Человеческая память… Что хранит она в своих глубинах, какие исторические моменты навсегда остаются запечатленными в ней?

50 лет АВТОВАЗУ – много это или мало? Если сравнивать с человеческой жизнью – то много, а если рассматривать данную дату в глобальном масштабе, то это лишь крохотная песчинка в череде других событий. Но на то мы и люди, чтобы соразмерять все события с собой, со своими ощущениями, переживаниями, своей жизнью. А эта жизнь для тольяттинцев не могла быть отдельной от Волжского автомобильного завода, она была пропитана им полностью – иначе в те далекие годы  быть не могло.

В 1966 году ВАЗ стал огромной Всесоюзной комсомольской стройкой, на которую съехались люди со всех уголков нашей необъятной страны. И как мудро и дальновидно поступило тогдашнее руководство завода, что пригласило на эту государственную стройку художников из разных городов, чтобы они запечатлели в произведениях искусства этот важнейший исторический процесс.

Основной костяк художников составляли мастера из г. Куйбышева (Самары) – Иван Комиссаров, Виктор Завацкий, Вениамин Клецель, Николай Хальзев, Марк Петров, Валентин Пурыгин, Альфонс Кулаковский, Павел Якушев, Игорь Дубровин, Вячеслав Герасимов и многие другие. В этом художественном проекте участвовали также  и тольяттинские художники – ШандорЗихерман, Виктор Петров, Георгий Голубицкий, Борис Чеченин, Владислав Пашко, Валерий Филиппов, Валерий Бузин, Евгений Казанцев и другие.

Художники с готовностью откликнулись на призыв руководства ВАЗа и в рамках государственного заказа оставили будущим поколениям свое творческое восприятие исторических событий тех лет. В графических и живописных работах без ложного пафоса, но с большой долей романтического ореола были запечатлены этапы грандиозного строительства Волжского автозавода и молодого города Автограда, выросшего рядом с ним в голой, продуваемой всеми ветрами степи.

Воздух над стройкой
Тяжел и ползуч.
Грязь под ногами –
Сметаной черной.
Из-под нависших
Холодных  туч
Капли дождя –
Словно крупные
Зерна.
Нету пока что
Над степью крыш.
Есть только сильные
Духом
Люди.
Есть только планы у них
Да лишь
Вера,
Что все здесь
Будет!

Алексей Ашихмин «Начало».1967 г.

В фондах Тольяттинского художественного музея находятся многие произведения художников, посвященные строительству АВТОВАЗа и Автограда.

В живописных произведениях художников А.Кулаковского, В.Завацкого, В.Бузина, В.Пурыгина, М.Петрова и др. присутствует некий ореол молодежной романтики, веселости духа, неиссякаемого оптимизма  и веры в то, что скоро здесь на пустом месте будет и завод, и новый город!

Живописные полотна Виктора Завацкого прекрасно передают дух того трудового романтического времени, когда молодежи были нипочем ни дождь, ни снег, ни слякоть. В работе художника «Строительство корпуса КВЦ» 1969 г. ему удалось показать стройку, не прекращающуюся даже ночью: холодное голубое мерцание снега, укрывшего мерзлую землю, яркие всполохи сварочных работ в строящихся корпусах и свет фар проезжающих грузовиков. В  других  работах Завацкого, таких как «Строительство чугунно-литейного цеха ВАЗа» 1969 г. и «Строительство главного корпуса ВАЗа» 1969 г. также нет призывных плакатов и красных знамен – показан труд людей, изо дня в день выполняющих свое дело и, делающихего хорошо.

В картине самарского художника Марка Петрова «ВАЗ строится. У главного корпуса» 1969 г. великолепно передан дух великой стройки. Испепеляющее солнце освещает огромный глиняный карьер с работающими в нем экскаватором и группой геодезистов. По пыльной дороге несутся грузовики, увозящие глинистую землю. Люди, выглядящие такими маленькими  на фоне пустых металлических каркасов, очень скоро вдохнут в эти стены жизнь, осветят их тысячами ламп, и заработают цеха, и появятся первые автомобили.

Ветер над степью
Горяч и сух.
Над степью –
Машинная
Разноголосица.
Колесами взбитая
Пыль, как пух,
Лежит на дорогах
И в воздухе
Носится.

