Спорт - одна из самых популярных тем в советском изобразительном искусстве. Взяв за основу греческую идею о связи гармонического начала в человеке с патриотическими ценностями, в Советском Союзе утверждались программы всеобщего физического воспитания, а к пропаганде здорового образа жизни среди рабочих и подрастающего поколения подключались деятели искусств.

Начиная с 1920-х годов тема спорта и здорового образа жизни получила широкое распространение в отечественном изобразительном искусстве. Спорт и культура были призваны воспитать физически развитого человека, который «готов к труду и обороне». Спорт был неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям. Советскими художниками, работавшими в разных стилевых направлениях, было создано немало портретов и жанровых композиций на тему спорта.

Ритм и пластика движений — вот что особенно привлекает художников в спорте, поиск приемов для наиболее яркого выражения динамики движения.

Выставка «Спорт в русском изобразительном искусстве» на виртуальном портале Государственного Русского музея подготовлена в рамках проекта ГРМ «Искусство быть первым» и приурочена к Олимпиаде, которая состоится в России в Сочи в 2014 году. Она  объединила более 600 произведений из коллекции Русского музея и художественных музеев России. В ней приняли участие музеи из Новосибирска и Тамбова, Калуги и Самары, Липецка и Биробиджана, Архангельска и Белгорода, Астрахани и Ярославля, Комсомольска-на-Амуре и Тольятти  и многих других городов.

На виртуальной выставке из фондов Тольяттинского художественного музея «Спорт в русском изобразительном искусстве» представлено десять работ шести художников, создавших свои произведения в 70-80-е гг. ХХ века. Это произведения Заслуженного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Виктора Вильнера, латвийского художника Яниса Калнмалиса, армянского художника Гаспара Мелконяна, белорусского художника Владимира Новака и члена Московского отделения Союза художников России Ларисы Федотьевой.

Тольяттинский художественный музей желает удачи нашим спортсменам в Сочи, на Олимпиаде 2014! И пусть произведения русских художников вдохновят, в свою очередь, новое поколение спортсменов на новые победы!

Москвитина Лариса
искусствовед, замдиректора по
научной работе.

Вильнер В.С.

Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств.

Вильнер В.С. Футбол. 1974. Бумага, цветная автолитография, 51х66

Футбол. 1974 г.

Бумага, цветная автолитография. 51 x66, оттиск, (59х76 лист).
В литографии «Футбол» 1974 г. композиция построена с высоты птичьего полета. Большую часть листа занимает заполненный зрителями до отказа городской стадион, на котором проходит футбольный матч.
Очень подробно, почти фотографически точно, художник выписывает окружение стадиона – жилые здания, машины и толпу людей перед главным входом на стадион, а также на дальнем плане - новостройки, морской порт и проплывающие корабли.
Несмотря на обилие деталей в картине общий зеленовато-охристый тон объединяет всю работу, придает ей цельность и логическую завершенность.

Калнмалис Я.К.
Калнмалис Я.К. После удачного финиша. Мастера спорта по автоспорту братья Ю. и В. Белмерис. 1979. Холст, масло, 135х160
После удачного финиша. Мастера спорта по автоспорту братья Ю. и В. Белмерис.
1979 г.
Холст, масло. 135 x160.
Автоспорт в Советском Союзе находился на высоком уровне, команды составлялись исключительно на своих автозаводах. Представители различных команд (ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК) были на слуху и неоднократно выигрывали различные автосоревнования. С распадом Советского Союза уровень автоспорта упал в десятки раз.
Первый в СССР  спецкомплекс сооружений для технических видов спорта был построен в 1965 г. в Бикерниекском лесу в восточной части Риги. Рельеф Бикерниекской гоночной трассы  был холмистый, с заметными перепадами высот. Рижская автогоночная трасса была лучшей в Советском Союзе.
В портрете «После удачного финиша. Мастера спорта по автоспорту братья Ю. и В. Белмерис» Янис Калнмалис изобразил известных и знаменитых автогонщиков Риги, неоднократно занимавших призовые места на всесоюзных соревнованиях братьев Валдиса и Юриса Белмерис,  которые доминировали на советских автотрассах по классу «Волга» в 70-80-ые годы.
На Рижском авторемонтном заводе под управлением автомобильного энтузиаста, спортивного журналиста и комментатора соревнований Александра Спрогиса была организована автоспортивная секция с тремя автомобилями ГАЗ-21 "Волга", в которой и тренировались братья Белмерис.
Яркие цвета первого плана картины «После удачного финиша» – белый, зеленый, красный – создают декоративное пятно  на контрасте с дальним планом - темно-зеленым фоном Бикерниекского леса и серо-синим предгрозовым небом.
Художник удачно передал разное психологическое настроение у братьев - спокойное и взвешенное у одного и нескрываемое волнение у другого.

