Научная концепция комплектования фондов любого художественного музея – это оценка структуры и содержания уже имеющегося музейного фонда, обоснования направленности и характера комплектования или пополнения коллекций, определение критериев отбора произведений в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед данным музеем.

Комплектование музейных фондов – это целенаправленный и планомерный процесс  выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания.

В коллекцию Тольяттинского художественного музея произведения попадают самыми разными путями – в первую очередь – это, конечно же, дар от художников или их наследников, далее идут произведения, закупленные у их владельцев в результате плановой закупки.

Учитывая в плане формирования коллекции музея концепцию комплектования фондов, его сотрудники отрабатывают те необходимые разделы, сформировавшиеся в ходе  работы с произведениями – «Советское искусство 60-90-х гг.», «Художники России», «Художники Поволжья», «Художники Тольятти», «Зарубежные художники», «Наивное искусство», «Детский рисунок» и др. Таким образом, пополняются не только эти направления, но и авторские коллекции, что особенно важно для научно-исследовательской работы и выставочной деятельности музея как в своих залах, так и на дополнительных площадках в культурно-образовательных учреждениях города и области.

Комплектование фондов – одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Научная концепция комплектования музейных фондов является составной частью научной концепции музея. Она содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.

Исходя из научной концепции комплектования и учитывая конкретные задачи, которые возникают в процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования фондов. Они могут быть перспективными, рассчитанными на 5–10 лет, и текущими, то есть годовыми.

В зависимости от методов различают три основных вида, или способа, комплектования – систематическое, тематическое, комплексное.

Систематическое комплектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, иными словами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций.

Тематическое комплектование заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а также формировать и пополнять тематические коллекции. Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях.

В поисках путей наиболее оптимального решения проблем комплектования фондов музейные специалисты устанавливают временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения. Речь идет о коллекционерах, художниках, фотографах и других творческих работниках; о предприятиях, проектирующих и выпускающих предметы народного потребления и изделия художественных промыслов.

Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это могут быть закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию.

Прежде чем поступить  в соответствующее фондовое подразделение художественного музея, предметы проходят первичную регистрацию, которая окончательно закрепляет их принадлежность данному музею. Они вносятся в книгу поступлений музейных предметов  (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов по форме, определенной инструкцией.

Фонды Тольяттинского художественного музея  представляют собой совокупность всех материалов, которые в соответствии с установленными правилами поступили  на постоянное хранение в музей. Они  составляют основу, на которой осуществляется основная музейная деятельность в плане организации тематических выставок в залах музея и передвижных выставок на других площадках культурных учреждений. Для того чтобы музеи успешно решали стоящие перед ними задачи, содержание их фондов должно соответствовать профилю музея; фонды должны быть научно организованы, а также должны непрерывно и целенаправленно пополняться в соответствии с уровнем развития музееведения.

С фондами работают все научные подразделения музея, и эта работа ориентирована на сохранение, исследование и использование  музейных предметов. Их охрана начинается уже на этапе выявления в среде  бытования и составляет суть одного из важнейших направлений музейной деятельности – комплектования фондов.  На стадии отбора предметов начинается и процесс их изучения, цель которого – установить, имеют ли они музейную ценность.

Приобретенные произведения и предметы фиксируются в документах музея как государственная собственность. Таким образом, осуществляется их юридическая охрана – учет фондов.  Он проводится на основе дальнейшего изучения музейных предметов, поскольку только научные данные о них, зафиксированные в учетной документации, позволяют соотнести запись и конкретный предмет.

Создать условия, обеспечивающие физическую сохранность предметов  и доступ к ним пользователей, призвано хранение фондов.  Оно также требует изучения музейных предметов, в ходе которого раскрывается общее и различное в их физико-химических свойствах, что позволяет выделить такие группы предметов, которые нуждаются в особых условиях хранения. Степень использования фондов также зависит от их изученности, поскольку всеобъемлющая поисковая система может быть создана лишь в результате детального и глубокого исследования музейных предметов.

Составляя  основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению и  использованию, изучение музейных предметов имеет и самостоятельное значение. Оно представляет собой одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов – атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.

