Ольга Трушникова – яркое явление в искусстве России рубежа XX-XXI вв. Цветоощущение и своеобразие стиля определяется теплотою отношения  художника к своим героям. Творческая энергия мастера соединяет формы, цвета и объемы в светлые, притягательные образы, из которых вокруг нее рождается овеянное поэзией радости и душевного тепла пространство.

Художница Ольга Трушникова родилась в 1963 г. в г.Ульяновске. Ольга получила полное профессиональное образование –  Ульяновская художественная школа, Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерская станковой живописи под руководством академика Т.Т. Салахова. Член МСХ с 1995 г.

Ее работы находятся в частных собраниях  России, США, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. Художница участник республиканских, всесоюзных, персональных, зарубежных (Италия, Австрия) выставок. Искушенного зрителя не обманет легкость восприятия картин Ольги Трушниковой. Кажущаяся простота картин оборачивается внутренней сложностью, даже бездонностью.

Оригинальный творческий стиль художницы был выработан не только качественным профессиональным образованием, но и под влиянием произведений ее любимых художников -  Филонова, Матисса, Гогена, Руссо, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Модильяни и других.

В работах О.Трушниковой нет темных красок. Она выбирает светлую колористическую гамму для своих работ - яркие, чистые, звонкие цвета. На своих картинах Ольга кладет красочные мазки таким образом, что они начинают играть во сто крат ярче и привлекательнее. Один цвет тянет за собой другой, так что краски начинают сверкать, как в старинных витражах.

В своем творчестве Ольга вырабатывает собственный стиль и пластический язык – упрощенная, плоскостно трактованная форма, с насыщенным декоративным колористическим решением, благодаря чему все, выходящее из-под кисти художницы, преображается, становится более насыщенным в своей сюжетной основе и более одухотворенным. У всех персонажей художницы на картинах добрые, понимающие глаза, как будто это существа из другого мира – мира, в котором всегда царят мир, добро, любовь и понимание, как будто они знают что-то такое, чего не знаем мы…

Выбрав для себя раз и навсегда свой собственный живописный метод, который помогает художнице как нельзя лучше воплотить с помощью живописи свое отношение к нашей жизни, людям, человеческим отношениям, Ольга строит на полотнах свой Райский сад, в котором, конечно же, присутствуют фантазия и добрая сказка, смешанные с повседневной реальностью, просто чуть-чуть повернутые под другим углом, как цветные стеклышки  в детском калейдоскопе, помогающие увидеть эту самую реальность в новом свете.

С распространением христианства символика яблока утрачивает свою многозначность. В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем, или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое “знание” Адаму. Следствием стало изгнание из Рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества.

В обширном творчестве художницы присутствуют  картины, отражающие непосредственно библейский Райский сад. Триптих - «Искушение», «Прозрение» и «Изгнание из Рая» представляют основные картины на эту тему. В триптихе художница описывает Райский сад, как отдельную территорию на возвышенности за высоким фигурным забором, а за его вратами внизу располагается город со своей жизнью.

Художница прослеживает сложный путь меняющегося осознания человеком себя как думающей самостоятельной личности, начиная от детского восторженного принятия тайны, не отвечающего за последствия, до, по-философски мудрого, осознания последующих событий после изгнания из Рая. В «Искушении» Ева задорная девчонка, вкусившая яблоко и предлагающая другое Адаму, который с большой осторожностью протягивает за ним руку.

В картине «Прозрение» Ольга показывает Еву, как чувственную женщину, обольщающую Адама своими чарами. И уже в «Изгнании из рая» - Ева – это женщина, познавшая любовь и ждущая своего первенца. Уходя из Рая, она растерянно оборачивается назад, смотрит на печального ангела у ворот, благословляющего первых людей на трудный жизненный путь на земле. Яблоки, которые Ева пытается удержать в подоле своего платья, символизируют их будущих детей.

В картинах меняется не только философский настрой, но и цветовая гамма – от нежно-лазурных оттенков в «Искушении» и насыщенных зеленых и розово-красных в «Прозрении» до осенних, желтовато-охристых в «Изгнании из рая».

Тема Рая важна для художницы. Она возникает даже в тех произведениях, в названиях которых вроде бы и не звучит. В большинстве произведений О.Трушниковой присутствуют изображения огромных прекрасных цветов, диковинных птиц, бабочек и стрекоз, очеловеченных собак и кошек, фруктов, почти живых скульптур – как из Райского сада – все это работает на саму картину, на ее сюжет и декоративность.

Мир художественных образов, созданных художницей, понятен каждому – это обычные люди, живущие рядом с нами - мужчины, женщины, дети; собаки, кошки,  смотрящие на нас человеческими глазами;  птицы, рыбы, мифологические герои, ангелы, старики, музыканты. Необычными их делает оригинальное преподнесение художницы.

Женщины на полотнах Трушниковой обнажены, молоды, красивы и загадочны. Осознание собственной красоты и неотразимости позволяет им не искать подтверждения у зрителя, а спокойно заниматься своими делами – работы «Ночь» 1997 г., «Под яблоней» 2002 г., «Вишня цветет» 2005 г., «Похищение Европы» 2005 г., «Вечерний туалет» 1997 г., «Лето в деревне» 2007 г. и др.

