20 февраля – 20 апреля 2025 года
Открытие: 20 февраля года в 17.00
Адрес: б-р Ленина, 22
0+
Тольяттинский художественный музей представляет выставку китайской живописи. Эти работы были подарены в фонд нашего музея китайскими художниками из г. Лояна (КНДР) в 2005 г. Выставка проводится в рамках Годов культуры России – Китая, объявленных Президентом - Владимиром Владимировичем Путиным. Китай и Россия имеют древнюю историю и богатую культуру. Взаимообогащающее сотрудничество – важная часть долгих двусторонних дружественных связей.
В экспозиции представлены более 50 произведений, выполненных в технике национальной китайской живописи, традиции которой зародились еще в глубокой древности. Картины написаны цветной китайской тушью и представляют классические жанры: «горы и воды», «цветы», «цветы и птицы». Авторы работ –19 художников первой и второй степени, доценты, а также директор Лоянского художественного музея Вэнь Лючуань, его заместитель Со Тешэн, председатель Союза каллиграфов г. Лояна Ли Цзиньсюе. В состав выставки также вошли произведения из фондов Тольяттинского краеведческого музея.
Природа всегда воспринималась в Китае, как главная носительница универсальных законов бытия, и ее особое религиозно-поэтическое осмысление - характерная черта китайской культуры. Один из первых принципов живописи, сформулированных в 490 г., родоначальником теории живописи Сэ Хэ, состоял в требовании передать “одухотворённый ритм живого движения”, присущий всему в природе.
Стремление мастера показать мир в его необъятности и изменчивости лежит в основе пейзажных композиций, которые рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. Чувство простора и величия природы создается ритмом повторов горных массивов, туманной дымкой, извилистыми лентами горных рек.
Дуалистическая структура мира представала, как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила – (ян) и женская сила – (инь). Олицетворением мужественных сил природы в китайских пейзажах являются горы, воды воплощают женственное начало, из их сочетания возникает Вселенная. Горы – кости земли, потоки воды – вены; кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение, водопад – символ встречи Земли и Неба.
В Китае традиционно сложились две манеры письма, одна из них – тщательная, фиксирующая все детали, так называемая, «прилежная кисть», другая – свободная, позволяющая зрителю додумать то, что художник оставил недосказанным, или «живопись идей».
Вторая манера совершенствовалась, главным образом, в живописи «цветов и птиц». «Лирически шепчет весна», «Упоительный иней» - в этих и многих других картинах, то легкими касаниями, то сильными ударами кисти фиксируется почти неуловимое состояние, пульсирующие внутренние токи. Однако, основой «живописи идей», ее обманчивой простоты, является манера тщательного письма. Также и столь ценимая в Китае способность к мгновенному озарению – приходит только после долгого созерцания.
Ни в пейзаже, ни в изображениях цветов художник не ставит задачей детальное воспроизведение реальности, он ищет отражающуюся в ней сущность, чтобы на ассоциативном уровне передать человеческие чувства и настроения.
Изображения растений всегда несут символический подтекст: орхидея – символ красоты и скрытого благородства, лотос – чистоты и духовного совершенства, пион – пышности и богатства.
С XIII века в китайской живописи стало развиваться новое направление – живопись ученых, в котором живопись соединялась с поэзией и каллиграфией. Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Эта традиция, ставшая отличительной чертой китайской живописи, представлена в экспонируемых работах.
Стоимость входного билета: школьники – 100 руб., студенты, пенсионеры – 150 руб., взрослый – 200 руб., дети до 5 лет – бесплатно. Билеты на выставку можно приобрести онлайн, в том числе по Пушкинской карте.