Все игрушки не простые, 
А волшебно-расписные:
 Белоснежны, как берёзки,
 Кружочки, клеточки, полоски –
 Простой, казалось бы, узор,
 Но отвести не в силах взор.

Людмила ДокинаЛюдмила Николаевна Докина (Елсукова) родилась в 1949 г. в г. Кирове. Сама Людмила Николаевна о начале творческого пути говорит так: «Я с детства хотела творить, например, в школе оформляла стенгазету.  Потом узнала, что дедушка мой был гончаром, работал с глиной. И возникло чувство, что вот они, мои предки, работали с глиной и мне нужно. А подруга моей бабушки Анна Печенкина была дымковской мастерицей. Она меня начала обучать». Окончив школу в 1966г. она стала учиться в мастерских дымковской игрушки, где кроме Анны Павловны Печенкиной ее обучала знаменитая Евдокия Захаровна Кошкина (рис.1) - Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества». 

В 1971 г. Людмила Докина закончила педагогическое отделение Кировского училища искусств, став активной участницей всевозможных художественных выставок, в том числе зарубежных. С 1985 г. Людмила Николаевна - член Союза Художников СССР.

«Я училась у прежних мастериц и вдохновлялась их творчеством. Смотрела их работы, делала зарисовки их орнаментов. Изучила всю 400-летнюю историю игрушки», - рассказывает Людмила Николаевна. В Фондах Тольяттинского художественного музея хранится шесть удивительных работ этой мастерицы, созданных по всем канонам традиционной дымковской игрушки, но, прежде чем рассказать о них, хочется вспомнить многовековую историю промысла.

Дымковская игрушка один из самых ярких и узнаваемых образов города Кирова (рис.2), её символика, орнаменты и даже фигуры заполняют улицы этого города. До 1934г. Киров назывался Вяткой, а еще раньше Хлыновом. 

В 1452-1457 годах на высоком берегу реки Вятки между Раздерихинским и Засорным оврагами появился укрепленный кремль-крепость Хлынов, названный по реке Хлыновице. Феодальные войны не раз приводили к осаде города Хлынова, но он стойко защищался и лишь в 1489 году был сдан без боя Ивану III и присоединен к Москве. В конце XV - начале XVI века население Хлынова стало пополняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние и основали в это время на низком правом берегу Вятки Дымковскую слободу. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, которые занимались в основном гончарным делом. 

Первые свистульки и игрушки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистопляске» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года, когда произошло столкновение между дружинами Вятки и Устюга. Битва состоялась ночью, по одной из версий, устюжане пришли на помощь Вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. До начала XIX века праздник начинался панихидой по убитым и умершим, проходившей в часовне (рис.3), поставленной на высоком откосе Раздерихинского оврага. Самый важный момент праздника заключался в фактической реконструкции битвы начала XV века. На кромке оврага разыгрывались как бы «шуточные», а на самом деле жестокие драки между двумя командами: одни пытались «штурмовать» овраг, взбираясь снизу, другие не давали им этого сделать и закидывали глиняными «шарышами» атакующих.  Два экземпляра таких шаров сохранилось в музеях: сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые внутри, с катающимися горошинами, создающими звук погремушки. Шары всегда были черными, и по черному фону, нанесены ряды белых, красных и сиреневых (в другом случае - белых, голубых и коричневых) пятен-горошин (Рис. 4). Можно представить, что в общую красочную шумливую атмосферу Свистопляски этот своеобразный вид дымковских игрушек вносил свою неповторимую ноту.  В 1811 году праздник на столько впечатлил столичного генерал-майора Николая Захаровича Хитрово (рис.5), что он красочно описал его в своих заметках: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их... В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется в сем крае Свистопляскою». 

