Прокофьев Владимир Валентинович. Прикладник, живописец. Член Творческого союза художников России. Член Международной федерации художников ЮНЕСКО Родился в 1951 г. в г.Черняховске, Калининградской области, жил и работал в г. Тольятти, Самарской области до 2016 года, сейчас живет в г. Ашдоде, Израиль.
Картина Владимира Прокофьева «Силы» (1999 г.) представляет собой интерпретацию кадуцея – жезла, обвитого двумя обращёнными друг к другу змеями. Пространство картины выстроено по принципу центрической композиции, где доминантой выступает монументальное изображение кадуцея, заполняющего практически весь холст.
В оккультизме кадуцей трактуется как ключ, отворяющий двери между двумя противоположными друг другу мирами – светом и тьмой, добром и злом, жизнью и смертью. Две змеи, символизирующие исцеление и яд, недуг и здоровье, являют собой диалектическое единство противоположностей, воплощая в себе способность природы к самовосстановлению и трансформации, а также бесконечности цикла смерти и перерождения. В ранней алхимии кадуцей выступал как символ гармонии и равновесия. Он представлял собой единство противоположных стихий — Огня и Воды, сосуществовавших вместе и дополняющих друг друга. Средневековые алхимики, стремившиеся к познанию тайн природы, нередко изображали кадуцей на своих сосудах с зельями, содержащими ртуть — элемент, воплощающий принцип трансформации и единства в двойственности.
В композиции доминирующим элементом выступает позолоченный стержень кадуцея, отождествляемый художником с одним из основных символов католицизма – латинским крестом. За фигурой проступают эфемерные, едва уловимые очертания двух полупрозрачных крыльев, будто сотканных из самого света. Тройственное повторение крыльями самих себя образует сложный визуальный паттерн – художник отсылает к богатой религиозной традиции иудаизма и христианства, а именно к образу шестикрылого серафима – высшего ангельского чина, символизирующего близость к самому божественному началу. На вершину кадуцея художник помещает Крест Ангелов королевства Астурия, первого христианского государства, образованного на Пиренейском полуострове после его мусульманского завоевания. Владимир Прокофьев искусно переплетает элементы христианской католической традиции, иудейской символики и оккультизма.
Основной колорит картины – это соединение холодных – синих, голубых, сиреневых, зеленых и теплых – золотисто-желтых, коричневато-охристых оттенков.
Композиционное решение полотна Владимира Прокофьева «Престолы» (1999 г.) выдержано в центрической структуре, где доминантой выступает символическая фигура ангела. Венчает образ нимб, излучающий божественный голубовато-желтый свет, а широко распростертые крылья за спиной, едва различимые, подчеркивают величие и близость к божественному.
В центре композиции, перед ангельским ликом, расположена звезда Давида, заключенная в круг, который интерпретируется как сосредоточение высшей духовной энергии.
Гексаграмма обладает богатой и многогранной историей, варьирующейся в зависимости от культурного и религиозного контекста. В индийской традиции, к примеру, этот знак олицетворяет дуальность божественного начала, объединяя в себе созидательную энергию Шивы и разрушительную мощь Кали. В славянской мифологии шестиконечная звезда Велеса часто выступает в роли оберега и отождествляется с могуществом и силой божества. Христианская иконография интерпретирует шестиконечную звезду как символ Вифлеемской звезды, указывающей путь волхвам к месту рождения Иисуса Христа. Еврейская культура наделяет гексаграмму, известную как "щит Давида" (Маген Давид), особым сакральным смыслом, подчеркивающим духовное превосходство. После трагических событий Второй мировой войны "щит Давида" приобрел новое значение, став символом свободы и национальной идентичности евреев.
Владимир Прокофьев обращается к христианской религиозной традиции, отсылая зрителя к образу Престолов – святых бесплотных духов, принадлежащих к одному из девяти ангельских чинов, описанных в Священном Писании.
Колорит картины строится на градации холодных оттенков синего, желтого и серого. Преобладание синевато-голубой гаммы создает ощущение небесной чистоты, в то время как охристо-желтые акценты являют собой золотое божественное свечение.
Картина Владимира Прокофьева «Золотой луч» (2008 г.) – символическое изображение трех новозаветных ангелов, облаченных в струящиеся голубые одеяния.
Художник выстраивает композицию по принципу спирали, выходящей из центрального золотого луча и разворачивающейся по эллипсовидной траектории. Три ангельские фигуры, расположенные Владимиром Прокофьевым напротив друг друга, будто застыли посреди нехристианского ритуального танца.
Светлые струящиеся одеяния схожи с древнегреческими тогами, что позволяет рассматривать "Золотой луч" не только в рамках христианской традиции, но и в контексте античной философии и культуры. Ангелы отождествляются с тремя богинями судьбы Древней Греции. С мойрами, чья триада олицетворяет этапы человеческого существования: Клото, прядущая нить жизни; Лахесис, переплетающая нити; Атропос, разрезающая нить, завершая человеческую жизнь.
