В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы со школьниками становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа, отраженная в произведениях искусства, всегда была ярким светом, озаряющим мир современности, дорогу в будущее. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействуя на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать чувство патриотизма, гуманизма, а также чувство долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру и к миру прекрасного. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию человека. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.

В России традиционно в течение столетий, уроки, связанные с изобразительным искусством в школах, гимназиях, лицеях являлись важнейшим средством воспитания нравственности, патриотизма и высокого эстетического вкуса. Школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований в личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

В фонде Тольяттинского художественного музея хранится немало прекрасных произведений графического искусства. Настоящей жемчужиной нашей коллекции является серия гравюр Мюда Мечева к «Повести временных лет» - летописи, написанной Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря около 1113г.

Важной гранью воспитания и развития личности на экскурсиях по выставке «Повесть временных лет» - в гравюрах  Мюда Мечева» из фондов ТХМ является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства графики, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви к  родному Отечеству, к родной истории, приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

В начале XII века летописец Киево-Печерского монастыря Нестор, автор «Повести временных лет», составил для потомков страницы древнейшей истории Российского государства. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, что в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть»- так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее становления. Он говорит о создании славянской грамоты, о крещении равноапостольной княгини Ольги, первом русском храме и Крещении Руси. Перед нами встает могучий образ князя – защитника земли Русской. Мы вспоминаем имена Олега, Игоря, Святослава, Ярослава, Владимира и других князей. Далекие, трудные походы и защита рубежей молодого государства прославили киевских правителей. Нестор Летописец был первым церковным историком, он дает нам богословское обоснование отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой литературы.

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Предания, записанные в «Повести временных лет», представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям - Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира и Вещего Олега.

По словам известного русского филолога Д. С. Лихачева, «Повесть временных лет» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси».

Мюд Мариевич Мечев – Народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, действительный член Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, почетный  иностранный член Общества «Калевала» (Финляндия).

М.М.Мечев – участник десятков российских и международных выставок; автор 50 персональных выставок в России, Финляндии, Чехии, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии, Новой Зеландии. За высокие достижения в изобразительном искусстве Его святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил художника серебряной медалью Понтификата «За гуманизм и достижения в искусстве».

Первые гравюры к "Повести временных лет" были сделаны Мюдом Мечевым в 1975г. Завершилась работа в 1990-е. За 15 лет работы над летописью им было создано более трехсот гравюр. В 1991 году книга с иллюстрациями М.Мечева увидела свет и сразу стала библиографической редкостью. Художник обратился к искусству древнерусской книжной миниатюры и фантастически передал стиль и дух древней рукописи. Его гравюры отличает легкость, красота линий, четкость контуров, контрастность тонов.

По сюжетной канве «Повести временных лет» гравюры Мечева из коллекции ТХМ останавливаются примерно на правлении Ярослава Мудрого, что, однако ни в коей мере не умаляет их значения, как отдельных произведений графического искусства. В коллекции ТХМ хранятся 65 гравюр М. Мечева, каждая  из которых, иллюстрируя событие «Повести», в то же время является отдельным произведением искусства.

Гравюры к «Повести временных лет» были созданы М. М. Мечевым накануне празднования великой даты в истории Российского государства – 1000-летия принятия христианства на Руси, которое отмечалось в 1988 г. Это уже само по себе не было случайным. Ведь в нашей истории встречается немало примеров, когда к историческим датам, праздникам, большим юбилеям художниками, скульпторами, музыкантами создавались различные художественные произведения.

Художник прекрасно понимал, что «Повесть временных лет» - это не только воспроизведение истории Руси и определение ее места в мировой истории, но в первую очередь – осознание роли принятия Русью в 988 г. христианства в качестве государственной религии.

