В фонде Тольяттинского художественного музея хранится немало прекрасных произведений графического искусства. Настоящей жемчужиной нашей коллекции является серия гравюр Мюда Мечева к «Повести временных лет» - летописи, написанной Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря около 1113г.
Мюд Мариевич Мечев – народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, действительный член Российской Академии художеств, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, почетный иностранный член Общества «Калевала» (Финляндия).
Художник М.М.Мечев – участник десятков российских и международных выставок; автор 50 персональных выставок в России, Финляндии, Чехии, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии, Новой Зеландии.
Мюд Мечев награжден Правительством Финляндии большой серебряной медалью Элиаса Ленрота за заслуги в изучении и иллюстрировании замечательного памятника карело-финского эпоса «Калевалы». Его святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил художника серебряной медалью Понтификата «За гуманизм и достижения в искусстве».
Работы Мюда Мечева находятся в Государственной Третьяковской галерее, РОСИЗО, Музее изобразительных искусств Карелии, Государственном Кремлевском Дворце, Российском Фонде Культуры, в многочисленных музеях России и стран ближнего зарубежья, а также в собрании Библиотеки национального Конгресса США, Собрании Ватикана, фонде Ээро Рантанен, собрании Финского Национального банка, во многих частных коллекциях и собраниях в России и за рубежом.
Мюд Мариевич Мечев родился в Москве 31 августа 1929 года в семье художника Константина Пантелеева-Киереева и учительницы Марии Мечевой. Свое необычное имя он получил в честь популярного в те годы праздника – Международного Юношеского Дня, а отчество и фамилию – по маме, в честь эмансипации женщин.
Мюда Мечева по праву можно назвать Мастером современного графического искусства. М.М.Мечев получил известность в 1950-х годах как автор лучших акварелей и гравюр к народному карело-финскому эпосу «Калевала». Затем были созданы иллюстрации к знаменитому памятнику древнерусской литературы «Повести временных лет» и совсем недавно в 2008 г. в петрозаводском издательстве «Острова» вышло подарочное издание «Евангелия» с иллюстрациями художника, над которыми он работал около двадцати лет.
Каждый народ, к литературе которого он обращался, становился ему родным и понятным. Начав работу над иллюстрациями, Мечев уходил в тему с головой, не оставляя ее десятилетиями, возвращался к ней снова и снова.
Книга становилась частью его жизни; художник обретал сходство со своими героями, жил их чувствами, смотрел на мир их глазами, что вообще свойственно русской школе иллюстрации, русским художникам книги.
Более 15 лет своей жизни посвятил Мюд Мечев работе над иллюстрациями к «Повести временных лет» первой русской книге, рассказывающей о становлении Российского государства, о первых годах христианства на Руси, о деяниях первых киевских князей и просветителей и феодальных междоусобицах.
«Повесть временных лет» - это летописный свод, составленный в начале XII в. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. По словам академика Д.С.Лихачева, эта цельная, литературно-изложенная история Руси. В ней ярко освещены события древности, переданы поэтические легенды и сказания народа, развернуты живые картины прошлого от возникновения Киева и до времен правления Владимира Мономаха.
За период с 1975 по 1990 гг. Мюдом Мечевым было создано более 300 гравюр на пластике. Для того, чтобы передать не только реальность исторических событий, о которых повествует летописец, но стиль и «дух» древней рукописи, воссоздать ее художественный образ, в своих иллюстрациях художник обратился к искусству древнерусской книжной миниатюры, с ее выразительным графическим рисунком, тончайшей вязью и орнаментами; он изучал древнейшие фрески и мозаики, в том числе и зарубежные, иконопись, рукописные книги, исследования ученых и археологические коллекции. Рисунок в его гравюрах обрел черты стилизации в духе древнерусского искусства – прием вполне закономерный и оправданный.
