Сердюков_1Владимир Иванович Сердюков - советский и российский художник-график, мастер чёрно-белой и цветной ксилографии, а также книжной иллюстрации, живописец и талантливый реставратор ксилографии.  

Родился художник 28 февраля 1924 года в Алма-Ате. Учился в Ашхабадском военно-пехотном училище Туркменской ССР. В звании сержанта ушёл на фронт. Был призван в Тахта-Базарский РВК. Впоследствии дивизию спешно перебросили на Западный фронт. Получил серьёзное ранение во время боевых действий при Ржеве в 1942 году. В 1943 году под Смоленском был снова серьёзно ранен. 

Владимира Сердюкова наградили Орденом Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За взятие Берлина», «Освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и многими другими. 

Будущий художник начал рисовать, находясь на фронте, но основательно занялся образованием только после окончания войны.  В 1949 году Владимир Иванович переехал в Ленинград и поступил на графический факультет Академии художеств, которую успешно закончил в 1954 году.  Его педагогом по курсу ксилографии был В.Г. Антонов, который в своё время учился на курсах у В. В. Матэ – академика и действительного члена Императорской Академии художеств. Владимир Сердюков выбрал дипломную работу по иллюстрациям книги Аркадия Гайдара «Школа». За успешное выполнение получил оценку «отлично».  

В 1960-1980 годах преподавал рисунок в ЛИСИ и ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.

В. И. Сердюков зарекомендовал себя так же, как талантливый реставратор ксилографий, в творчестве старался уделять особое внимание именно ленинградским пейзажам. Благодаря ему удалось сохранить доски выдающихся мастеров русской ксилографии - А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. А. Фаворского, А.И. Кравченко.

И всё же главным делом жизни мастера являлась гравюра на дереве. Продолжая развивать традиции художников А. Остроумовой-Лебедевой и П. Шилинговского, Сердюков создал в своих произведениях неповторимый лирический образ Петербурга, а также сумел передать индивидуальное понимание города с многовековой непростой историей. От произведений художника веет неподдельным восхищением перед величественными красотами архитектуры северной столицы. 

Признание талантливому иллюстратору принесли созданные им рисунки и обложки для книг и журналов. Главное место в творческом наследии Сердюкова занимают иллюстрации к литературным произведениям ленинградских писателей. Наиболее значимые работы выполнены им в 1970-х годах для книг - «Литературные и памятные места Ленинграда», поэтический сборник В. Шошина, «Анхелита» Г. Гоппе. 

Особое место в творчестве Сердюкова занимает тема Великой Отечественной войны, оставившая неизгладимый отпечаток не только в его жизни, но и судьбах всей страны. Войне посвящено значительное количество произведений.

Семья у В.И. Сердюкова такая же творческая, как и сам мастер. Жена - Н.Н. Новосельская - советский и российский художник-график, иллюстратор, мастер линогравюры. Сын - Н. В. Сердюков - советский и российский художник-график, мастер ксилографии и литографии, промышленный-дизайнер, педагог изобразительного искусства. Основатель и руководитель уникальных музеев печатной графики. Внучка - Н. Н. Сердюкова – продолжает успешно развивать традиции печатной графики.

Скончался Н.Н. Сердюкова в Санкт-Петербурге 26 марта 2003 года.

В фондах Тольяттинского художественного музея хранятся четыре цветных ксилографии Владимира Сердюкова. Произведения были переданы в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда".

 «Мосты» из серии «Ленинград», 1980 г.с. Картон, цветная ксилография. 12,5х17,2.  КП-1063 Г-709

На цветной ксилографии «Мосты» Сердюков посредством штрихов, мастерских переходов цветов, тонов, света и тени изобразил хорошо узнаваемый ленинградский пейзаж с невысокими зданиями и несколькими мостами через Мойку. На переднем плане мы видим часть Второго Садового моста, соединяющего 1-й Адмиралтейский и Спасский острова. В эксплуатацию он был пущен в 1867 году и предназначался для движения конки (пешеходам вход был воспрещён), заново отстроен в 1966-67 годах по проекту Е. И. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова. Мост связывает Царицынский проезд с проездом вдоль Марсова поля. Вблизи моста находятся известные достопримечательности северной столицы – Михайловский сад, Марсово поле и храм Спаса на Крови. 

По конструкции мост однопролётный, железобетонный, с трёхшарнирной рамой, опоры облицованы гранитом, на свайном основании. Общая длина – 30, 2 м, ширина – 20, 5 м. Выделяется среди других мостов оригинальными фонарями в виде торшеров и ажурной решёткой. 

На дальнем плане виднеется Мало – Конюшенный мост, расположенный в месте соединения канала Грибоедова (ранее назывался река Кривуша) и реки Мойки. Его история начинается в 1716 году, в то время близлежащую территорию занимали Главные императорские конюшни.  В начале XIX века появилось много проектов по реконструкции, но только в 1829-1830-х годах деревянные мосты заменили чугунными. Проектом реконструкции занимались В.К. Треттер (немецкий инженер-мостостроитель и литограф), а также Е. А. Адам (инженер путей сообщения). На рубеже XIX-XX веков велись разговоры о сносе мостов (помимо Мало-Конюшенного собирались сносить и Театральный – бывший Перво-Конюшенный мост), но высшим руководством предложения о сносе были отвергли. Исторический облик несмотря ни на что, сохранился до наших дней. Несколько раз обновлялся декор моста – в 1936 и 1952 годах. Было заасфальтировано мостовое полотно, тротуары отделены от проезжей части поребриками, восстановлен декор оград и фонарей. С 2001 года было запрещено автомобильное движение.