К середине XIX века старинный обряд постепенно забывается, после традиционной панихиды он, главным образом, сводится к продаже игрушек, без которых, вероятно, и сам праздник перестал бы существовать. С 1861 года перестали катать глиняные шары и устраивать шутливые бои. «Вятские губернские ведомости» пишут: «Торговля куклами, игрушками и лакомствами па площади перед Александровским садом остается почти единственною причиною значительного стечения народа, приходящего сюда большею частью с детьми для закупки им самого интересного для них товара». С 1888 года праздник меняет свое название - это уже не Свистопляска, а Свистунья, что свидетельствует о трансформации сложного древнего обряда в развлекательную ярмарку. По воспоминаниям старейшей дымковской мастерицы Зои Васильевны Пенкиной, последняя Свистунья состоялась в конце 1920-х годов.

Одновременно с праздником Свистопляски с середины XIX века, постепенно умирает и производство глиняных игрушек. Оно было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Дымковские изделия перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. 

Только одна мастерица, Анна Афанасьевна Мезрина (рис. 6), осталась верной традиционному изготовлению из глины и росписи игрушек, которая за свой талант получила звание Герой Труда – высшая гражданская награда в СССР.  Благодаря ей и художнику Алексею Ивановичу Деньшину (рис.7), первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить, была организована артель «Вятская игрушка».

А.И. Деньшин с юных лет увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции он не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Первое издание Деньшина А.И. 1917 года (рис. 8), посвящается творчеству единственной в то время в Дымково мастерицы глиняной игрушки Анне Афанасьевне Мезриной. На страницах альбома Деньшин восторженно описывает и наглядно показывает, как «скульптурными приемами вылепливались игрушка за игрушкой. Раскраска производилась согласно личности раскрасчика и тем традициям, которые он заложил с детства». В 1919 году было «выпушено 120 нумерованных альбомов ручной раскраски яичными красками по возможности ближе к оригиналу... причем рисовал, описывал, литографировал, раскрашивал, составлял обложки и писал вязью автор лично. Рисунки сделаны с игрушек, находящихся в собрании автора».  Александр Иванович сумел вернуть в ремесло потомственных мастериц Е.И. Пенкину (1882-1948) и Е.А. Кошкину (1871-1953), вовлечь в занятие уникальным творчеством молодое поколение. Вокруг Деньшина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, чьими стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Во время Великой Отечественной войны ремесло дымковской игрушки было заброшено. Но яркие фигурки с радостью покупали эвакуированные, и в 1942 году мастерицы снова взялись за работу. А спустя два года Всесоюзное товарищество «Художник» определило статус «дымки» как экспортный.

Современная дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура, разукрашенная геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток и волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота. Для ее производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. Для придания ослепительной белизны, обожженную игрушку покрывают слоем темперных белил, а много лет назад это была смесь из мела, разведенным на снятом молоке.  По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с разведенным уксусом квасом, самодельными кистями из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку, пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. После росписи игрушка покрывалась взбитым яйцом, для придания блеска и яркости краскам. В наше время художники рисуют колонковыми или хорьковыми кистями, яркими анилиновыми красителями, благодаря этому игрушки разнообразны по цветовой гамме. 

Строго геометрический орнамент строится по композиционным схемам, где фигуры наносятся в различных сочетаниях Цвета контрастны, что дополнительно подчеркивается присутствием белого и черного цветов, дополненных сусальным золотом или ромбиками из потали-листами тончайшей фольги, состоящей из сплава меди с цинком или алюминием. Внешне кажется, что игрушка покрыта золотом. 

Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. Особенности почерка разных авторов проявляются частично в пластике — по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, а в большей степени в деталях росписи — очертания глаз, особенности цветовой гаммы в росписи.