Солнце сравняло
Цвет лиц
И шей
С цветом коричневой
Глины той,
Ковшами,
Которая
Из траншей,
Со дна их самого
Вынута.

Пыль попадает
В глаза
И в рот.
В майке на солнце –
Как в теплом
Свитере.
Но за работою
Даже пот
Некогда
Людям
Вытереть.

В каждой траншее
В военный час
Дивизия целая
Скроется.

Ног здесь – не война.
Здесь возводят
ВАЗ,
Здесь трассы
Ведут
«Спецстроевцы»

Алексей Ашихмин «На трассах». 1969 г.

Одновременно со строительством завода необходимо было в короткие сроки возвести новый город, будущий Автозаводский район г.Тольятти, который разместил бы стремительно возрастающее число строителей автомобильного завода. Трудно было представить масштабы нового города, возводимого на землях колхоза «Россия» и совхоза имени Степана Разина.

В сложном положении оказались архитекторы-проектировщики, которые в короткие сроки должны были представить «на бумаге» город-мечту, создавая его на новом, «чистом» месте. С одной стороны, это была большая ответственность, а с другой – позволяло проявить авторскую индивидуальность архитекторов. Этот еще пока «виртуальный» город представлялся им как образец градостроительства, на который будут равняться другие рождающиеся города. Поэтому при проектировании города рассматривался опыт разных современных архитекторов.

Новый город строился как город-идеал  – с широкими улицами (впервые в СССР проспекты выходили на перекрестки с круговым движением), с продуманной инфраструктурой каждого квартала.

Нигде больше в России не встретишь таких широких прямых проспектов, которые, кажется, тянутся от горизонта до горизонта, такого своеобразного сочетания зданий различной этажности и оригинальных архитектурных решений.

В работах самарского художника Валентина Пурыгина «Новый город» 1970 г. и Альфонса Кулаковского «Новый Тольятти» 1969 г. запечатлена мечта молодых строителей  - создать город-сад, в котором будут жить не только они, но и их будущие поколения; город, в котором будут прямые широкие проспекты, скверы с деревьями и цветами, парки с фонтанами и скульптурами, город, в котором хорошо и удобно будет жить всем – и большим, и маленьким горожанам. И начало этой мечты – белоснежный город, вырастающий на горизонте, дорога к которому ведет через бескрайнее поле с желтыми подсолнухами.

Где такое
Еще найдешь?
Прямо в поле
Троллейбус мчится!
Колосками
Кивает
За окнами
Рожь,
Мимо окон,
Бежит
Пшеница…
Ни единого дома
Вокруг!
И становится
Как-то неловко
Оттого, что водитель
Вдруг
Объявляет в степи
… остановку.

И лишь в самой
Далекой дали,
Куда взгляда
Едва хватает,
Словно игрушечный,
Из-под  земли
Город
Будущий
Вырастает.

Будет он
Необычным,
Красивым,
Все в округе займет,
А пока
Эта улица,
Как река,
Пролегает
По хлебным
Массивам…

Алексей Ашихмин «Троллейбус в степи».

Часто молодой строящийся город Автоград называли – «город в степи». Такое же название дал своей картине тольяттинский художник Валерий Бузин. На его картине «Город в степи. Радуга» 1974-1976 гг. под темным грозовым небом стоит какой-то особенный, чистый, умытый весенним дождем, переливающийся радужными красками, белый город, окруженный бурунами невозделанной глинистой земли. А над ним, раздвигая грозные тучи, опрокинулась светящимся потоком яркая  радуга, как предвестник долгой счастливой жизни молодого города.

Дорога бежит _
Широка
И пряма.
Машины по ней –
Словно резвые кони!
И первые
В городе
Новом
Дома
Встают в отдалении,
Как на ладони!

Встают, как на рейде большом
Корабли,
В открытой степи
На широком просторе.
А рядом, где в дымке
Плывут Жигули,
И впрямь разливается
Дивное
Море.

Бугрится повсюду в округе земля.
Она здесь навек
Свой покой потеряла,
А дальше под небом –
Все те же поля,
И зреют хлеба
Как ни в чем не бывало…

Алексей Ашихмин «Первые дома».