Матюх В.Ф. Член Союза художников СССР
Матюх В.Ф. Барьеры. 1978. Бумага, цветная автолитография, 44х65
Барьеры.
1978 г.
Бумага, цветная автолитография. 44 x65, размер изображения, (54х72 размер листа).
В работе «Барьеры» художница Вера Матюх отразила определенный вид спорта – бег с препятствиями. Литография очень красива по цвету – чередование светло-серых и желтовато-охристых тонов  создает сложное диагональное волнообразное движение вперед.
Матюх В.Ф.
Матюх В.Ф. В бассейне. 1979. Бумага, цветная автолитография, 42х59
В бассейне.
1979 г.
Бумага, цветная автолитография. 42 x59, размер изображения, (54х72 размер листа).
Композиция работы  «В бассейне» разворачивается из центра по спирали - показывая спортсменов в момент прыжка  и плывущих в воде. Закрученность композиции, как в морской раковине, помогает ощутить напряжение сжатой и распрямившейся пружины. Активный зеленовато-бордовый цвет также помогает созданию ощущения активности и движения в произведении.
Матюх В.Ф.
Матюх В.Ф. Парад. 1979. Бумага, цветная автолитография, 60х44
Парад. 1979 г.
Бумага, цветная автолитография. 60 x44, размер изображения, (72х54 размер листа).
В работе Веры Матюх «Парад» изображен выход спортсменов на параде, видимо посвященном открытию «Олимпиады – 80» в Москве. Фронтальное изображение спортсменов в белых одеждах, идущих в ногу с разноцветными знаменами в руках, заполняет полностью все поле литографии. В работе тесно от фигур, от знамен, но горизонтальное и вертикальное построение композиции придает произведению устойчивость и весомость.
Матюх В.Ф.
Матюх В.Ф. У финиша. 1979. Бумага, цветная автолитография, 41х67
У финиша. 1979 г.
Бумага, цветная автолитография. 41 x67, размер изображения, (54х72 размер листа).
В своей работе «У финиша»  Вера Матюх показала движение спортсменов на последнем отрезке дистанции перед финишем. Как в замедленном кадре художница запечатлевает последние  мгновения   - если первый бегун уже в процессе остановки, то второй и третий по инерции еще продолжают активное  движение. Очень красиво и лаконично показана плавная линия движения от опущенной руки последнего бегуна до склоненной головы победителя.
Размывание цвета, достигавшееся буквально рукотворным способом, помогает ощутить движение и стремительный напор спортсменов перед финишной чертой.
Матюх В.Ф.
Матюх В.Ф. Футболисты. 1979. Бумага, цветная автолитография, 44х59
Футболисты.
1979 г.
Бумага, цветнаяавтолитография.44 x59, размеризображения,(54х68 размер листа)
.
В литографии «Футболисты» Вера Матюх показала активное движение футболистов к центру композиции.  Чередование цветовых пятен – теплых и холодных тонов, помогает создать определенный напряженный настрой противоборства двух команд, одна из которых советская (виден отличительный знак СССР на форме спортсмена).
Движения спортсменов в работе художницы так пластичны и легки, что напоминают танец.
Мелконян Г.В. Член Союза художников Армении
Мелконян Г.В. Фехтовальщики. 1985. Холст, масло, 150х130
Фехтовальщики.1985 г.
Холст, масло. 150 x130 см
.
В своем произведении  «Фехтовальщики» Гаспар Мелконян изобразил конкретных армянских спортсменов  фехтовальщиков, черты лица которых портретны, хотя художник и не обозначил их по именам в названии произведения, а назвал просто –«фехтовальщики».
Фронтальное изображение спортсменов на ровной плоскости с заниженной линией горизонта напоминающее древнегреческий рельеф – помогает художнику фундаментально представить своих героев.
Художник Мелконян изобразил спортсменов перед тренировкой, они серьезны и сосредоточены, в руках держат гибкие  рапиры. В цветовом отношении произведение очень аскетично - основные цвета бело-голубой и светло-коричневый взаимно дополняют друг друга. Голубой цвет стены оттеняет белоснежную форму фехтовальщиков, создавая на ней голубоватые рефлексы, а плотный коричневый цвет пола придает композиции устойчивость и основательность.