Много среди свистулек, особенно выразительных в дымковской игрушке, фигурок коней — одноглавых или двуглавых, в их силуэте удивительно соединяются реальные и фантастические черты. Для росписи коньков-свистулек характерны простейшие, обычно вертикальные ряды разноцветных горошин или чередования полос и клеток с гармоничными или контрастными сочетаниями красок. Иногда на груди коня помещается в кольце круг - «солнце», расчерченный косыми линиями или отходящими от него прямыми лучами. Форма в виде небольшой фигурки с самыми характерными признаками животного спереди и коническим завершением - свистком сзади, совершенная и лаконичная пластика, совместившая образную выразительность с функциональностью, - уже сами по себе свидетельствуют в пользу того, что подобные произведения являются традиционным типом игрушки, отработанным не одним поколением мастеров. О том же говорит и единообразие пластических решений этих свистулек у разных авторов, особенности почерка которых проявляются не столько в пластике, сколько в деталях росписи.

Свистулька-конь Людмилы Докиной, находящаяся в фондах ТХМ (2007 г., г. Киров, КП-8332, ДПИ-306, Глина, сусальное золото, темпера. 9,5 x4,5 x7 (рис. 8)), как и все игрушки такого плана, изготовлена в классической форме – впереди фигурка представляет собой туловище коня с передними ножками, затем спинка заканчивается полым конусом.  Тело покрыто ровными кругами ярко оранжевого цвета, равномерно перемежающиеся с синими точками. Ушки коня выделены бирюзовым оттенком, поверх бирюзового цвета – ромбы сусального золота.  Черным цветом мастер покрыл гриву, нос и копытца.

Фигурки козликов, бычков, баранов и оленей по пластике аналогичны коням, лишь положением рогов и рисунком морды обнаруживают они сходство со своими прототипами.  Близки конькам они и по росписи: как правило, украшены вертикальными рядами черных точек или небольших цветных горошин.

В коллекции декоративно-прикладного искусства из фондов ТХМ находится Олень (рис.9) мастера Докиной (2007 г., г. Киров, КП-8331, ДПИ-305, Глина, сусальное золото, темпера. 14 x5 x8.)   Стройная фигурка крепко стоит на четырех ножках, голову оленя венчают ветвистые рога.  Белое тельце раскрашено чередующимися вертикальными орнаментами из ярких желтых полос в черную точку, и сочетания розовых крупных кругов с мелкими бирюзовыми – как нитки нанизанных бусин. Рожки оленя желтого цвета с золочеными кончиками, между ними озорной черный чуб, что придает образу игривый характер, так же черным цветом обозначен хвостик, ушки, нос и копытца.  

Одними из уникальных фигурок дымковской игрушки, которые не встретить в других промыслах, можно назвать цирковых козликов. Главной отличительной особенностью этих персонажей являются оборки на ножках, имитирующие праздничный костюм-комбинезон на игрушке. Есть такой цирковой козлик (Рис.10) и в собрании ТХМ (2007 г., г. Киров, КП-8333, ДПИ-307, Глина, сусальное золото, темпера. 11,5 x7,5 x9.) Фигура животного приземистая с широко расставленными ногами, на спине у козлика сидит птичка-уточка. Как и у всех цирковых козликов, у игрушки Людмилы Докиной праздничный наряд, с пышными оборками на ножках и густым декором по всей фигуре в виде вертикальных орнаментов – излюбленный прием дымковских художников. Общая цветовая гамма одеяния ярко оранжевая, разбавлена бирюзовыми и красными кругами, оборка оранжевая с позолоченными ромбами. Рожки козлика горчичного цвета с золочеными ромбами. Также как и у оленя у него черный чуб, хвостик и копытца. Отличительной чертой всех дымковских козликов является вылепленная бородка, расписана она волнообразными вертикальными линиями. Как написано выше, козлик из собрания ТХМ не один, а с уточкой на спине, она как участник циркового номера. Роспись на уточке уже крупными цветными пятнами, четко обозначающими оранжевую грудку, синие крылья и красный хохолок. Голова расписана более тщательно, в отличии от остальных анималистических персонажей Докиной, граза – не просто черные точки, а оранжевая радужка и черный зрачок, так же и прорисован клюв птицы – по оранжевому фону обозначена разделительная линия и ноздри. 