Колорит картины выдержан в доминирующих сине-голубых оттенках, с легкими вкраплениями золотисто-желтого и розового. Синий цвет в традиционно ассоциируется с духовностью, небесной чистотой, умиротворением и бесконечностью, а также символизирует стремление к высшим идеалам и созерцательность.
Картина Владимира Прокофьева "Кришна" (2008 г.), представляет собой образ божества Кришны, написанный в необычайной манере, вобравшей в себя элементы символизма и православной иконописи. Композиционно работа выстроена по центрическому принципу, где центром выступает фигура самого Кришны, сидящего в позе лотоса – традиционной позе для медитации и достижения духовного просветления.
Кришна, занимающий одно из центральных мест в индуистском пантеоне, предстает как восьмая аватара Вишну. В кришнаитских же традициях он возводится в ранг верховного божества, первоисточника всех воплощений. Несмотря на то, что Кришна воспринимается как инкарнация бога Вишну ряд исследователей выдвигают гипотезу о существовании исторической личности, Кришну-человека, послужившей прототипом для мифологического персонажа Кришны. Согласно гипотезе К. К. Клостермайера, немецко-канадского религиоведа и индолога, прообразом для мифического Кришны послужил «исторический Кришна, герой клана вришни из племени ядавов, живший в Матхуре и округе».
В различных теологических и философских учениях Кришна репрезентируется как воплощение и символ божественной любви, в то время как человеческая жизнь и земная любовь рассматриваются как отражение сакрального начала. Предания о Кришне пронизаны тоской и любовным томлением, его детские шалости, а также зрелые мудрые суждения, интерпретируются философами как метафорическое выражение человеческого стремления к поиску смысла, а также как аллегория взаимодействия между непостижимыми принципами божественного и человеческой душой.
Колорит картины отличается насыщенностью и выразительностью, гармонично сочетает в себе тёплые и холодные тона. Для флоры и фауны Владимир Прокофьев прибегает к нежной пастельной палитре, используя приглушённые оттенки розового, лазурного, жёлтого и зелёного, что придает композиции особую нежность и лиричность.
Картина Владимира Прокофьева «Воплощения Будд». (2004 г.) является выполненной в стиле символизм, авторской интерпретацией "буддийской иконографии". Композиция произведения строится на динамичном пересечении диагоналей, образующих структуру, напоминающую осколки зеркал. В этих фрагментарных проекциях проступают лики Будды, воплощающие собой различные этапы его духовной эволюции и реинкарнации. Художник создает эффект мерцающей проявленности, словно фигуры возникают из глубин времени и постепенно растворяются в небытии, что наделяет работу эзотерическим флером.
Образ Будды, как известно, формировался на протяжении многих веков, претерпевая значительные изменения в зависимости от региона, культурных традиций и философских школ буддизма.
В ранний период буддийского искусства, особенно в Индии, Будда часто изображался символически, через такие атрибуты, как отпечатки стоп, колесо Дхармы или дерево Бодхи. Антропоморфные изображения были редкостью, поскольку считалось, что прямое изображение Будды невозможно.
В период Кушанского царства, в регионах Гандхары и Матхуры, впервые появляются антропоморфные изображения Будды. Гандхарский стиль, испытывавший влияние греческой культуры, изображал Будду в реалистичной манере, с волнистыми волосами и одеждой, напоминающей греческую тогу. Матхурский стиль, напротив, придерживался более индийских традиций, изображая Будду с бритой головой и в дхоти.
Классический период индийского искусства Гуптов характеризуется идеализированными изображениями Будды, отличающимися гармоничными пропорциями, мягкими линиями и умиротворенным выражением лица.
В различных регионах Азии, таких как Тибет, Китай, Япония и Юго-Восточная Азия, образ Будды приобретал свои уникальные черты, отражая местные культурные и религиозные традиции. Появляются различные иконографические типы, такие как Будда Амитабха, Будда Медицины и другие, каждый из которых имеет свою символику и атрибуты.
"Воплощения Будд" может рассматриваться как современная интерпретация этой богатой иконографической традиции, в которой художник стремится передать не столько конкретный облик, сколько идею о вечном и трансцендентном характере Будды, проявляющемся в различных формах и эпохах.
Виртуальная выставка "живопись Владимира Прокофьева" позволяет зрителю познакомиться с его работами как художника-живописца. В экспозиции представлены 12 живописных произведений Владимира Прокофьева. Стиль автора уникален и включает в себя элементы абстракционизма, символизма и Экспрессионизма и других направлений живописи. В экспозиции представлены 12 живописных произведений Владимира Прокофьева.