20 февраля – 20 апреля 2025 года
Открытие: 20 февраля года в 17.00
Адрес: б-р Ленина, 22
0+
Тольяттинский художественный музей представляет выставку китайской живописи. Эти работы были подарены в фонд нашего музея китайскими художниками из г. Лояна (КНР) в 2005 г. Выставка проводится в рамках Года культуры России – Китая, объявленного Президентом РФ – В.В. Путиным. Китай и Россия имеют древнюю историю и богатую культуру. Взаимообогащающее сотрудничество – важная часть долгих двусторонних дружественных связей между нашими странами.
На выставке «Лирически шепчет весна» зритель увидит 50 произведений из фонда ТХМ, выполненных в технике национальной китайской живописи, традиции которой зародились еще в глубокой древности. Картины написаны цветной китайской тушью и представляют классические жанры: «горы и воды», «цветы», «цветы и птицы». Авторы работ –19 художников первой и второй степени, доценты, а также директор Лоянского художественного музея Вэнь Лючуань, его заместитель Со Тешэн, председатель Союза каллиграфов г. Лояна Ли Цзиньсюе. В экспозиции представлены произведения В.М. Филиппова, созданные им после поездки в Лоян КНР, а также марки и открытки о Китае.
Выставку «Лирически шепчет весна» украсили произведения из фондов Тольяттинского краеведческого музея. Это репродукции из альбома о жизни советского Китая 1955 г., рисунки из уникального альбома раритетной коллекции китайской живописи копий фресок из пещер Дуньхуана, а также предметы быта и декоративно-прикладного искусства Китая.
Природа всегда воспринималась в Китае, как главная носительница универсальных законов бытия, и ее особое религиозно-поэтическое осмысление - характерная черта китайской культуры. Один из первых принципов живописи, сформулированных в 490 г., родоначальником теории живописи Сэ Хэ, состоял в требовании передать «одухотворённый ритм живого движения», присущий всему в природе.
Стремление мастера показать мир в его необъятности и изменчивости лежит в основе пейзажных композиций, которые рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. Чувство простора и величия природы создается ритмом повторов горных массивов, туманной дымкой, извилистыми лентами горных рек.
Дуалистическая структура мира представала, как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила – (ян) и женская сила – (инь). Олицетворением мужественных сил природы в китайских пейзажах являются горы, воды воплощают женственное начало, из их сочетания возникает Вселенная. Горы – кости земли, потоки воды – вены; кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение, водопад – символ встречи Земли и Неба.
В Китае традиционно сложились две манеры письма, одна из них – тщательная, фиксирующая все детали, так называемая, «прилежная кисть», другая – свободная, позволяющая зрителю додумать то, что художник оставил недосказанным, или «живопись идей».
С XIII века в китайской живописи стало развиваться новое направление – живопись ученых, в котором живопись соединялась с поэзией и каллиграфией. Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Эта традиция, ставшая отличительной чертой китайской живописи, представлена в экспонируемых работах.
В рамках выставки планируется ряд мероприятий, направленных на приобщение к традиционной культуре Китая – мастер - классы, лекции, «День китайской культуры».
Стоимость входного билета: школьники – 100 руб., студенты, пенсионеры – 150 руб., взрослый – 200 руб., дети до 5 лет – бесплатно. Билеты на выставку можно приобрести онлайн, в том числе по Пушкинской карте.