«После дождя» из «Серии Ленинград», 1977 г.с. Картон, цветная ксилография. 16,2х17,5. КП 1062 Г-708

Перед нами вид на исторический Ленинград близ Певческого моста и Дворцовой площади после дождя. На сером небе ещё тяжёлые клубящиеся тучи. Вдалеке посредством вертикальных штрихов мы видим, что дождь местами ещё продолжает срываться. Прохожих не видно, лишь одинокая фигура стоит на мосту. Катера балансируют на водной глади, в которой отражается расплывчатый силуэт здания.

 Певческий мост соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова. По проекту архитектора Огюста Монферрана в 1834 году в этом месте был возведён деревяный балочный мост, предназначавшийся для перехода на Дворцовую площадь войск, участвующих в параде при торжественном открытии Александровской колонны. Но уже в 1838 году началась реализация проекта инженера А.Е. Адама по замене сооружения на чугунный однопролётный. Своё название мост получил благодаря тому, что упирается в Певческие капеллы (российская концертная организация Санкт-Петербурга, включающая в себя старейший в России профессиональный хоровой коллектив, учреждённый в Москве в 1476 году по указу царя Ивана III, симфонический оркестр, а также собственный концертный зал). Особый элемент моста – это литые ажурные решётки, точное авторство которых не установлено. В 2003-2004 годах был закрыт на реставрацию. Длина – 30 м, ширина – 72,18 м.

 «Над Невой» из серии «Ленинград», 1981 г.с. Картон, цветная ксилография. 14,6х19,6. КП -1064, Г -710

Перед нами хорошо узнаваемый ленинградский пейзаж – двухэтажный Летний дворец Петра I в стиле барокко, густые кроны деревьев Летнего сада, бурное течение реки Фонтанки, а также один из первых каменных мостов – Прачечный, соединяющий 1-й Адмиралтейский и Безымянный острова. На втором плане - панорама Троицкого моста на фоне Петропавловской башни и дождливого неба. Посредством штрихов художник великолепно создаёт ощущение промозглости от ветреной ненастной погоды.

Название моста связано с тем, что недалеко от него располагались дворцовые прачечные. Строительство Прачечного моста продолжалось с 1766 по 1799 года под руководством архитектора И. Л. Росси и Т. И. Насонова. 

В 1926 году после рассмотрения нескольких проектов и согласования их с Академией художеств были начаты реставрационные работы, которые укрепили опорные конструкции моста (при этом не меняя внешнего вида). Трёхпролётный – средний пролёт больше и выше двух смежных с ним. Длина сооружения– 40, 9 м, ширина- 14, 3 м.

Мост вызывал интерес не только у художников, но и у поэтов. Так Иосиф Бродский в 1968 году посвятил стихотворение с одноимённым названием. 

Величественный вид разводного Троицкого моста на фоне Петропавловской крепости впечатляет своей монументальностью. Длина его 582 м, а ширина – 23, 6 м, десятипролётный. Соединяет Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова.

История сооружения началась в 1803 года, когда был построен Воскресенский плашкоутный (с плавучими опорами-понтонами) мост. В 1824 году по проекту инженера-майора Лебедева приступили к укреплению береговых устоев. Открытие самого длинного плашкоутного моста (более 500 м) состоялось в 1827 году. Отличительной особенностью являлся богатый декор. На заводе русского предпринимателя шотландского происхождения Чарлза Берда по специальному проекту подготовили в технике чугунного литья фонарные столбы, порталы и перильные ограждения. Отдельные декоративные элементы даже были покрыты сусальным золотом.

В 1876 году в связи с проведением линии конно-железной дороги мост снова укрепили. С конца XIX века городские власти начинают рассматривать проекты по строительству постоянного моста. Победил проект фирмы французского инженера А.Г. Эйфеля. Но позже был принят проект французской фирмы «Батиноль», зарекомендовавшей себя строительством красивых и экономичных мостов. В 1896 году Дума поддержала проект фирмы, при этом внесла пункты, по которым мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. На торжественном мероприятии, посвящённом началу строительства, присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Открытие моста, состоявшееся в 1903 году, приурочили к грандиозному празднованию 200-летия Санкт-Петербурга.

В XX веке мост несколько раз менял своё название. С 1918 под 1934 года он назывался мостом Равенства, с 1934 по 1991 год – Кировский мост. В 1965-1967 годах во время реконструкции на мосту заменили разводной пролёт. В 2001-2003 годах так же были проведены ремонтные работы.

Мост вошёл в список объектов культурного наследия России регионального значения.

Раскрытый разводной пролёт моста является символом праздника выпускников «Алые паруса».

В честь моста назван танкер, а по одной из легенд Валерий Чкалов на самолёте совершил под мостом пролёт.

Мосты в произведениях В. Сердюкова придают пейзажам особый колорит. Ведь сооружения несут в себе не только инженерно-техническую составляющую, но также историческое и эстетическое значение. Во многом благодаря мостам Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Да и как иначе, если в городе расположено 342 моста, которые за время своего существования успели обрасти старинными легендами и историями.

В Тольяттинском художественном музее коллекция «Графика» представлена работами плеяды талантливых художников второй половины 20 века, и произведения Владимира Сердюкова из серии «Ленинград» занимают среди них достойное место.

Материал подготовил старший научный сотрудник -

ответственный хранитель Н.С. Погорелова

  • Сердюков В.И. Над Невой из серии Ленинград, 1981 г.с. Картон, цветная ксилография. 14,6х19,6. КП -1064, Г -710_1
  • Сердюков В.И. Мосты из серии Ленинград, 1980 г.с. Картон, цветная ксилография. 12,5х17,2. КП-1063 Г-709_1
  • Сердюков В.И. После дождя из серии Ленинград, 1977 г.с. Картон, цветная ксилография. 16,2х17,5. КП 1062 Г-708_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7