Система отбора музейных предметов  состоит из совокупности критериев  общего и частного характера. Общие  критерии принимают во внимание такие  характеристики предмета, как его  информативность, репрезентативность, аттрактивность, экспрессивность, коммуникативность.

Частные  критерии учитывают специфику конкретной коллекции, тип, вид и разновидность предмета как источника. Важное значение приобретают при этом возраст предмета, его подлинность и редкость. Для установления этих характеристик необходимо знание истории видов предметов, истории применения материалов, знакомство с теми признаками, которые могут удостоверить подлинность предмета: надписи, монограммы, эмблемы, фабричные знаки, клейма, авторские подписи, печати, экслибрисы.  Свое полное раскрытие эти признаки получают в процессе фондовой работы, но и на этапе отбора необходима их первичная расшифровка. На начальном этапе работы с предметом необходимо также определить материал, из которого он изготовлен, для того чтобы решить вопрос о его способности длительно храниться в музее.

Особую сложность представляет комплектование музейного собрания материалами по современному периоду, поскольку критерии отбора разработаны очень слабо. Решая эту проблему, сотрудники Тольяттинского художественного музея проводят анкетные опросы, берут интервью и применяют другие апробированные методики социологического исследования, которые позволяют выяснить общественное мнение. Используются также экспертные оценки, выявляющие ценностные приоритеты специалистов в интересующих музей областях.

Профессионализм и  интуиция музейных специалистов являются важным залогом их успешной работы по комплектованию фондов. Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган – фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет.

Прежде чем оказаться  в фондах, предметы музейного значения проходят долгий и сложный путь, основные вехи которого фиксируются  в специальной документации. Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным  актом приема,  который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается  легенда предмета,  которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное  искусствоведческое заключение.

На основании заявления  владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалистов и своих собственных наблюдений фондово-закупочная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвование) заключается договор дарения, при приеме предметов на закупку заключается договор купли-продажи,  при приеме предметов в обмен заключается  договор мены. Составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение,  который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись,  попредметно раскрывающая ее содержание.

С первых лет работы Тольяттинского художественного музея главной задачей становится комплектование коллекции современного искусства. Надежды на приобретение работ старых мастеров  практически не было, а то, что создается современными художниками, еще относительно доступно. Но интерес сотрудников музея к современному материалу продиктован отнюдь не безвыходностью положения. Ведь и в современном изобразительном искусстве  можно найти все то, что привлекает наше внимание и симпатии к произведениям других эпох, включая и шедевры классического искусства. Также интерес к современному материалу заключается в процессе открытия новых имен и встречи с неожиданным, которые неизбежно будут сопровождать нас при повторном и последующих рассмотрениях уже знакомых произведений, увиденных в условиях иной исторической и социальной среды.

Сохранить для потомков целостную картину прошлого, невзирая на субъективные пристрастия и вкусовые предпочтения, профессиональный долг любого музея, и здесь не столь существенно, нравилось это искусство кому-то или нет, а важен сам факт – каким оно было.

Историко-культурная и художественная значимость предметов фондов ТХМ

Тольяттинский художественный музей (первоначально Тольяттинская картинная галерея) был открыт в 1987 году к празднованию 250-летия Ставрополя-Тольятти. Первоначально он имел статус филиала Куйбышевского художественного музея. У истоков создания музея стояли такие яркие личности: Аннета Яковлевна Басс - директор Куйбышевского художественного музея, Леонид Станиславович Пахута - заведующий отделом культуры Тольяттинского горисполкома, Геральд Борисович Кривощеков – первый директор Тольяттинской картинной галереи, Петр Петрович Ольферт, впоследствии возглавивший ТКГ. В 1992 году галерея получила самостоятельность и была преобразована в муниципальное учреждение культуры  художественный музей «Тольяттинская картинная галерея». В 2007 году учреждению был присвоен новый статус – муниципальное учреждение культуры «Тольяттинский художественный музей».