Более 150 гравюр Мюда Мечева вошли в книгу «Повесть временных лет», напечатанной в Петрозаводске в 1991г., которая сразу превратилась в библиографическую редкость, едва увидев свет. В 1994 году «Повесть временных лет» с гравюрами художника под названием «Хроника Нестора», принятым в западной литературе, впервые была издана в Финляндии.
Хранящиеся в Тольяттинском художественном музее гравюры Мюда Мариевича Мечева к «Повести временных лет», были переданы в дар музею Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» в феврале 1991г.
По сюжетной канве «Повести временных лет» гравюры Мечева из коллекции ТХМ останавливаются примерно на правлении Ярослава Мудрого, что, однако ни в коей мере не умаляет их значения, как отдельных произведений графического искусства. В коллекции ТХМ хранятся 65 гравюр М. Мечева, каждая из которых, иллюстрируя событие «Повести», в то же время является отдельным произведением искусства. Здесь уместно привести слова Г.Д. Епифанова о значении книжной иллюстрации – «Книжная иллюстрация должна быть индивидуальным, неповторимым выражением художественного образа, т.е. иметь качество самостоятельного произведения искусства».
Гравюры к «Повести временных лет» были созданы М. М. Мечевым накануне празднования великой даты в истории Российского государства – 1000-летия принятия христианства на Руси, которое отмечалось в 1988 г. Это уже само по себе не было случайным. Ведь в нашей истории встречается немало примеров, когда к историческим датам, праздникам, большим юбилеям художниками, скульпторами, музыкантами создавались различные художественные произведения.
Художник прекрасно понимал, что «Повесть временных лет» - это не только воспроизведение истории Руси и определение ее места в мировой истории, но в первую очередь – осознание роли принятия Русью в 988 г. христианства в качестве государственной религии.
Подлинная история русского народа, истоки его формирования, драматизм событий, происходивших в те далекие времена, патриотический пафос повествования и его гуманистическая суть своей глубиной и значительностью полностью поглотили творческую мысль Мечева. Создавая иллюстрации к «Повести временных лет», Мюд Мечев обращался к разным историческим реалиям, переводя их на язык гравюры, и выстраивал зримый план «Повести временных лет» согласно своему пониманию пространства и духа эпоса.
В одном из своих интервью художник сказал: «Я мечтал создать гравюры, которые хотелось бы подолгу рассматривать, вглядываясь в детали, чтобы они привлекали читателя, заставили раскрыть неизвестную доселе книгу».
Для нового цикла гравюр Мечев избирает технику гравюры на пластике. Гравюра на пластике делается примерно так же, как гравюра на дереве. Работа ведется ножом и специальным штигелем, имеющим форму желобка. Изображение, как и на деревянной доске, выпуклое, а на оттиске получается художественный эффект, очень близкий обрезной гравюре: отсутствие полутонов, пятно, четкие черные линии на бумаге.
В свои гравюры к «Повести временных лет» Мечев вводит цвет, делая это очень осторожно, с одной стороны сохраняя цельность гравюры и с другой, усиливая символический смысл изображаемых событий. В основном цвет применяется как фон, на котором напечатан черный или золотой контур изображения, с прорисовкой соответствующих линий.
В старинных русских текстах перечисляются излюбленные краски иконописцев: охра, киноварь, багор, голубец, изумруд. Эти краски повторяет и Мечев в своих работах, используя локальным цветом для фона или выделения каких-то деталей на гравюре, а также чистыми или промежуточными тонами. Дополнительно, для решения фона или прорисовки деталей на гравюрах, художник добавляет «золотую краску», в отдельных случаях он использует красный и черный цвет.
Влияние древнерусской иконописи на цикл гравюр Мечева неоспоримо. Древнерусская иконопись представляла огромную ценность для широкого круга художников; многие ее художественные особенности были использованы в переосмысленном виде крупнейшими русскими художниками – К. С. Петровым-Водкиным, В. А. Фаворским, П. Д. Кориным и другими мастерами.
Древнерусские иконописцы были глубоко убеждены в том, что искусство дает возможность прикоснуться к тайнам бытия: иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей – вот что признавалось основой мирового порядка, в чем видели художники средство для преодоления хаоса и тьмы.