Индюк - "фирменный" дымковский персонаж, где всё великолепие промысла проявляется в полной мере. Яркий распущенный хвост - самая красивая деталь и отличительная особенность этого вида дымковской игрушки. Индюки бывают на ступке и на лапках, могут быть с цыплятами - выводком. Крылья индюка также богато расписываются, дополняются оборочками и другими элементами. Размерами дымковские индюки могут достигать полуметра.

Индюшок (2007 г.,г. Киров, КП-8336, ДПИ-310, Глина, сусальное золото, темпера. 12 x9 x10,5) из фондов ТХМ (Рис.11) небольшого размера. Пышный хвост с розовой оборкой в середине декорирован объемным оранжевым цветком, обрамленным по краю красным кантом. Вокруг цветка красные круги с желтым обрамлением, разделенные между собой вертикальными волнообразными линиями с бирюзовыми окружностями по концам. На груди индюка стилизованный солярный знак розового цвета с черными короткими лучами, перемежающиеся с небольшими желтыми кругами, серединка его выделена золотым ромбом из потали. Крылья-крупные волнообразные оборки бирюзового цвета с золотыми ромбами по два с каждой стороны. Основная часть крыла обозначена прорисованным тонкой линией стилизованным листом. Гребешок в виде алой короны и золоченая бородка, придают фигуре парадный вид, ножки индюшка аналогичны ногам всех дымковских животных – широко расставлены, завершающиеся черными копытцами. Голова прорисована детально, глаза с выраженными веками и цветной радужкой, клюв так же выделен тонкими черными линиями по оранжевому фону.  

Среди фигурок людей в ассортименте дымковских игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках. Статные, в белоснежных кофтах, широких юбках, передниках с лепными оборками, в кокошниках разных форм или шляпках, с уложенными в прическу волосами, они отличаются какой-то особой аккуратностью. Основой каждой фигурки служит "ступка" - колокол-юбка с торсом, этот универсальный прием в дымковском промысле, в отличие от многих других производств, приобрел свои особенности. Здесь ступка - приземистая и широкая в основании, в начале лепки она похожа на колокол. Однако каждая мастерица может варьировать крутизну, глубину, высоту ступки, внося тем самым свои нюансы в облик персонажа. По-разному обрабатывается и внутренность ступки: у одних авторов она - в виде полусферы-купола, у других - в виде уходящего вглубь пологого конуса. К ступке крепится шарик-головка, а потом - согнутые калачиком руки, детали одежды и всей композиции. Бугорок носа едва выступает на плоском лице, что придает всем дымковским барышням свою неповторимую особенность. «Свистопляска» была приурочена к определенным дням, обычно в апреле-мае месяце, это ставит её в ряд традиционных народных обрядов, связанных в своих истоках с древнейшим культом земли, обновления и возрождения природы после зимы и ее пробуждения от весны к лету. Возможно, в массовом создании, изготовление глиняных кукол к празднику Свистопляски и преобладании среди них женских персонажей, особенно кормилиц с детьми, сохранился отдаленный отголосок древних языческих культов плодородия. Варианты таких кукол разнообразны: один или двое малышей на руках няни; один - на одной руке, а другой идет рядом, держась за вторую руку, как в композиции «Семья» ( рис. 12), из фондов ТХМ (2007 г., г. Киров, КП-8335, ДПИ-309, глина, сусальное золото, темпера. 16 x11 x7).  Фигурка Няни вытянута, юбка-колокол начинается ниже талии относительно пропорций человеческого тела, расписана она лесировочными полупрозрачными линиями, образующими клетчатый рисунок ткани юбки, оттенки бирюзовые, розовые и желтые. Поверх юбки- передник с широкой оборкой, обрамленный тонкими линиями в два ряда, розового и синего оттенка, По переднику Докина изобразила оранжевые  окружности с розовыми серединками, разделив их между собой тонкими точечными полосками с бирюзовыми окончаниями. Блузка куклы насыщенного синего оттенка, отдекорирован только воротник, двумя золотыми ромбами потали. Кокошник Нянюшки желтый с потальным ромбом посередине, коричневая коса- вдоль головы. В руках-младенец в ярко оранжевом позолоченном одеяле.  Мальчик рядом тянет руку к няне, в другой его руке – желтая расписанная оранжевым орнаментом уточка. Рубашка на ребенке-розовая косоворотка с золотыми погонами, коричневые штанишки и высокие черные сапоги. На лицах персонажей условная роспись, глаза точки, тонкие брови, точками обозначены рты, и нарумяненные щечки. Центр тяжести расположен таким образом, чтобы создать впечатление женского торса, движения складок пышной юбки. Это красота и изящество фигуры с тонкой талией, подчеркнутой пышной юбкой, переданы с удивительным мастерством.

