Понятие «модернизм» неоднозначно, его употребляют в более широком и в более узком смыслах. В переводе с французского языка этот термин означает «современное искусство» (фр. modernisme, от moderne – современный).
В более широком смысле термина – обозначение новых явлений в искусстве и культуре примерно со второй половины XIX по первую половину XX вв. Это очень большой период, включающий многочисленные течения и стили, начиная с символизма. Сюда входят новейшие направления не только в искусстве, но и в культуре, и в гуманитарной мысли, т.е. по существу это авангард.

В российско-советской эстетике понятие «модернизм» чаще всего  применяли именно для обозначения всех авангардно-модернистских явлений с позиции консерватизма по отношению ко всему новаторскому. Модернизм в основном подвергался критике за отход от традиционной культуры (прежде всего, традиций XIX в.).
В более узком значении термин «модернизм» обозначает одно из трёх главных направлений искусства XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма.
Наиболее значительными модернистскими течениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В широком смысле модернизм - это «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Каждый художник видит и интерпретирует окружающий мир и его явления по-своему. Стилистику художественного произведения определяет личность самого художника, его индивидуальное, часто крайне субъективное и произвольное восприятие мира.

Любое искусство трудно для понимания и любое искусство надо учиться понимать, будь то старое или новое. Этот процесс нескончаем, потому что сам предмет неисчерпаем. Самые необычные и загадочные сюжеты, которые рисуются в нашем воображении, получают свое воплощение в картинах художников, следующих по пути модернизма.

Создавая обобщенные образы, художники концентрируют в них свое сочувствие происходящему, тоскуют или радуются, не ставя своей целью прямое отражение предметов и явлений окружающего мира. Используя стилистику модернизма, они свободно компонуют свои произведения, дабы отбросив сиюминутное, создать произведения, полные общечеловеческого значения.

На виртуальной выставке из фондов Тольяттинского художественного музея «След модернизма в произведениях художников второй половины ХХ – начала XXI вв.»зрители смогут познакомиться с произведениями самых разных художников из Тольятти, Самары, Санкт-Петербурга, Вольфсбурга и Москвы. Самые разнообразные интерпретации стилистической направленности модернизма можно увидеть в работах С.Галеты, С.Дергуна, А.Кремнева, Е.Биктимировой, М.Кантора, В.Кузнецовой-Кичигиной, М.Беньшевски, Т.Чириковой, Т.Минсафиной, Ж.Исаевой, М.Варфоломеевой, А.Горячкина, Н.Шеина, И.Дония, А.Анисимова, Х. Йоко, М. Лезина, В. Лукки и многих других. Во всех этих произведениях зритель сможет найти что-то знакомое, близкое к своим собственным ощущениям, восприятиям, чувствам, возникающим на грани сновидений, реальности и фантазии.