Евгений Казанцев прожил в Тольятти не так много, около шести лет, но его картина «Воскресенье в Тольятти» 1979 г., написанная незадолго до его отъезда в Москву, стала знаковым произведением искусства конца 70-х гг.в нашем городе, своего рода визитной карточкой Тольяттинского художественного музея. Художник создал произведение, на первый взгляд очень простое в композиционном плане. Написан вид из окна (кстати, очень любимый прием у художников 70-80-х гг.) и часть интерьера обычной советской квартиры того времени. За окном изображен хорошо узнаваемый пейзаж типичного двора пятиэтажного дома в Автозаводском районе г.Тольятти и поднимающиеся за ним вертикали многоэтажных домов на фоне голубого неба с белыми прозрачными облаками.  Теплый майский денек, вазочка с ландышами на подоконнике, звучит музыка из проигрывателя, а в центре картины художник поместил фигуру девушки в красном платье с длинными светлыми волосами. На полке за балконной дверью – такие милые атрибуты той прошлой нашей жизни, ушедшей в воспоминания, когда все мы были молоды и счастливы. Спокойствие переднего плана картины диссонирует с шумом за окном- кричит  ребятня во дворе, судачат соседки на лавочках у подъезда, стучат костяшки домино, лают собаки. Образы двух сестер, таких спокойных, сосредоточенных, углубленных в свой внутренний мир на общем фоне воскресного гвалта дает возможность остановить мгновение и, окунувшись в прошлое, вспомнить свое детство.

Живописные произведения Виктора Петрова, созданные в период его работы театральным художником в Тольяттинском драматическом театре «Колесо», отличают приемы, характерные для сценографии – композиционное построение, сопоставление масштабов, сочетание далекой панорамы с резко приближенной к переднему плану деталью и декоративность. Во внутренней драматургии его работ, решенных в обобщенно-символическом плане, проявляют себя законы и условность театральной метафоры. В картине «Августовские травы» 1985 г. художник строит сложную композицию, разделяя произведение, центром которого является букет полевых цветов, на две части. С одной стороны –улица в Автозаводском районе г. Тольятти с ритмичным рядом деревьев с кружевными кронами, фонарей, мягко мерцающих в дымке заката, и высотками шестнадцатиэтажек с уютно горящими окнами. С другой стороны – бескрайнее поле с душистым августовским разнотравьем. Охристо-розовый единый цвет окутывает всю картину и наполняет произведение философским и одновременно лирическим настроением.

Грандиозность человеческого труда на Волжском автозаводе показали художники и в своих графических произведениях– Игорь Дубровин, Павел Якушев, Евгений Березин, Виталий Петров, Георгий Голубицкий, Борис Чеченин, Владислав Пашко, Николай Шумкин, Валерий Филиппов, А.В. Гузеев, Вячеслав Герасимов и другие. Их работы лаконичны  по форме, но объемны по содержанию.

Так, в работах самарского художника Павла Якушева – одного из первых летописцев рождения автогиганта в Тольятти – охвачен период от самого начала стройки («Первые дни стройки ВАЗа в г. Тольятти» и «Зимой на стройке ВАЗа») до выпуска первой продукции завода («Три линии» - из серии «АВТОВАЗ»), в которой показан итог ежедневного труда людей, воплотивших свою мечту в реальность – создать за такой невиданно короткий срок - всего 4 года и автозавод, и молодой красивый город. В своих гравюрах П. Якушев старается подчеркнуть историчность момента, грандиозные этапы строительства завода.

В серии Владислава Пашко «Будни ВАЗа» 1980 г«Сборщики», «Конвейер», «Автопортрет» - художник также большое внимание уделяет людям завода – дизайнерам, сборщикам, работникам главного конвейера, людям, свершающим одно большое важное дело – выпуск автомобиля Жигули.

В музее представлена целая серия картин самарского художника - графика Игоря Дубровина, выполненная в 1969 г. Серия графических работ с емким названием «Волжский автомобильный строится», включает в себя и панорамные виды, показывающие грандиозность человеческого труда на строительстве завода – такие как – «Геометрия стройки», «Главный корпус», «Утро на прессовом», «Арматура прессов» и другие,  произведения камерного характера, отражающие эмоциональное состояние людей, попавших в поле зрения художника – «Инженер Н.А. Якушев» 1970 г. В своих работах художник, несмотря на четкую геометрию пересекающихся линий стройки, находит место человеку, главному двигателю всего технологического процесса.

