (время создания: 1992г., материал: лен, мулине, размеры: 57 x58, КП-897) Изделие представляет собой наволочку из голубого льна, с крупной вышитой рамой, внутри которой заключена композиция из цветов и листьев, вписанных в форму квадрата. На ветке вышит стилизованный петух, пышный гребешок, бородка, свисающий с ветки разноцветный хвост, «подсказывают» зрителю кто перед ним. Не смотря на упрощенное изображение птицы, мы видим, что она поёт- голова петуха поднята вверх, клюв приоткрыт. Основной тон вышивки красный, без полутонов. Некоторые элементы дополнены синим, зеленым, желтым и зеленым цветами, но минимально, что подчеркивает яркость и доминанту красного оттенка.
Салфетка «Соловей» (время создания: конец 20 века, материал: батист, мулине, размеры: 40 x40, КП-8979) выполнена в уникальной технике «белая гладь» это выпуклые рельефные швы из белых нитей с плотными рядами стежков в сочетании с ажурными сетками, узелками и стягами. На изделии представлен традиционный растительный узор с мелкими цветами и листьями, небольшими букетиками и райской птичкой в центре композиции. Рельефный край салфетки по всему контуру обрамлен цветочной гирляндой и сетчатыми вставками.
Несмотря на закрытие производства «Мстерской вышивки», небольшие группы мстерских энтузиастов продолжают знакомить подрастающее поколение с искусством Владимирской вышивки. При Мстерском доме культуры организованна мастерская «Доброшов», так же в Мстере есть ряд учебных заведений, где обучают традиционной художественной вышивке, популяризируя и тем самым возрождая интерес к этому уникальному виду прикладного искусства.