Вильнер В.С. |
Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств.
|
|
|
Футбол. 1974 г.
Бумага, цветная автолитография. 51 x66, оттиск, (59х76 лист). |
В литографии «Футбол» 1974 г. композиция построена с высоты птичьего полета. Большую часть листа занимает заполненный зрителями до отказа городской стадион, на котором проходит футбольный матч. Очень подробно, почти фотографически точно, художник выписывает окружение стадиона – жилые здания, машины и толпу людей перед главным входом на стадион, а также на дальнем плане - новостройки, морской порт и проплывающие корабли. Несмотря на обилие деталей в картине общий зеленовато-охристый тон объединяет всю работу, придает ей цельность и логическую завершенность.
|
Калнмалис Я.К. |
|
|
|
После удачного финиша. Мастера спорта по автоспорту братья Ю. и В. Белмерис. 1979 г. Холст, масло. 135 x160. |
Автоспорт в Советском Союзе находился на высоком уровне, команды составлялись исключительно на своих автозаводах. Представители различных команд (ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК) были на слуху и неоднократно выигрывали различные автосоревнования. С распадом Советского Союза уровень автоспорта упал в десятки раз.Первый в СССР спецкомплекс сооружений для технических видов спорта был построен в 1965 г. в Бикерниекском лесу в восточной части Риги. Рельеф Бикерниекской гоночной трассы был холмистый, с заметными перепадами высот. Рижская автогоночная трасса была лучшей в Советском Союзе. В портрете «После удачного финиша. Мастера спорта по автоспорту братья Ю. и В. Белмерис» Янис Калнмалис изобразил известных и знаменитых автогонщиков Риги, неоднократно занимавших призовые места на всесоюзных соревнованиях братьев Валдиса и Юриса Белмерис, которые доминировали на советских автотрассах по классу «Волга» в 70-80-ые годы. На Рижском авторемонтном заводе под управлением автомобильного энтузиаста, спортивного журналиста и комментатора соревнований Александра Спрогиса была организована автоспортивная секция с тремя автомобилями ГАЗ-21 "Волга", в которой и тренировались братья Белмерис. Яркие цвета первого плана картины «После удачного финиша» – белый, зеленый, красный – создают декоративное пятно на контрасте с дальним планом - темно-зеленым фоном Бикерниекского леса и серо-синим предгрозовым небом. Художник удачно передал разное психологическое настроение у братьев - спокойное и взвешенное у одного и нескрываемое волнение у другого.
|
Матюх В.Ф. |
Член Союза художников СССР |
|
|
Барьеры. 1978 г. Бумага, цветная автолитография. 44 x65, размер изображения, (54х72 размер листа). |
В работе «Барьеры» художница Вера Матюх отразила определенный вид спорта – бег с препятствиями. Литография очень красива по цвету – чередование светло-серых и желтовато-охристых тонов создает сложное диагональное волнообразное движение вперед.
|
Матюх В.Ф. |
|
|
|
В бассейне. 1979 г. Бумага, цветная автолитография. 42 x59, размер изображения, (54х72 размер листа). |
Композиция работы «В бассейне» разворачивается из центра по спирали - показывая спортсменов в момент прыжка и плывущих в воде. Закрученность композиции, как в морской раковине, помогает ощутить напряжение сжатой и распрямившейся пружины. Активный зеленовато-бордовый цвет также помогает созданию ощущения активности и движения в произведении.
|
Матюх В.Ф. |
|
|
|
Парад. 1979 г.Бумага, цветная автолитография. 60 x44, размер изображения, (72х54 размер листа). |
В работе Веры Матюх «Парад» изображен выход спортсменов на параде, видимо посвященном открытию «Олимпиады – 80» в Москве. Фронтальное изображение спортсменов в белых одеждах, идущих в ногу с разноцветными знаменами в руках, заполняет полностью все поле литографии. В работе тесно от фигур, от знамен, но горизонтальное и вертикальное построение композиции придает произведению устойчивость и весомость.