Подлинная история русского народа, истоки его формирования, драматизм событий, происходивших в те далекие времена, патриотический пафос повествования и его гуманистическая суть своей глубиной и значительностью полностью поглотили творческую мысль Мечева.        Создавая иллюстрации к «Повести временных лет», Мюд Мечев обращался к разным историческим реалиям, переводя их на язык гравюры, и выстраивал зримый план «Повести временных лет» согласно своему пониманию пространства и духа эпоса.

В одном из своих интервью художник сказал: «Я мечтал создать гравюры, которые хотелось бы подолгу рассматривать, вглядываясь в детали, чтобы они привлекали читателя, заставили раскрыть неизвестную доселе книгу».

В цикле гравюр к «Повести временных лет» есть и сцены-развороты, звучащие как широкое эпическое повествование, и однофигурные композиции, в которых оживают образы исторических персонажей той далекой эпохи Древней Руси. Исторически-литературные иллюстрации Мечева вобрали в себя элементы разных жанров – это и портретные изображения русских князей, и батальные сцены, и изображение памятников архитектуры и т.д.

Во всех гравюрах художника главную роль, помимо цвета, играет линия. Линией, в ее плавном течении или строгой геометрии, Мечев владеет свободно. Плотная, явственная или тонкая, невесомая, она очерчивает предметы и фигуры, причем, черной краской прорисовывается абрис реальных персонажей, а золотой – библейских героев из рассказа греческого философа. Силуэты фигур действующих лиц гравюры либо четко читаются на фоне белого поля картона, либо сливаются воедино с общим тоном гравюры, как, например, в сценах-разворотах – «Князь Святослав при Доростоле», «Свержение идолов», «Крещение Руси», «Пир Владимира» - которые автор помещает в декоративные орнаментальные рамки.

Орнаментальный ряд в графическом цикле Мечева отличается особым богатством мотивов: кроме декоративных обрамлений различный орнамент присутствует внутри многих гравюр – в оформлении интерьера, в украшениях на одежде, мебели, утвари и т.д. Прежде всего, это самые разнообразные узоры плетенки, изображения невиданных животных, обилие цветочных бутонов, образующих единый органичный сплав.

Орнамент, взятый за основу Мечевым для украшения своих гравюр, берет свое начало из разных древних источников. Так в XII и XIII столетиях в книжном орнаменте Древней Руси был развит прием украшений, слагавшийся из разных видов плетения, постепенно усложняющийся и, наконец, достигший своего наивысшего расцвета в книгах, связанных с Великим Новгородом и Псковом. Мюд Мечев во многих своих гравюрах использует этот орнамент, что придает гравюрам средневековый характер. Ко 2-й половине XIII в. Великий Новгород создал и свой особый стиль, наиболее ярко выразившийся в тератологическом орнаменте новгородских рукописей – плоском резном орнаменте, состоящем из сложно переплетающихся полос с включением в эти переплетения изображений грифонов, птиц, змей и других диковинных животных.

Сила, борьба, стремительное движение и в то же время бессилие преодолеть препятствие – все это мы видим на знамени Святослава в гравюрах Мечева – «Князь Святослав» и «Князь Святослав при Доростоле». Огромный змей, туго переплетенный ремнями, пытается разорвать ненавистные путы. Это хитросплетение головы, тела, лап и хвоста чудовища искусно переведено художником в орнаментальный узор, начало и конец которого теряется в сложных перевивах.

Также в гравюрах Мечева встречается плетеный, или жгутовый орнамент, украшающий древнерусские летописи XV в. Это орнамент болгарско-сербского происхождения. В его основе – сложные плетения жгутообразного вида, перетянутые во многих местах декоративными узлами.

Примеры таких орнаментов можно увидеть в гравюрах – «Князь Владимир ставит кумиров», «Оплакивание князя Владимира». Таким орнаментальным поясом подпоясана княгиня Ольга в гравюре «Месть Ольги».