На фигурах дымковских мужчин - цилиндры и длинные пальто. Все эти предметы одежды - варианты подлинного костюма 1850-1890-х годов. Правда, столичная мода всегда с опозданием достигала провинции и подвергалась местной интерпретации. Так, в одежде "гуляющих кавалеров" оригинально воплотились типичные для мужского костюма 1860-х годов сюртук и цилиндр. Галантный кавалер из фондов ТХМ(Рис.13) – Офицер с цветком. 2007 г., г. Киров, КП-8334, ДПИ-308, Глина, сусальное золото, темпера. 17 x7 x6,5. Красный удлиненный камзол с золочеными пуговицами в два ряда, золотые эполеты и строгий воротник с золотыми ромбами. Высокий кивер с ярким золоченым пером, из-под которого выбились курчавые волосы. Коричневые чакчиры (гусарские брюки) и высокие черные сапоги. В руках офицера пышный золоченый букет. На лице румяные щеки и, обозначенные точками глаза и рот, подведены брови. Фигурка стоит на круглом зеленом основании. 

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо. Орнаменты, которые на ней изображены — это солнечные и лунные знаки, символы зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию. Но несмотря на такой глубокий смысл, во всех этих наивных и красочных образах видны присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, а так же склонность к сказочной интерпретации действительности. 

Подготовила научный сотрудник ТХМ

Логинова Дарья Викторовна 

  • Рис. 13 Офицер с цветком. 2007 г., Киров, КП-8334, ДПИ-308, Глина, сусальное золото, темпера. 17х7х6,5_1
  • Рис. 12 Семья, 2007 г., Киров, КП-8335, ДПИ-309, глина, сусальное золото, темпера. 16х11х7_1
  • Рис. 11 Индюшок. 2007 г., Киров, КП-8336, ДПИ-310, Глина, сусальное золото, темпера. 12х9х10,5_1
  • Рис. 10 Цирковой козлик. 2007 г., Киров, КП-8333, ДПИ-307, Глина, сусальное золото, темпера. 11,5х7,5х9_1
  • Рис. 9 Олень средний. 2007 г., Киров, КП-8331, ДПИ-305, Глина, сусальное золото, темпера. 14х5х8_1
  • Рис. 8 Свистулька-конь. 2007 г., Киров, КП-8332, ДПИ-306, Глина, сусальное золото, темпера. 9,5х4,5х7_1
  • Рис. 7 Алексей Иванович Деньшин (1883-1948). Альбом А.И. Деньшина, посвященный дымковской игрушке_1
  • Рис. 6 Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938). Работы А. Мезриной "Няньки", "Всадник и лошадка"_1
  • Рис. 4 "Шарыш" XIX в.; Рис. 5 Николай Захарович Хитрово (1779-1827)_1
  • Рис. 3 Вид на Раздерихинскую часовню и Слободской спуск. Начало ХХ в._1
  • Рис. 2 Киров_1
  • Рис. 1. Евдокия Захаровна Кошкина. Работа Е. Кошкиной "Нянька-кормилица" (1969)_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7