В картине И. Дубровина «Передышка. Февраль 1968 года. ВАЗ» 1968 г. лица рабочих, греющих руки над обогревателем, сосредоточенны и спокойны. Стараясь хоть немного согреться во время краткого перерыва, люди погружены в себя, в свои мысли… Через мгновенье они опять выйдут на холод, мороз и пронизывающий ветер, чтобы продолжить начатое дело. Здесь, как нельзя кстати, уместны слова В. Маяковского из его стихотворения, посвященного строителям Кузнецка: «Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!»

Человеческая память – удивительная вещь, она хранит многое, что когда-то соприкасалось с человеком. Но со временем в человеческих воспоминаниях остается только внешняя оболочка тех событий, чему когда-то он был свидетелем. Но ведь кроме воспоминаний участников и свидетелей той эпохи грандиозного строительства АВТОВАЗа есть еще и материальные памятники – городская архитектура, картины художников в музее, документальные фотографии и кинохроника, запечатлевшие мгновения созидательного труда, есть, наконец, стихи и песни, которые помогают воссоздать реальную картину не так далеко ушедшего от нас времени. Они помогают понять, что двигало людьми, оставившими свои теплые насиженные места и отправившимися по велению сердца за тридевять земель на волжские берега на великую стройку.

Конечно, сейчас другое время, люди стали намного прагматичнее и сдержаннее и нет уже в них того отчаянного романтического настроя, что двигал нашими отцами, совершавшими трудовые подвиги во имя начатого дела, которое они считали самым главным в своей жизни. И все-таки, надо верить, что через знание придет и понимание, и гордость за людей, чьим трудом стало возможным превратить сказку в быль.

Лариса Москвитина
Замдиректора по научной работе,
искусствовед

  • Якушев П.П. Первые дни стройки ВАЗа в г. Тольятти Графический лист. Г-2288 КП-8096
  • Якушев П. П. Зимой на стройке ВАЗа. Графический лист. Г-2287 КП-8095
  • Шумкин Н. П. ВАЗ СКП. Графический лист. Г-296 КП-548
  • Хальзев Н. И. Главный корпус. Ж-192 КП-543
  • Пурыгин В.З. Новый город. Ж-173 КП-480
  • Пурыгин В. З. Строительство нового района г. Тольятти. Ж-174 КП-481
  • Петров М. И. ВАЗ строится. У главного корпуса. Ж-205 КП-485
  • Петров В. Д. Августовские травы. Ж-178 КП-508
  • Пашко В.И. Сборщики. Печатный лист. Г-282 КП-503
  • Пашко В.И. Конвейер. Печатный лист. Г-283 КП-504
  • Кулаковский А.А. Новый Тольятти. Ж-160 КП-433
  • Комиссаров И. Е. Строительство прессового корпуса. Ж-162 КП-435
  • Казанцев Е. А. Воскресенье в Тольятти. Ж-167 КП-445
  • Завацкий В.В. Строительство чугуно-литейного цеха ВАЗа. Ж-145 КП-383
  • Завацкий В.В. Строительство корпуса КВЦ. Ж-146 КП-384
  • Завацкий В. В. Строительство главного корпуса ВАЗа. Ж-147 КП-385
  • Дубровин И.В. Передышка. Февраль 1968 года ВАЗ. Печатный лист. Г-221 КП-381
  • Дубровин И. В. Шашечники. Печатный лист. Г-154 КП-305
  • Дубровин И. В. Утро на прессовом. Печатный лист. Г-222 КП-375
  • Дубровин И. В. Прессовый строится. Февраль. Печатный лист. Г-225 КП-378
  • Дубровин И. В. На участке. Печатный лист. Г-300 КП-616
  • Герасимов В. Д. Ремонтники ВАЗа. Графический лист. Г-4463 КП-8435
  • Бузин В. А. Город в степи. Радуга.Ж-138 КП-355
  • Филиппов В. М. Перерыв Графический лист. Г-116 КП-263
  • Филиппов В.М. В литейном. Графический лист. Г-115 КП-262

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7