Авторы большинства работ – художники города Тольятти и Поволжского региона, но есть произведения мастеров, известных не только в России, но и за рубежом. Основу коллекции составляют произведения, созданные в 70-90-е гг. ХХ века и представляющие  искусство советского периода и «новой России».

Особую ценность коллекции, переданной в 1989  и в 1991 гг. в дар музею Министерством культуры РСФСР  составляют произведения народных художников РСФСР – Андрея Полюшенко, Бориса Домашникова, Николая Барченкова, Александра Каманина, Дмитрия Налбандяна,  заслуженных художников РСФСР – Бориса Щербакова, Александра Шилова, Дмитрия Журавлева, Алексея Моторина, Виктора Непьянова, Александра Пантелеева,  Всеволода Петрова-Маслакова, Светланы Пономаренко, Никиты Медведева и др.

Все произведения из первой коллекции были закуплены в свое время с республиканских и всесоюзных художественных выставок, или создавались по договорам для них. В этих произведениях, так или иначе, отразилась целая эпоха в истории советского изобразительного искусства 70-х – 80-х годов. Своего рода водоразделом в творческом процессе страны послужил знаменитый 1985 – перестроечный год. Произошел так называемый выставочный взрыв, начались открытые, массовые молодежные выставки совершенно нового типа. Молодежные выставки второй половины 80-х гг. проходили в стремительно меняющейся общественной атмосфере, они создавались по новым законам и принципам – более честно и открыто, чем прежде. И что было особо отрадно – они стали демократичнее и многообразнее. Оптимизм среди части художников поднялся до очень высокой отметки – именно потому, что путь к зрителю наконец-то был открыт. Благодаря именно этим факторам такие шедевры 80-х как картины Максима Кантора, Льва Табенкина, Натальи Мокиной и других художников попали в фонд Тольяттинского художественного музея и мы по праву можем гордиться этим вкладом в нашу коллекцию.

Говоря о музейной коллекции, тем более об ее основе, включающей в себя произведения  70-х и 80-х гг., нужно понимать, что полувековое  господство официального «культового» искусства, искусства «социалистического реализма» наложило свой отпечаток на творчество художников, избегавших затрагивать в своих произведениях реальные проблемы жизни. Искусство было обучено откликаться на то, что считалось «актуальными темами» и важнейшими идеологическими устоями. И как итог – миф о всеобщем благополучии и сплошных  триумфах вместо реальной картины действительности.

Произведения известных художников достаточно полно отражают стилистическую и жанровую специфику изобразительного искусства 70-80-х годов, его характерные черты, где важное место занимали темы спорта, труда, грандиозных строек и легендарного героического прошлого страны Советов.

Коллекция «Живописи» включает в себя разделы: «Древне-русское искусство», «Советское искусство 60-90-х гг. 20в.», «Российское искусство конца 20-начала 21 в.», «Наивное искусство» и «Зарубежное искусство». В каждом разделе отдельно выделены подразделы- «Художники Тольятти», «Художники Поволжья», «Художники России».

Сюжетно-тематическая картина, бывшая на протяжении нескольких десятилетий главным козырем больших выставок, представлена в музее такими полотнами, как  «Большой город» Михаила Обмыш-Кузнецова, «Солдатка» Ярослава Серова, «После удачного финиша» Яниса Калнмалиса, «Блокадный патруль» Андрея Блиока, «Детство довоенное» Бориса Малуева, «Осенняя тропа» Всеволода Петрова-Маслакова, «В мастерской художника» Светланы Пономаренко, «Проводы» Ивана Сандырева,  «Тридцатые годы» Игоря Симонова, «Строители моста» Андрея Ахальцева, «Реставраторы» Людмилы Булатниковой и др.

В портретном жанре безусловно представляют интерес произведения - «Портрет сына» Аркадия Вычугжанина, «Портрет актрисы Гребенщиковой» Елены Качелаевой, «Белая ночь» Игоря Фадина, «Портрет Э. Герека» Александра Шилова и др.

Среди натюрмортов привлекают внимание работы Михаила Кончаловского «Дичь и рябина», Иосифа Гурвича «Окно в феврале», Николая Брандта «Натюрморт на красном» и др.