Иконопись – искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все – лишь оболочка, за которой скрывается как ядро, высший смысл. Гравюры М. М. Мечева подобны древнерусским иконам – они плоскостны, линеарны и наполнены внутренним символическим содержанием.
В цикле гравюр к «Повести временных лет» есть и сцены-развороты, звучащие как широкое эпическое повествование, и однофигурные композиции, в которых оживают образы исторических персонажей той далекой эпохи Древней Руси. Исторически-литературные иллюстрации Мечева вобрали в себя элементы разных жанров – это и портретные изображения русских князей, и батальные сцены, и изображение памятников архитектуры и т.д.
Во всех гравюрах художника главную роль, помимо цвета, играет линия. Линией, в ее плавном течении или строгой геометрии, Мечев владеет свободно. Плотная, явственная или тонкая, невесомая, она очерчивает предметы и фигуры, причем, черной краской прорисовывается абрис реальных персонажей, а золотой – библейских героев из рассказа греческого философа. Силуэты фигур действующих лиц гравюры либо четко читаются на фоне белого поля картона, либо сливаются воедино с общим тоном гравюры, как, например, в сценах-разворотах – «Князь Святослав при Доростоле», «Свержение идолов», «Крещение Руси», «Пир Владимира» - которые автор помещает в декоративные орнаментальные рамки.
Орнаментальный ряд в графическом цикле Мечева отличается особым богатством мотивов: кроме декоративных обрамлений различный орнамент присутствует внутри многих гравюр – в оформлении интерьера, в украшениях на одежде, мебели, утвари и т.д. Прежде всего, это самые разнообразные узоры плетенки, изображения невиданных животных, обилие цветочных бутонов, образующих единый органичный сплав.
Орнамент, взятый за основу Мечевым для украшения своих гравюр, берет свое начало из разных древних источников. Так в XII и XIII столетиях в книжном орнаменте Древней Руси был развит прием украшений, слагавшийся из разных видов плетения, постепенно усложняющийся и, наконец, достигший своего наивысшего расцвета в книгах, связанных с Великим Новгородом и Псковом. Мюд Мечев во многих своих гравюрах использует этот орнамент, что придает гравюрам средневековый характер. Ко 2-й половине XIII в. Великий Новгород создал и свой особый стиль, наиболее ярко выразившийся в тератологическом орнаменте новгородских рукописей – плоском резном орнаменте, состоящем из сложно переплетающихся полос с включением в эти переплетения изображений грифонов, птиц, змей и других диковинных животных.
Сила, борьба, стремительное движение и в то же время бессилие преодолеть препятствие – все это мы видим на знамени Святослава в гравюрах Мечева – «Князь Святослав» и «Князь Святослав при Доростоле». Огромный змей, туго переплетенный ремнями, пытается разорвать ненавистные путы. Это хитросплетение головы, тела, лап и хвоста чудовища искусно переведено художником в орнаментальный узор, начало и конец которого теряется в сложных перевивах.
Также в гравюрах Мечева встречается плетеный, или жгутовый орнамент, украшающий древнерусские летописи XV в. Это орнамент болгарско-сербского происхождения. В его основе – сложные плетения жгутообразного вида, перетянутые во многих местах декоративными узлами.
Примеры таких орнаментов можно увидеть в гравюрах – «Князь Владимир ставит кумиров», «Оплакивание князя Владимира». Таким орнаментальным поясом подпоясана княгиня Ольга в гравюре «Месть Ольги».
Как уже говорилось выше, в своей работе над циклом гравюр к «Повести временных лет» Мечев использовал интересный изобразительный прием – он заливает общий тон гравюры локальным цветом, поверх которого черными или золотыми линиями проступают предметы, персонажи, сюжетные сцены. Иногда фон неба художник также делает золотистым, чем достигается необходимый контраст – выделение темных силуэтов на светлом фоне.