Как уже говорилось выше, в своей работе над циклом гравюр к «Повести временных лет» Мечев использовал интересный изобразительный прием – он заливает общий тон гравюры локальным цветом,  поверх которого черными или золотыми линиями проступают предметы, персонажи, сюжетные сцены. Иногда фон неба художник также делает золотистым, чем достигается необходимый контраст – выделение темных силуэтов на светлом фоне.

Филигранной работой отличается прорисовка и отдельной фигуры, и каждого элемента большой композиции. Художник не оставляет без внимания ни одной мелочи – будь то характеристика одежды и украшений или описания городища, церковного интерьера, монастырской кельи – вплоть до букв на страницах рукописной книги.

Специфика искусства иллюстрирования книги в том, что оно является одной из форм познания окружающей действительности через чувственно воспринимаемые образы. Гравюры Мечева помогают зрителю познакомиться не только с самим литературным произведением, но и с реалиями той далекой от нас эпохи, отраженными в костюмах, предметах мебели, особенностях интерьера и архитектуры Древней Руси.

Многие иллюстрации Мечева помогают довольно отчетливо и ярко представить себе литературный талант Нестора в его оригинальном творчестве, в мастерстве выражения тех течений русской общественной мысли конца XI - начала XII вв., которые сложились и окрепли в национальное сознание в стенах Печерского монастыря.

Отличительное свойство повествования Нестора заключается в ровности изложения: у него нет порывов, витиеватых отступлений и воззваний. Речь его чужда искусственных украшений, но зато исполнена внутренней силы. Слова точно и ясно передают мысль, и их сказано столько, сколько нужно для ясного и точного выражения мысли. Так к некоторым событиям летописец питал особенное сочувствие, но оно выразилось не отрывистыми восторженными фразами, а последовательным описанием исторического момента.

Работая над своими гравюрами, Мюд Мечев обращался к древнерусской миниатюре, в частности, к Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. Ценность Радзивиловской летописи, кроме всего прочего, в том, что она украшена 604 рисунками.  Художник по-своему интерпретирует и обогащает эти иллюстрации. Он берет из миниатюр летописи детали одежды князей – платье, поверх которого наброшен плащ, застегнутый на фибулу; особенности мебели -  сиденье без спинки, а внизу подставка для ног; разного рода изображения беседок; приемы изображения войска, когда рисуется только первый ряд, а выше – только шлемы и копья и т.д. Миниатюры Радзивиловской летописи отличаются такой живостью и непосредственностью в передаче исторических событий, что в основу некоторых гравюр Мечева были положены целые композиции из этого древнего источника. Все взятые из древней летописи  «цитаты», в гравюрах Мечева творчески переработаны и органично дополнены  прекрасной орнаментировкой.

Так, в гравюру «Оплакивание князя Игоря» художник переносит одеяние Ольги и изображение воина, вытирающего слезы полой плаща. Эти элементы помогают Мечеву создать в гравюре образ безутешного горя и страдания, боль от потери любимого человека. Такой эмоциональной силой наполнены плач и причитания Ольги, что и небо плачет вместе с ней, и воины не в силах сдержать рыдания по зверски убитому князю.

Миниатюры Радзивиловской летописи со своим простым, лаконичным и доходчивым языком, помогли содержательно наполнить отдельные гравюры Мечева. Работая над гравюрой «Убийство князя Ярополка», художник берет за основу композиции иллюстрации из летописи. На фоне закрытых ворот два мощных варяга поднимают мечами князя Ярополка под мышки: вскинутые руки князя, льющаяся ручьем кровь. Но если в Радзивиловской летописи  рисунок прозрачный, почти акварельный, то Мечев свою гравюру решает в кроваво-красном мрачном тоне. Еще секунда  и тело князя рухнет под ноги убийцам, и только диковинные звери, изображенные на арке ворот и напоминающие  скульптурные рельефы Дмитриевского собора во Владимире, остаются немыми и равнодушными свидетелями этой жуткой сцены.