|
Матюх В.Ф. |
|
|
|
У финиша. 1979 г. Бумага, цветная автолитография. 41 x67, размер изображения, (54х72 размер листа). |
В своей работе «У финиша» Вера Матюх показала движение спортсменов на последнем отрезке дистанции перед финишем. Как в замедленном кадре художница запечатлевает последние мгновения - если первый бегун уже в процессе остановки, то второй и третий по инерции еще продолжают активное движение. Очень красиво и лаконично показана плавная линия движения от опущенной руки последнего бегуна до склоненной головы победителя.Размывание цвета, достигавшееся буквально рукотворным способом, помогает ощутить движение и стремительный напор спортсменов перед финишной чертой. |
Матюх В.Ф. |
|
|
|
Футболисты.1979 г. Бумага, цветнаяавтолитография.44 x59, размеризображения,(54х68 размер листа). |
В литографии «Футболисты» Вера Матюх показала активное движение футболистов к центру композиции. Чередование цветовых пятен – теплых и холодных тонов, помогает создать определенный напряженный настрой противоборства двух команд, одна из которых советская (виден отличительный знак СССР на форме спортсмена). Движения спортсменов в работе художницы так пластичны и легки, что напоминают танец. |
Мелконян Г.В. |
Член Союза художников Армении |
|
|
Фехтовальщики.1985 г. Холст, масло. 150 x130 см. |
В своем произведении «Фехтовальщики» Гаспар Мелконян изобразил конкретных армянских спортсменов фехтовальщиков, черты лица которых портретны, хотя художник и не обозначил их по именам в названии произведения, а назвал просто –«фехтовальщики».Фронтальное изображение спортсменов на ровной плоскости с заниженной линией горизонта напоминающее древнегреческий рельеф – помогает художнику фундаментально представить своих героев. Художник Мелконян изобразил спортсменов перед тренировкой, они серьезны и сосредоточены, в руках держат гибкие рапиры. В цветовом отношении произведение очень аскетично - основные цвета бело-голубой и светло-коричневый взаимно дополняют друг друга. Голубой цвет стены оттеняет белоснежную форму фехтовальщиков, создавая на ней голубоватые рефлексы, а плотный коричневый цвет пола придает композиции устойчивость и основательность.
|
Новак В.Л. |
Член Союза художников Белоруссии |
|
|
Портрет мастера спорта международного класса Ирины Карачевой. Холст, масло. 147 x115. |
Олимпийские победы в конном спорте относятся в основном к советскому периоду. Именно тогда гремели имена прославленных советских спортсменов Елены Петушковой, Ивана Кизимова, Ивана Калиты, Ирины Карачевой и других. Проблемы и неурядицы в экономике страны в 90-е гг. после развала Советского Союза привели к значительному сокращению финансирования конного спорта, потому что он являлся одним из самых дорогостоящих видов. На портрете белорусского художника Владимира Новака представлена чемпионка СССР, мастер спорта международного класса, призер чемпионата Европы - Ирина Евгеньевна Карачева, неоднократный победитель и призер Чемпионатов Европы и мира по выездке. Ирина Карачева – ученица Виктора Петро́вича Угрю́мова - советского конника, Заслуженного мастера спорта СССР (1980), чемпиона летних Олимпийских игр 1980 года в командном первенстве, бронзового призёра Олимпийских игр 1980 года в личном первенстве, она завоевала бронзовую медаль в личном первенстве и победу в командном на 7-й летней Спартакиаде народов СССР, победу в командном первенстве на Чемпионате СССР. Ирина Карачева на официальных международных соревнованиях неоднократно становилась серебряным и бронзовым призером в командном первенстве (Чемпионаты Мира и Европы 1977-79 гг., на этих же соревнованиях занимала 5 и 6 личные места). Портрет Ирины Карачевой решен художником в сложном композиционном построении. Он создает общий фон, складывающийся из разноцветных пятен, на котором в разных пространственных плоскостях строятся изображения наездницы и участников соревнования. Художник намеренно делает изображение на картине плоскостным и даже костюм Ирины – черный фрак с шляпой и белые брюки объединяет одним зеленовато-коричневым тоном.В портрете Ирины Карачевой Владимир Новак хотел одновременно показать и спокойствие, и движение – как органичные составляющие характера девушки. Взгляд Ирины направлен немного вниз, мимо зрителя. Внешне она спокойна, но мысли ее еще там, на только что прошедших соревнованиях, изображения которых схематично даны в верхней части портрета – это одни из самых популярных видов конного спорта – конкур (соревнования по преодолению препятствий) и выездка (искусство управлять лошадью на различных аллюрах (шаг, рысь, галоп, пассаж, пьяффе и др.). |
Федотьева Л.В. |
Член Московского отделения Союза художников |
|
|
Передача эстафеты. Из серии "Летние спортивные игры молодежи". 1980 г. Бумага, линогравюра цветная. 49 x57, оттиск, (53х64 лист). |
Работа «Передача эстафеты» выполнена художником Ларисой Федотьевой в технике цветной линогравюры большими цветными локальными плоскостями. В гравюре обозначена композиция из четырех мужских фигур, почти одновременно передающих эстафетную палочку членам своей команды. Яркие цветовые сочетания - красные, оранжевые, охристые и белые, создают декоративное наполнение в работе, что особенно прекрасно читается на фоне голубых трибун.Ограждение беговой дорожки на заднем плане гравюры своим симметричным повторяющимся орнаментом вносит определенное динамичное звучание в работу, добавляя в нее напор и движение. Ларисе Федотьевой удалось простыми средствами линогравюры показать состояние юношеского спортивного азарта. |