Лариса Москвитина, искусствовед,
замдиректора по научной работе ТХМ

  • Власов Б. В. В поезде. 1969. Бумага, литография. 52х39. Г-458 КП-812
  • Чирикова Т. Г. Шахерезада. Бумага, смешанная техника. 63х49. Г-2452 КП-7995
  • Чирикова Т. Г. Гуси-голуби. 2001. Бумага, смешанная техника. 50х41,5. Г-2285 КП-8093
  • Минсафина Т. Н. Старый Новый год. Автопортрет. 2000. Тонированная бумага ,масляная пастель. 65х50. Г-2293 КП-8102
  • Минсафина Т. Н. Болельщица. Цветной картон, масляная пастель. 72х101. Г-2450 КП-7993
  • Лукка В. Н. Сена. Остров Ситэ. 1997. Оргалит. Смешанная техника. 100х120. Ж-538 КП-8285
  • Кузнецова-Кичигина В. Е. Два мира. 1985. Холст, масло. 99х68. Ж-274 КП-619
  • Кремнев А. В. Стол, который любит смотреть, как заходит Солнце (11 12 1993). Холст, масло. 83х91. Ж-568 КП-8373
  • Кремнев А. В. Без названия (20 II 89). Холст, масло. 74х64,5. Ж-601 КП-8469
  • Кантор М. К. Каторжник. 1987. Оргалит, левкас, темпера. 200х120. Ж-15 КП-15
  • Исаева Ж. А. Птичка. 1994. Холст, масло. 90х65. Ж-398 КП-7528
  • Доний И. П. Чукотка III. 1991. Холст, масло. 80х90. Ж-505 КП-8149
  • Доний И. П. Знак. 1996. Холст, масло. 100х80. Ж-503 КП-8147
  • Дергун С. К. Композиция. 1994. Холст, масло. 70х105. Ж-353 КП-1969
  • Грачев А. Ю. Хитрый мир. 1993. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,5. Г-3755 КП-6647
  • Грачев А. Ю. Сон. 1993. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,5. Г-3758 КП-6650
  • Грачев А. Ю. Рассказ. 1994. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,7. Г-3756 КП-6648
  • Грачев А. Ю. Не бойся, я с тобой. 1997. Бумага, тушь, перо. 41,5х29,5. Г-3764 КП-6656
  • Грачев А. Ю. Метаморфозы. 1998. Бумага, тушь, перо. 41,5х29,5. Г-3763 КП-6655
  • Грачев А. Ю. Маски настроения. 1995. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,7. Г-3760 КП-6652
  • Грачев А. Ю. Духовный резонанс. 1995. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,7. Г-3753 КП-6645
  • Грачев А. Ю. Дама с кошкой. 1993. Бумага, тушь, перо. 41,9х29,5. Г-3754 КП-6646
  • Грачев А. Ю. Встреча. 1996. Бумага, тушь, перо. 41,5х29,5. Г-3762 КП-6654
  • Грачев А .Ю. Сила доброты. 1997. Бумага, тушь, перо. 41,5х29,5. Г-3761 КП-6653
  • Герасимов В. Д. Тоска. 2007. Бумага, пастель. 53х42. Г-4460 КП-8424
  • Галета С. Г. Туман у старой баньки. 2008. Бумага, акварель. 70х100. Г-4562 КП-8637
  • Галета С. Г. Первый снег. 1992. Картон, смешанная техника. 43х52. Г-846 КП-1203
  • Власов В. Н. Завтрак на траве. Лист 3. 1988. Бумага, цветная литография. 59х68,3. Г-461 КП-815
  • Власов В. Н. Завтрак на траве. Лист 2. 1988. Бумага, цветная литография. 60х64. Г-460 КП-814
  • Власов В. Н. Завтрак на траве. Лист 1. 1988. Бумага, цветная литография. 59х67. Г-459 КП-813
  • Варфоломеева М. А. Погудочки на бытовую тему. 2005. Левая часть триптиха. Музыка. Фанера, масло. 75х50. Ж-535 КП-8259
  • Варфоломеева М. А. Пение с листа. 2005. Центральная часть триптиха. Музыка. Фанера, масло. 75х50. Ж-535-а КП-8259-а
  • Варфоломеева М. А. Звуковый ангел. 2005. Правая часть триптиха. Музыка. Фанера ,масло. 75х50. Ж-535-б КП-8259-б
  • Бородин. Композиция. Бумага, печать. 38х25. Г-1228 КП-1941
  • Бородин. Аура дерева. Бумага, масло. 35х28. Г-1230 КП-1943
  • Бородин. Аура дерева. Бумага, масло. 25х38. Г-1229 КП-1942
  • Биктимирова Е. В. Стена записей. 2011. Фанер, пенополистирол, штукатурка, акварель, тушь, акрил. 153х305. Г-4529 КП-8596
  • Беньшевски М. Was ist wichtig. Бумага, смеш.техника, карандаш, тушь. 20х15. Г-2298 КП-8061
  • Бельский Б. Ф. Потемкин. Бумага, цветная шелкография. 70х50. Г-415 КП-769
  • Бельский Б. Ф. Из дальнего похода. Бумага, цветная автолитография. 70х50. Г-412 КП-766
  • Астахин В. И. На работу. 1991. Бумага, офорт. 39х32,5. Г-124 КП-275
  • Алехин А. И. Один день на даче. 1980. Бумага, офорт. 24,2х32. Г-191 КП-344
  • Алехин А. И. На этюды. 1985. Бумага, акварель. 45х35 .Г-848 КП-1241
  • Чирикова Т. Г. Трио. 1998. Бумага, смеш.техника. 52х76. Г-2451 КП-7994
  • Чирикова Т. Г. Прекрасная садовница.Смеш.техника.50х40.Г-4455 КП-8375
  • Ханеда Й. Imagination des Quadrats (Воображение квадратов). 2007. Бумага, офорт. 14,5х14,5. Г-4458 КП-8417
  • Минсафина Т.Н. Свет. 1997. Тонир. бумага, масл. пастель. 49,5х64. Г-2284 КП-8092
  • Кремнев А. В. Ждущая. 1993. Холст, масло. 50х60. Ж-423 КП-7976
  • Костаринов В. А. Победа Троянского коня. Холст, масло. 70х70. Ж-462 КП-8052
  • Кантор М. К. Красные птицы. 1999-2000. Бумага, офорт. цветная литография. 64х56. Г-4360 КП-8160
  • Доний И. П. Ночь. 2000. Холст, масло. 116х105. Ж-502 КП-8146
  • Дергун С. К. Венеция. 1999. Холст, масло. 70х105. Ж-435 КП-7996
  • Горячкин А. С.Лодки в бухте. 1999. Холст, масло. 67,5х78. Ж-659 КП-8544
  • Березин О. В. Озеро. 2011. ДВП, масло. 50х70. Ж-712 КП-8724

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7