Для гравюры «Князь Мстислав на поле битвы» Мечев также берет отдельные изобразительные моменты из Радзивиловской летописи, в частности это образ лежащих убитых воинов. Художник строит композицию гравюры в форме треугольника – где вершина – острие стяга, а поверженные воины, лежащие ничком, это одна из его сторон. Мечев рисует Мстислава медленно едущим на коне по полю вчерашней битвы, голова его опущена, противоречивые мысли овладели им – с одной стороны дружина его цела, но погибли его союзники – северяне  и варяги – союзники Ярослава. Раздумья о прошедшей битве приводят Мстислава к мысли о бесполезности и преступности кровопролития между братьями.

Красив колорит гравюры – общий зеленовато-охристый тон сочетается с ярко-розовым цветом флага, образуя гармоничную колористическую связь.

Иллюстрируя сюжет из «Повести временных лет» «Князь Святослав при Доростоле», Мечев постоянно обращался к словам Нестора, сверялся с ним. Эта гравюра выделяется из общего числа гравюр своим эпическим размахом и мы подробнее остановимся на ее описании. Диптих очень красиво построен колористически – сочетание нежного серовато-голубого тона с золотистым цветом неба.

Ковыль-трава, что стелется  под ветром, качается, сгибается – это придает гравюре текучий, вибрирующий, волнующийся характер.

На гравюре действие еще не началось, войска стоят друг против друга. Мечев, чтобы показать, что греческое войско намного больше княжеской дружины – строит его по диагонали, отступив от края гравюры. Создалось ощущение бескрайности - греческие всадники как бы уходят за линию горизонта. Напротив, дружину Святослава художник укрупняет и приближает к самому краю гравюры, тем самым давая понять о несоразмерности сил, противостоящих друг другу.

На стороне греков пока все относительно спокойно. Они чувствуют свое явное превосходство – развеваются знамена с христианской символикой и флаги на древках, приготовились трубить трубачи.

И совершенно другой психологический настрой у дружины Святослава. Князь поставлен впереди, перед войском, взывающим к патриотическим чувствам своих воинов – «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым неведом позор, если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». И ответили воины: « Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И все пришло в движение – затрубили трубы, заржали кони, воины опустили ниже шлемы и приготовили к атаке копья.

Почти все лица русских воинов повернуты в профиль, взгляды устремлены на неприятеля. И только фигура Святослава развернута к зрителю, он обращается к своей дружине, лицо его спокойно и мужественно. Плащ Святослава бьется на ветру, собираясь в красивые складки. Полотнище стяга, с изображением борющегося, перевитого ремнями змея, заняло почти половину пространства гравюры. Русский стяг, наперекор ветру, вьется в другую сторону, как бы утверждая несломленный дух русских воинов.

Вопрос о канонизации святых в русской православной церкви за все время нашей церковно-политической зависимости от Константинополя, т.е. до самой середины ХV в., был одним из самых больных вопросов национального самосознания. Так не были канонизованы наши первые мученики за веру – убитые киевлянами при Владимире-язычнике варяг с сыном, не были канонизованы Ольга и Владимир, хотя равноапостольская заслуга последнего, кажется, могла быть признана безусловной и должна быть прославлена. Л.Н.Гумилев, отмечая заслуги Владимира, писал: «В свете подвига Владимира померкли недобрые дела князя. Победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом».

Канонизованы были только князья Борис и Глеб. Описанию их мученической смерти Нестор отводит в своей летописи отдельное место.

Гравюра Мечева «Князья Борис и Глеб» наполнена темно-красным цветом – это цвет крови убитых, чистых сердцем и совестью, братьев. В руках у них красные кресты – как символ мученической смерти, которую приняли князья от брата своего Святополка Окаянного. Над их головами – золотые нимбы, символ святости, а под ногами цветущие травы – это райские кущи, где обитают души невинно убиенных. Художник, представляя святых Бориса и Глеба, композиционно сливает их тела в единое целое, как бы говоря о том, что в памяти народной они почитаются также неразлучно. «И соединились они телами, а сверх того и душами, пребывая у владыки, царя всех, в радости бесконечной, в сете неизреченном и подавая дары исцеления Русской земле…». (Повесть временных лет. Петрозаводск. 1991г. с.96.)