Филигранной работой отличается прорисовка и отдельной фигуры, и каждого элемента большой композиции. Художник не оставляет без внимания ни одной мелочи – будь то характеристика одежды и украшений или описания городища, церковного интерьера, монастырской кельи – вплоть до букв на страницах рукописной книги.
Специфика искусства иллюстрирования книги в том, что оно является одной из форм познания окружающей действительности через чувственно воспринимаемые образы. Гравюры Мечева помогают зрителю познакомиться не только с самим литературным произведением, но и с реалиями той далекой от нас эпохи, отраженными в костюмах, предметах мебели, особенностях интерьера и архитектуры Древней Руси.
Многие иллюстрации Мечева помогают довольно отчетливо и ярко представить себе литературный талант Нестора в его оригинальном творчестве, в мастерстве выражения тех течений русской общественной мысли конца XI - начала XII вв., которые сложились и окрепли в национальное сознание в стенах Печерского монастыря.
Отличительное свойство повествования Нестора заключается в ровности изложения: у него нет порывов, витиеватых отступлений и воззваний. Речь его чужда искусственных украшений, но зато исполнена внутренней силы. Слова точно и ясно передают мысль, и их сказано столько, сколько нужно для ясного и точного выражения мысли. Так к некоторым событиям летописец питал особенное сочувствие, но оно выразилось не отрывистыми восторженными фразами, а последовательным описанием исторического момента.
Работая над своими гравюрами, Мюд Мечев обращался к древнерусской миниатюре, в частности, к Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. Ценность Радзивиловской летописи, кроме всего прочего, в том, что она украшена 604 рисунками. Художник по-своему интерпретирует и обогащает эти иллюстрации. Он берет из миниатюр летописи детали одежды князей – платье, поверх которого наброшен плащ, застегнутый на фибулу; особенности мебели - сиденье без спинки, а внизу подставка для ног; разного рода изображения беседок; приемы изображения войска, когда рисуется только первый ряд, а выше – только шлемы и копья и т.д. Миниатюры Радзивиловской летописи отличаются такой живостью и непосредственностью в передаче исторических событий, что в основу некоторых гравюр Мечева были положены целые композиции из этого древнего источника. Все взятые из древней летописи «цитаты», в гравюрах Мечева творчески переработаны и органично дополнены прекрасной орнаментировкой.
Так, в гравюру «Оплакивание князя Игоря» художник переносит одеяние Ольги и изображение воина, вытирающего слезы полой плаща. Эти элементы помогают Мечеву создать в гравюре образ безутешного горя и страдания, боль от потери любимого человека. Такой эмоциональной силой наполнены плач и причитания Ольги, что и небо плачет вместе с ней, и воины не в силах сдержать рыдания по зверски убитому князю.
Миниатюры Радзивиловской летописи со своим простым, лаконичным и доходчивым языком, помогли содержательно наполнить отдельные гравюры Мечева. Работая над гравюрой «Убийство князя Ярополка», художник берет за основу композиции иллюстрации из летописи. На фоне закрытых ворот два мощных варяга поднимают мечами князя Ярополка под мышки: вскинутые руки князя, льющаяся ручьем кровь. Но если в Радзивиловской летописи рисунок прозрачный, почти акварельный, то Мечев свою гравюру решает в кроваво-красном мрачном тоне. Еще секунда и тело князя рухнет под ноги убийцам, и только диковинные звери, изображенные на арке ворот и напоминающие скульптурные рельефы Дмитриевского собора во Владимире, остаются немыми и равнодушными свидетелями этой жуткой сцены.
Для гравюры «Князь Мстислав на поле битвы» Мечев также берет отдельные изобразительные моменты из Радзивиловской летописи, в частности это образ лежащих убитых воинов. Художник строит композицию гравюры в форме треугольника – где вершина – острие стяга, а поверженные воины, лежащие ничком, это одна из его сторон. Мечев рисует Мстислава медленно едущим на коне по полю вчерашней битвы, голова его опущена, противоречивые мысли овладели им – с одной стороны дружина его цела, но погибли его союзники – северяне и варяги – союзники Ярослава. Раздумья о прошедшей битве приводят Мстислава к мысли о бесполезности и преступности кровопролития между братьями.