Картина «Лето в деревне» 2007 г. была закуплена в фонд Тольяттинского художественного музея с персональной выставки художницы «Город, которого нет на карте» в 2009 г. Выполненная в присущей художнице своеобразной авторской  манере эта картина была написана по летним впечатлениям от увиденных пейзажей из окна проходящего поезда. Художнице удалось соединить в картине чисто бытовые, повседневные заботы людей с каким-то вневременным состоянием, воплотившимся в струящихся зеркальных водах реки. Произведение «Лето в деревне» наполнено особым символическим содержанием – как будто само Время в образе прекрасной обнаженной женщины, опустившей ноги в кристальные воды реки, с мудрой, чуть уловимой улыбкой следит за повседневной жизнью людей. Композиция  произведения построена таким образом, что движение идет от края вглубь картины, чем создается с одной стороны динамика, с другой – застывшая всепоглощающая тишина и вселенская гармония.

В картине «Вишня цветет» Ольга изображает обнаженную девушку за вечерним туалетом, сидящую на венском стуле, немного отвернувшись от зрителя, а кошка рядом с ней смотрит на зрителя задумчиво и вопрошающе.  Каждый фрагмент картины         может стать самостоятельным произведением – пейзажем или натюрмортом. Уголок пустынного вечернего города входит в картину уютно горящими огоньками окон в домах, свет от которых мягкими рефлексами ложится на обнаженное тело  девушки. Ветка цветущей вишни в глиняном кувшине – символ весны и вечной молодости.

Картина Трушниковой «Под яблоней» 2002 г. загадочная и оттого полная какого-то внутреннего символического смысла картина. Огромная раскидистая яблоня, а под ней обнаженные мужчина и женщина, они отчуждены и не смотрят друг на друга. Художница показала в своей работе противостояние между людьми как противостояние двух миров -любовь и ревность, взаимность и непонимание, зависимость и свобода. Общий золотисто-охристый колорит сообщает всему произведению осеннее настроение и сосредоточенную грусть.

Уютно расположившийся на огромном валуне ангел, в образе прекрасной светловолосой женщины, в картине «Играющий ангел» 1999 г., с мягкой, мудрой улыбкой играет разноцветными камешками на берегу лазурного моря.  Ангел, как часть этого мира – видимого и невидимого,  вобрал в себя цвета моря, неба, камня, это он, оставаясь невидимым для людей, раскладывает разноцветные морские камешки, собирающиеся на морской отмели в сложные замысловатые мозаичные узоры.

Говоря о колорите картин Ольги Трушниковой, следует отметить его декоративность. В одних случаях художница отдает предпочтение яркой палитре, где солируют зеленые, красно-розовые, голубые оттенки,  в других произведениях колорит строится на преобладании тонко разработанных коричнево-охристых, желтых тонов. В какой бы гамме не работала художница неизменным всегда остается ее большое внимание к деталям. Каждый кусочек полотна тщательно выписан и составляет вместе с остальными огромное мозаичное полотно. Комбинирование различных фактур, точный тонкий рисунок вызывают ассоциации с народной лоскутной техникой. Декоративные мотивы придают полотнам легкость, наполняют их движением, выявляют качества, свойственные искусному рукоделию. Примитивистские нотки одухотворяют грустных собак и мудрых котов, любопытных ворон и других птиц.

Для художницы нет второстепенных мелочей, разворачивая сюжетное повествование, Ольга часто вводит в картины как одного из главных героев, пейзаж, чаще всего городской – со старинными домами, мезонинами, арочными витражными окнами, высокими башенками, скульптурами, неспроста появились на картине необыкновенно красивые огромные цветы и плоды. Все это  составляющее - часть того Райского сада на земле, который создает Ольга Трушникова на своих полотнах  и у этого сада нет начала и нет конца.

Условная стилизация наиболее подходящий прием формообразования для тех задач, которые ставит в своем творчестве Ольга Трушникова. А ведь о мире-мечте и нельзя рассказать словами, рассчитанными на мир-реальность. Ольга, создавая на  полотнах  свой неповторимый мир, словно ткет вечное полотно жизни, на котором царит общее настроение - ощущение света, добра, радости.  В своем творчестве ей удалось не только воспарить над серой обыденностью, но и главное — заложить в своих задушевных сюжетах раздумье о смысле бытия.

Искусствовед, замдиректора по научной работе ТХМ
Л.И.Москвитина

  • О.А. Трушникова. Похищение Европы. 2005 г. 140х160. х.м.
  • О.А. Трушникова. Под яблоней. 2002 г. 100х90. х.м.
  • О.А. Трушникова. Вечерний туалет. 1997 г. 90х100 х.м.
  • О.А. Трушникова. Ночь.1997 г., 90х120, х.м.
  • О.А. Трушникова. Лето в деревне. 2007 г., 150х140, х.м. КП - 8434, Ж - 584
  • О.А. Трушникова. Изгнание из рая. 1999 г., 130х150, х.м.
  • О.А. Трушникова. Играющий ангел. 1999 г. 110х150, х.м.
  • О. А. Трушникова. Вишня цветет. 2005 г. 130х100, х.м.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7