Но большее место в коллекции музея отведено пейзажу, представленному работами Дмитрия Налбандяна «Ветреный день в Подмосковье», Федора Глебова «Перед грозой», Николая Барченкова «Ранний снег», Ерануи Асламазян «Дхер. Храм», Владимира Быковского «Москва. Площадь у метро «Кировская», Александра Каманина «Сходят снега», Андрея Полюшенко «Подмосковные просторы», Бориса Щербакова «Подсолнухи цветут», а также в фондах музея хранится более 50 картин известного куйбышевского (самарского) художника Николая Шеина (1924-1986 г.ж.), большая часть из которых пейзажи.

Живописные произведения коллекции музея связаны не только программными требованиями советской эпохи, но и тем, что представляя лучшие профессиональные образцы, они передают художественное своеобразие и разное отношение авторов к миру.

Трепетное ощущение красоты окружающей жизни взволнованно передает Б. Домашников в картине «Март в Уфе». Любимое время года, состояние природы у живописца - это весна - начало многого и в природе, и в жизни человека.

Главное для смоленского художника В. Ельчанинова в пейзаже – чувство духовного единения со всей землей. В работе «Вечер» ему важно было передать не иллюзорность фактуры поверхности  предметов, а их значимость для человека.

В картине Юрия Пенушкина  «В конце лета» (1987) выявляется тенденция представления произведения, несущего аллегорическое содержание, с фигурами не действующими, но воплощающими определенное душевное состояние, благодаря чему образы несут иносказательный смысл. В своей картине художник воплотил прекрасный образ материнства, молодости, здоровья и красоты.

Художник Никита Медведев в картине «Паруса детства» показывает огромный фантастический мир, который сконцентрирован в руках маленькой мечтательницы, стоящей на балконе обычной городской многоэтажки.

В «Портрете сына» (1983) иркутский художник Аркадий Вычугжанин передал внутренний мир своего сына – человека закрытого в себе, замкнутого, но тонко чувствующего и легкоранимого.

Новосибирский художник Михаил Омбыш-Кузнецов при написании картины «Большой город» (1987) использовал прием фотокадра – остановленного мгновения из жизни большого города. Автор создает композицию, в которой соединяет конкретику и воображение, реалии предметно-узнаваемые и реальность, которую видит он сам «внутренним зрением».

Наталья Мокина произведением «Салют» (1985) словно спрашивает себя: а сами-то мы каковы, сами-то мы способны обновить жизнь, изменив в первую очередь себя?

С  середины 50-х до конца 80-х гг. 20 в. в Советском союзе возникла «подпольная»  культура, противопоставившая себя ограничениям и условностям официального искусства, связанного с государственным курсом. В собрании музея «художественная оппозиция» конца 80-х гг. представлена произведениями Максима Кантора «Каторжник. Чернышевский» (1987), Расима Бабаева «Кровавый генерал. Пиночет» (1987),  Дмитрия Вороновского «Страстная площадь» (1987) и Льва Табенкина. «Беженцы» (1987).

За откровенностью и простотой сюжета картины «Беженцы» (1987) Льва Табенкина скрывается напряжение и драматизм. Художник создал знаковый образ людей под общим названием «беженцы». Фронтальное расположение фигур, фризовое построение, говорит о бесконечности этой процессии во времени и пространстве.

В своей картине «Каторжник. Чернышевский» (1987) Максим Кантор использует открыто экспрессивную манеру письма, которая дает возможность обнаженно остро и многозначно раскрыть содержание произведения, подчеркнуть трагизм образа великого русского писателя, подвергшегося бесчеловечному унижению за свои идейные убеждения.

С самого основания Тольяттинский  художественный музей активно пополняет свои фонды произведениями тольяттинских мастеров, представляющих различные виды и жанры искусства. В 1991 г. в музей поступила значительная часть живописных, графических   произведений,  несколько скульптурных работ, а также предметов декоративно-прикладного искусства тольяттинских художников, входящих ранее в отдел изобразительного искусства Тольяттинского краеведческого музея. Большинство художников приехали к нам из крупных городов Советского Союза и стояли у истоков образования Тольяттинского отделения Союза художников России. Это такие художники как – Зихерман Ш.-Р.М., Иванцев А.А., Казанцев Е.А., Латышева Е.В., Мацкевич В.М., Дубровин И.В., Петров В.П., Чеченин Б.Е. и другие.