Красив колорит гравюры – общий зеленовато-охристый тон сочетается с ярко-розовым цветом флага, образуя гармоничную колористическую связь.
Иллюстрируя сюжет из «Повести временных лет» «Князь Святослав при Доростоле», Мечев постоянно обращался к словам Нестора, сверялся с ним. Эта гравюра выделяется из общего числа гравюр своим эпическим размахом. Диптих очень красиво построен колористически – сочетание нежного серовато-голубого тона с золотистым цветом неба.
Ковыль-трава, что стелется под ветром, качается, сгибается – это придает гравюре текучий, вибрирующий, волнующийся характер.
На гравюре действие еще не началось, войска стоят друг против друга. Мечев, чтобы показать, что греческое войско намного больше княжеской дружины – строит его по диагонали, отступив от края гравюры. Создалось ощущение бескрайности - греческие всадники как бы уходят за линию горизонта. Напротив, дружину Святослава художник укрупняет и приближает к самому краю гравюры, тем самым давая понять о несоразмерности сил, противостоящих друг другу.
На стороне греков пока все относительно спокойно. Они чувствуют свое явное превосходство – развеваются знамена с христианской символикой и флаги на древках, приготовились трубить трубачи.
И совершенно другой психологический настрой у дружины Святослава. Князь поставлен впереди, перед войском, взывающим к патриотическим чувствам своих воинов – «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым неведом позор, если же побежим, позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас…». И все пришло в движение – затрубили трубы, заржали кони, воины опустили ниже шлемы и приготовили к атаке копья.
Почти все лица русских воинов повернуты в профиль, взгляды устремлены на неприятеля. И только фигура Святослава развернута к зрителю, он обращается к своей дружине, лицо его спокойно и мужественно. Плащ Святослава бьется на ветру, собираясь в красивые складки. Полотнище стяга, с изображением борющегося, перевитого ремнями змея, заняло почти половину пространства гравюры. Русский стяг, наперекор ветру, вьется в другую сторону, как бы утверждая несломленный дух русских воинов.
Вопрос о канонизации святых в русской православной церкви за все время нашей церковно-политической зависимости от Константинополя, т.е. до самой середины ХV в., был одним из самых больных вопросов национального самосознания. Так не были канонизованы наши первые мученики за веру – убитые киевлянами при Владимире-язычнике варяг с сыном, не были канонизованы Ольга и Владимир, хотя равноапостольская заслуга последнего, кажется, могла быть признана безусловной и должна быть прославлена. Л.Н.Гумилев, отмечая заслуги Владимира, писал: «В свете подвига Владимира померкли недобрые дела князя. Победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю. Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом».
Канонизованы были только князья Борис и Глеб. Описанию их мученической смерти Нестор отводит в своей летописи отдельное место.
Гравюра Мечева «Князья Борис и Глеб» наполнена темно-красным цветом – это цвет крови убитых, чистых сердцем и совестью, братьев. В руках у них красные кресты – как символ мученической смерти, которую приняли князья от брата своего Святополка Окаянного. Над их головами – золотые нимбы, символ святости, а под ногами цветущие травы – это райские кущи, где обитают души невинно убиенных. Художник, представляя святых Бориса и Глеба, композиционно сливает их тела в единое целое, как бы говоря о том, что в памяти народной они почитаются также неразлучно. «И соединились они телами, а сверх того и душами, пребывая у владыки, царя всех, в радости бесконечной, в сете неизреченном и подавая дары исцеления Русской земле…». (Повесть временных лет. Петрозаводск. 1991г. с.96.)
Наиболее ценное чтение наших предков составляли книги Святого Писания. Мысль и чувство облекались древними летописцами в слова божественных писателей, в библейские образы. В «Повести временных лет» приводятся места из писаний Библии, вложенные в рассказ греческого философа.