Основные задачи, которые ставит перед собой научный сотрудник музея во время проведения экскурсии по выставке «Повесть временных лет» - в гравюрах  Мюда Мечева»:

1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к истории родной страны, познакомить с языком произведения «Повести временных лет» на примерах приводимых отрывков, иллюстрирующих ту или иную гравюру.

2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с гравюрами – манерой исполнения произведений художником, стилевой направленностью.

3. Побуждать детей выражать свои чувства и эмоциональные впечатления через речь, через вопросы сотрудника музея после  окончания экскурсии.

Выставка «Повесть временных лет» - в гравюрах  Мюда Мечева из коллекции Тольяттинского художественного музея» проводится как в залах музея, так и на передвижных экспозициях на дополнительных площадках учреждений культуры – в Лицее искусств, в ДХШ им. М.Шагала, в библиотеке Автограда, в библиотеке искусств г. Тольятти и др. Эти учреждения обладают специализированным экспозиционным залом с охраной и соответствующим оборудованием. Для общеобразовательных школ и колледжей Тольяттинский художественный музей готов предложить лекцию «Повесть временных лет» - в гравюрах  Мюда Мечева из коллекции Тольяттинского художественного музея», сопровождаемую слайдами отличного качества.

«Когда все больше и больше стала политически распадаться «Русская земля» и уже заглохла обще-русская традиция Печерского монастыря, «Повесть временных лет» оставалась тем историческим памятником, который будил во всех углах рассыпавшегося единства Русской земли память о своем великом прошлом и о том, что все мы – общих дедов внуки»- писал доктор исторических наук М.Д.Приселков в 1923 г. Не правда ли, как современно звучат сейчас эти слова Михаила Приселкова. Вглядываясь сегодня туда, вглубь веков из века XXI, понимаешь, как бесконечно далеки мы и вместе с тем, близки тем далеким нашим предкам, которые любили, страдали,  ошибались, сражались во имя нас, своих будущих поколений, чтобы жили мы свободно и счастливо на своей исконно русской земле.

Эти философские мысли о делах давно минувших дней и делах нынешних навевают гравюры Мюда Мечева, созданные им к «Повести временных лет», которые и историчны, и современны одновременно. Тонкая ниточка, связывающая поколения за поколением не оборвалась несмотря ни на что, и подтверждением тому – работа художника Мечева, его гравюры, говорящие о том – кто мы, откуда мы и зачем пришли на эту землю.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил актер Евгений Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.

Москвитина Лариса
искусствовед, замдиректора по научной работе ТХМ

Нестор летописец. Антокольский М. Мечев. Князь Святослав при Доростоле. Диптих. Левая сторона М.Мечев. Князь Святослав при Доростоле. Диптих. Правая сторона М.Мечев. Свержение идолов. Диптих. Левая сторона.1984 М. Мечев. Свержение идолов. Диптих. Правая сторона М. Мечев. Крещение Руси. Диптих. Левая сторона М. Мечев. Крещение Руси. Диптих. Правая сторона М. Мечев. Пир князя Владимира. Диптих. Левая сторона М.Мечев. Пир князя Владимира. Диптих. Правая сторона.1985 М. Мечев. Князь Святослав.1984 М. Мечев. Князь Владимир ставит кумиров М. Мечев. Оплакивание князя Владимира М. Мечев. Месть Ольги Радзивиловская летопись М. Мечев. Оплакивание князя Игоря М. Мечев. Убийство князя Ярополка М. Мечев. Князь Мстислав на поле битвы М. Мечев. Князья Борис и Глеб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Партнеры


Подписка на рассылку

ГОЛОСОВАНИЯ

Как часто вы ходите в музей?