Особое внимание при формировании коллекции Тольяттинский художественный уделял и уделяет художественным процессам, происходящим на волжской земле и, конечно же, в Тольятти. В фонд художественного музея произведения тольяттинских художников попадали    разными путями – в течение нескольких лет делались целевые закупки работ у авторов, или их владельцев; после проведения персональной выставки, когда автор дарит музею свое произведение. С 2001 г. в Тольяттинском художественном музее проводился конкурс «Художественное произведение года». Около ста тольяттинских художников каждый год выносили на суд жюри и зрителей свои творения, но только одно становилось «произведением года» и закупалось в фонды музея по решению жюри конкурса.

Коллекция произведений тольяттинских мастеров в фондах музея представлена большим самостоятельным блоком – более 70 художников и более 700 произведений живописи, графики, скульптуры и изделий декоративно-прикладного искусства. В их разнообразных по жанрам и художественным приемам работах (в основном это реалистическое,   абстрактное и наивное искусство), находят отражение главные тенденции развития современного искусства.

Данная  коллекция подбиралась таким образом, чтобы показать стилистическое и жанровое разнообразие художественной жизни Тольятти, начиная с 70-х годов ХХ века и до настоящего времени. Большинство художников в 80-х – 90-х годах состояли в различных творческих союзах – Союзе художников России, Творческом союзе художников России, Клубе художников-ветеранов ВОВ, объединении «Палитра», творческой группе «Журмарин», ИЗО-клубе Тольятти, художественном объединении «Пантеон». Многие художники уже уехали из Тольятти, некоторых уже нет в живых, но произведения их остались в фонде  музея и представляют не только художественную, но и историческую ценность для города.

Коллекция произведений тольяттинских художников очень разнообразна – здесь есть и классические портреты и натюрморты, абстрактные и обобщенно-символические композиции, но большую часть работ составляют волжские пейзажи – Волга, Жигулевские горы, село Зольное, Бахилова поляна, Ширяево, городские окрестности и многое другое.

Музей большое внимание уделяет подбору авторских коллекций тольяттинских художников. В настоящее время в фондах представлены коллекции Михаила Зыкова (1945-2005), Валерия Филиппова, Валерия Бузина (1946-1995), Сергея Дергуна и Игоря Бурмистенко (1937-2003). Произведения, созданные одним автором в разные годы, позволяют проследить, как менялись изобразительные приемы мастера, его художественное виденье, какие темы волновали художника.

Небольшой раздел коллекции тольяттинских художников составляют  произведения наивного искусства, некоторые из которых участвовали в выставке фестиваля «Фестнаив» в Москве в 2004 году. В данную книгу вошли работы Виктора Козочкина и Павла Романова (1918-1998), отличающиеся искренней любовью к миру, особой тщательностью в передаче деталей, сочетанием реализма и декоративности.

В Тольятти на сегодняшний день существует два основных художественных союза – Тольяттинское отделение Союза художников России и Творческий союз художников России, а также недавно созданные организации – Творческий союз художников Тольятти «Солярис» и Международный союз дизайнеров. Эти организации, а также самостоятельные профессиональные художники и художники-любители постоянно творчески работают: участвуют в общегородских и персональных выставках, а также в городском конкурсе «Художественное произведение года».

В фонде Тольяттинского художественного музея – прекрасное собрание графики советского периода. Переживания и настроения, отраженные в живописи, с еще большей остротой и прямотой воплощаются в произведениях графического искусства, которое мобильнее и стремительнее прочих пластических искусств. Именно в графике мы особенно часто находим сцены обыденной жизни, преображенные почти до неузнаваемости драматическим заострением, иронической игрой, сюрреалистическим сюжетом.

Коллекция «Графики» включает в себя разделы: «Советское искусство 60-90-х гг. 20в.», «Российское искусство конца 20-начала 21 в.» и «Зарубежное искусство».Также в каждом разделе  есть подразделы - «Художники Тольятти», «Художники Поволжья», «Художники России».

