Художники с давних времен прославляли красоту женщины, ее элегантность, изящество и хрупкость. В Советском Союзе роль женщины изменилась, стала соответствовать требованиям и нуждам времени. И мастера советской эпохи перенесли на свои полотна образ советской женщины, сочетавшей в себе особенное очарование и внутреннюю силу.
Одним из важных идеологических тезисов в советском государстве, закрепленных в Конституции СССР, было достижение равных возможностей для женщин и мужчин. Молодому Отечеству, отринувшему изнеженность и возвышенную одухотворенность былой эпохи, требовалась сильная женщина-работница.
В кадровой политике особую роль начало играть повышение общего уровня грамотности населения. Рост профессионального уровня женщин оказывал заметное влияние на их производственную активность. Повсеместное усовершенствование средних специальных учебных заведений и вузов, дающих высокий уровень общей и профессиональной подготовки, а также наличие учебных заведений, предоставляющих вечерние и заочные формы образования всех ступеней обеспечили увеличение процента женщин среди дипломированных специалистов. Государство предоставляло условия и возможности для обучения, что стало причиной возрастания приоритета женского образования по всем общественным группам. Культура взяла на себя роль рупора пропаганды: фильмы, агитационные плакаты, песни и, конечно, живописные полотна прославляли умную и грамотную женщину, способную построить на обломках империи сильную и великую страну.
Картины советской эпохи, запечатлевшие женщин-работниц, не прославляют красоту и изящество юности, их цель – показать женщину зрелой, сильной и целеустремленной, равной мужчинам. Часто художники стремились добавить лицам женщин легкую суровость, делая черты лица довольно грубыми, а кожу землистой – так должна была выглядеть работница, крестьянка, трудящаяся на благо своей страны. В ней не могло быть пленительного изящества красавиц с полотен мастеров XVIII-XIX веков, беззащитности и слабости, тонких длинных пальцев, не знавших тяжелого труда. Женщина XX века не была облачена в пышные одежды, не смотрела одухотворенным и слегка надменным взглядом, но она была не менее прекрасной. В своей силе и целеустремленности, в любви к своей стране и к своему делу. При этом уверенность и сила воли не лишали советских гражданок их женственности, они лишь открывали ее новые грани.
Женщины трудились в полях и на производстве, в больницах и школах, в учреждениях культуры и искусства. Они строили железные дороги и возводили мосты наравне с мужчинами, поднимали сельское хозяйство, пострадавшее во время ужасных, изнурительных для Отечества войн. Спортсменки, художницы, геологи, строительницы, актрисы и т.д. – на полотнах советских живописцев можно увидеть женщин разных профессий, объединенных внутренней силой, любовью к стране и желанием трудиться на ее благо.
Экспозиция виртуальной выставки «Женские образы в советском искусстве» посвящена осмыслению роли женщины и ее вклада в развитие экономики и промышленности СССР в живописи и графике советской эпохи. Это работы признанных мастеров: «Строительницы» Быковского В.А., «Трудовые будни» Вакса В.И., «Год 1941» Изумрудова В.С., «Портрет начальника смены цеха Д-10 Куйбышевского завода СК Киляковой Нины Алексеевны» Петровой Л.П., «Цех» Пономаренко С.П., «По путевке комсомольской» Федорова С. В., «Реставраторы» Булатниковой Л.В. и т.д.
- Печуричко К.Ф. Н.Д. Агафонова - знатная каменщица Химэнергостроя г. Тольятти. 1970. Картон, цинкография. 42х32. КП-489, Г-269_1
- Петрова Л.П. Портрет начальника смены цеха Д-10 Куйбышевского завода СК Киляковой Нины Алексеевны. Холст, масло. 105х70. КП-518, Ж-211_1
- Новак В.Л. Портрет мастера спорта международного класса Ирины Карачевой. Холст, масло.147х115. Ж-21, КП-21_1
- Дубровин И.В. На участке. Из триптиха Будни строительства ВАЗа. Бумага, цинкография. 57,5х71,7. КП-616, Г-300_1