Мечев, иллюстрируя сцены из Священного писания, выстраивает свои гравюры в последовательную цепь и объединяет общим изобразительным приемом – контурные линии рисунка становятся золотыми, как бы показывая божественность запечатленных событий.
Гравюры Мечева Библейского цикла из рассказа философа привлекают, в первую очередь, своей цельностью. Открывает цикл гравюра художника «Сотворение мира». Коричневый тон гравюры, прорезанный клубящимися золотистыми линиями, как нельзя лучше подходит к данному сюжету. Мечев показывает Бога в процессе творения. Движения его тела, рук, взметнувшиеся, закрученные вихрем полы его одежд, разметавшиеся по плечам длинные золотистые волосы – все показывает Бога-Творца - создателя мира видимого и невидимого из ничего, из пустоты. Только по произнесению одного слова происходит отделение Света от Тьмы, уходит Хаос, образуется Вселенная с миллионами звезд.
Композиция гравюры «Сотворение мира» напоминает форму песочных часов, и в этом есть свой, какой-то особый божественный смысл – Время, Вселенная, Бог.
Хочется отметить еще одну гравюру из Библейского цикла иллюстраций к «Повести временных лет». Это гравюра «Фермуфи находит Моисея». В гравюре нет ничего лишнего, композиция проста и предельно ясна. Но есть в ней какая-то задушевность и лиричность, что сразу выделяет ее из ряда других гравюр этого цикла.
Фигура Фермуфи выполнена художником по египетским живописным канонам – голова в профиль, глаза, плечи и руки в фас, а ноги тоже в профиль. Вся ее фигура со вскинутыми руками, опущенной головой, струящимися линиями одежды сразу привлекает к себе внимание. Расходящиеся складки платья еще более подчеркивают грацию и красоту дочери фараона. Ее профиль, руки и плечи вырисовываются линеарно, но линия здесь не только контур и основа изображения: в своих гармоничных извилинах, выразительности и музыкальности она сама несет наслаждение и покой. С каким состраданием и сочувствием смотрит Фермуфи на спеленатого младенца в ивовой корзине, который мог бы погибнуть в этом густом тростнике на берегу Нила. Красивое сочетание золотых линий на черном фоне придает гравюре особый колорит природы Египта
«Повесть временных лет» - это, прежде всего, ценнейший исторический источник и документ. И в то же время - это и первоклассный литературный памятник. Летописец Нестор нередко прибегает к сюжетному повествованию: живо воспроизводит драматические коллизии, передавая речь персонажей, воспроизводит детали, позволяющие читателю наглядно представить происходящее.
Сознавая всю меру ответственности за свой труд, М. М. Мечев стремился создать произведение поэтическое, проникнутое высокой духовностью, патриотизмом и подлинной красотой.
В гравюрах Мюда Мечева чувствуется глубокое прочтение и осмысление «Повести временных лет». Это не беглый, поверхностный взгляд дилетанта, а вдумчивое, бережное, профессиональное отношение к древнему источнику. Его гравюры живут на страницах летописи, они там у себя дома – не случайно по ним можно почти безошибочно найти описываемое место в «Повести». Художник почти не отходит от текста, иллюстрируя тот или иной эпизод, сознавая, что перед ним старейший литературно-исторический памятник Российского государства. Недаром же Г.Д.Епифанов пишет в своей книге: «Желательно, чтобы читатель получал общее представление о содержании книги, просмотрев одни только иллюстрации, не знакомясь еще с текстом».
Тонкая ниточка, связывающая поколение за поколением, не оборвалась, несмотря ни на какие потрясения, случившиеся в истории России на протяжении многих лет и подтверждением тому – работа художника Мюда Мечева, его гравюры к «Повести временных лет», говорящие со зрителем о том, кто мы, откуда мы и зачем пришли на эту землю.
Москвитина Лариса
искусствовед,
замдиректора по научной работе ТХМ