Графическое собрание музея включает произведения заслуженных художников РФ Александра Харшака, Николая Благоволина, Анатолия Бородина, Василия Глушкова, Евстафия Кобелева, Бориса Лукошкова, Александра Муравьева, народных  художников РФ Евгения Кибрика, Мюда Мечева, Станислава Никиреева и других не менее именитых художников-графиков из разных городов России в том числе и Тольятти, а также коллекцию современной китайской живописи художников г.Лояна (побратима г. Тольятти).

В коллекции графики привлекают внимание цветные автолитографии художника из г.Санкт – Петербурга Виктора Вильнера. Они, можно сказать, до неистовства повествовательны. Автор ненасытен в деталях, он не устает рассказывать о разном – о мелочах быта, о работе и досуге, о семейных связях и коллизиях, о фантазиях и чудесах, вторгающихся в прозаическое существование. Фантастическая сказка сплетается с бытовым анекдотом, и в конечном итоге получается, что нам повествуют не более и не менее как о таинственной неисчерпаемости мироздания, не выходя за пределы комнаты, улицы, двора.

Значительно обогатили художественное собрание музея произведения талантливого рисовальщика, известного художника второй половины 20 века Мюда Мечева. В фондах музея хранится 65 цветных гравюр М. Мечева к «Повести временных лет», созданной монахом Киево-Печерской Лавры Нестором в 12 веке. Иллюстрируя летопись, художник обратился к драматическим событиям истории Древней Руси. Мастер исполнил строгие и изящные композиции в духе графических миниатюр, украшавших средневековые книги. Избегая излишней декоративности, сознавая всю меру ответственности за свой труд, М. М. Мечев стремился создать произведение поэтическое, проникнутое высокой духовностью, патриотизмом и подлинной красотой, передавая и стилистические особенности летописной эпохи, и эмоциональное состояние героев «Повести временных лет».

В собрании графики художественного музея полномасштабно представлена коллекция детского рисунка (конец ХХ – начало XXI века), в которой, кроме работ тольяттинских детей есть рисунки детей из г.г. Вольфсбурга и Лояна, городов-побратимов г. Тольятти.

Коллекция скульптуры небольшая, но в ней есть известные имена, прославившие российскую скульптуру.

Коллекция «Скульптуры» включает в себя разделы: «Советское искусство 60-90-х гг. 20в.», «Российское искусство конца 20-начала 21 в.»  и «Зарубежное искусство». В каждом разделе отдельно выделены подразделы - «Художники Тольятти», «Художники Поволжья», «Художники России».

 

В собрании скульптуры выделяются имена заслуженных художников РСФСР Юрия Орехова «Бюст П.И.Чайковского», Николая Штамма «Портрет Базыкина», Олега Коломойцева «Портрет А.М.Горького», Михаила Смирнова «Помидоры из Дербента», Юрия Поммера «За мир», Андрея Марца «Рыба удильщик», народных художников РСФСР Николая Томского «Фигура Максима Горького», Иулиана Рукавишникова «Фигура А.П.Чехова», Зураба Церетели «Добро побеждает зло» и других мастеров.

В собрании музея представлена прекрасная коллекция современного художественного стекла из гг. Самары, Никольска и Тольятти – Рафика Сайфуллина, Александра Фокина, Геннадия Домнина, Юрия Титова и других мастеров.

Интересна небольшая коллекция русской народной глиняной игрушки – дымковской, каргопольской, ярославской, а также лаковой миниатюры Федоскина, Мстеры, Палеха.

Представляют большой интерес авторские работы тольяттинских  художников, созданных в конце XX века – керамические композиции Зинаиды и Владимира Прокофьевых и Шандора Зихермана, расписные декоративные блюда Татьяны Шерварли, кованые изделия Николая Чекмарева, деревянные резные панно Анатолия Алехина и других мастеров декоративно-прикладного искусства.

Л.И. Москвитина
искусствовед,
замдиректора ТХМ по научной работе.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7