Новак В.Л. Член Союза художников Белоруссии
Новак В.Л. Портрет мастера спорта международного класса Ирины Карачевой. Холст, масло, 147х115
Портрет мастера спорта международного класса Ирины Карачевой.
Холст, масло. 147 x115.
Олимпийские победы в конном спорте относятся в основном к советскому периоду. Именно тогда гремели имена прославленных советских спортсменов Елены Петушковой, Ивана Кизимова, Ивана Калиты, Ирины Карачевой и других. Проблемы и неурядицы в экономике страны в 90-е гг. после развала Советского Союза привели к значительному сокращению финансирования конного спорта, потому что он являлся одним из самых дорогостоящих видов.
На портрете белорусского художника Владимира Новака представлена чемпионка СССР, мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы - Ирина Евгеньевна Карачева, неоднократный победитель и призер Чемпионатов Европы и мира по выездке.  Ирина Карачева – ученица Виктора Петро́вича Угрю́мова - советского конника, Заслуженного мастера спорта СССР (1980), чемпиона летних Олимпийских игр 1980 года в командном первенстве, бронзового призёра Олимпийских игр 1980 года в личном первенстве, она завоевала бронзовую медаль в личном первенстве и победу в командном на 7-й летней Спартакиаде народов СССР, победу в командном первенстве на Чемпионате СССР. Ирина Карачева на официальных международных соревнованиях неоднократно становилась серебряным и бронзовым призером в командном первенстве (Чемпионаты Мира и Европы 1977-79 гг., на этих же соревнованиях занимала 5 и 6 личные места).
Портрет Ирины Карачевой решен художником в сложном композиционном построении. Он создает общий фон, складывающийся из разноцветных пятен, на котором в разных пространственных плоскостях строятся изображения наездницы и участников соревнования. Художник намеренно делает изображение на картине плоскостным и даже костюм Ирины – черный фрак с шляпой и белые брюки  объединяет одним зеленовато-коричневым тоном.
В портрете Ирины Карачевой Владимир Новак хотел одновременно показать и спокойствие, и движение – как органичные составляющие характера девушки. Взгляд Ирины направлен немного вниз, мимо зрителя. Внешне она спокойна, но мысли ее еще там,  на только что прошедших соревнованиях, изображения которых схематично даны в верхней части портрета – это одни из самых популярных видов конного спорта – конкур (соревнования по преодолению препятствий) и выездка (искусство управлять лошадью на различных аллюрах (шаг, рысь, галоп, пассаж, пьяффе и др.).
Федотьева Л.В. Член Московского отделения Союза художников
Федотьева Л.В. Передача эстафеты. 1980. Бумага, цветная линогравюра, 49х57
Передача эстафеты. Из серии "Летние спортивные игры молодежи". 1980 г.
Бумага, линогравюра цветная. 49 x57, оттиск, (53х64 лист).
Работа «Передача эстафеты» выполнена художником Ларисой Федотьевой в технике цветной линогравюры большими цветными локальными плоскостями. В гравюре обозначена композиция из четырех мужских фигур, почти одновременно  передающих эстафетную палочку членам своей команды. Яркие цветовые сочетания - красные, оранжевые, охристые и белые, создают декоративное наполнение в работе, что особенно прекрасно читается на фоне голубых трибун.
Ограждение беговой дорожки на заднем плане гравюры своим симметричным повторяющимся орнаментом вносит определенное динамичное звучание в работу, добавляя в нее напор и движение.
Ларисе Федотьевой удалось простыми средствами линогравюры показать состояние юношеского спортивного азарта.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7