Дерево всегда считалось ценным материалом. В руках мастера оно превращается в изысканную вещь, которая иногда удивляет своей скрупулёзностью. Комбинируя различные породы дерева, и правильно подобрав материал для инкрустации, резчики достигают действительно удивительных эффектов в своих творениях.

    В живописных украинских Карпатах, утопающих в зелени горных лесов и синеве озёр, живёт самобытный и неповторимый народ, уже не одно десятилетие вызывающий интерес культурологов и историков. Это гуцулы. Яркая одежда и броская вышивка, слаженные танцы и бесконечная любовь к музыке, которую они создают собственными руками, вырезая дудки из ветвей деревьев.

    Гуцулы показали себя превосходными мастерами художественной резьбы по дереву, создав в этой области произведения исключительно оригинального стиля. Многочисленные виды изделий, эстетическая ценность которых связана с резным узором.  Это — всевозможные деревянные сосуды, орудия труда, мебель, музыкальные инструменты. Особое место в искусстве резного дерева занимает изобразительная пластика, которая, впрочем, зачастую сочетается с резьбой орнаментальной.

    Развитие художественной обработки дерева у горцев было связано с пастушеством. Располагая необходимым материалом — в ближайших к пастбищам лесах можно было найти явор, бук, орех. Пастухи отдавали этому искусству досуг. Надо было вырезать и ручку для кнута, и палицу, изготовить сосуд для масла, ковш, коновку (высокая кружка), форму для отжимания сырных лепешек, и, конечно, мелодичную сопилку (дудка). Соревнуясь в мастерстве, каждый стремился как можно лучше украсить свои изделия. Превосходные мастера художественной резьбы были среди пастухов задолго до того, как та стала предметом промысла. Первоначально резьба была чрезвычайно простой: ножом наносили тонкие контурные линии или глубокие бороздки, а отдельные плоскости разделывали штриховкой. Более сложной явилась рельефная резьба, в которой элементы узора слегка возвышаются над фоном, и трехгранно-выемчатая, состоящая из ряда углублений в форме пирамидок. Все эти приемы, не включая инкрустацию, появившуюся позднее, представляют «чистую» или «сухую» резьбу.

     Во второй половине XIX века резьба по дереву становится на Гуцульщине широко развитым промыслом. Совершенствование техники обработки дерева вызывает распространение точеных предметов. Усложняются приемы декоративной отделки, узор все чаще дополняется инкрустацией (рис.3). Крупнейшим мастером этого времени был Юрий Шкрибляк (рис.1) из Яворова (1822—1884), основоположник всей позднейшей школы гуцульской резьбы. Юрий сконструировал оригинальный в то время токарный станок (рис.2), что значительно облегчило труд. Также мастер сконструировал и изготовил разные по размеру и форме долотца и стамески. Благодаря этому он значительно улучшил и усовершенствовал технику резьбы, выработав свой почерк, так называемый «шкрибляковский резец». Свои изделия — бочонки, фляги, баклажки, рахвы, блюда — он, следуя традиции, украшал сухой резьбой и лишь изредка инкрустацией из металла и рога. Народную резную орнаментику художник обогатил множеством новых элементов. Декоративные приемы Юрия Шкрибляка легли в основу творчества его сыновей Василя, Миколы и Федора. Их изделия, характерные более сложной орнаментикой и обильной инкрустацией, высокопрофессиональны по мастерству исполнения.

      Больше всего сохранились работы Василия Шкрибляка, которого называют лучшим мастером после отца. Он уделял много внимания совершенствованию гуцульской сухой резьбы, целиком посвятив свою жизнь искусству.

     К началу XX века резчики Закарпатья с увлечением заняты поисками новых способов цветового обогащения орнамента. Яркие представители того периода времени Марко Мегедынюк (рис.5) и Василий Девдюк (рис.6). Мегедынюк пользовался для украшения преимущественно бисером, он с изумительным мастерством инкрустирует поверхность изделий, сообщая им броскую многоцветность. Девдюк же в 1904 году едет на курсы художественных промыслов в Вену, дальше только набирается знаний, навыков и опыта, изысканно сочетает инкрустации цветным деревом, рогом, металлом, перловкой и бахромой, формой и орнаментом, талантливо интерпретирует народные традиции, разрабатывает новые методы окрашивания дерева в черный и красный цвета.

      Уже в 1905 году сын Юрия Шкрибляка Василий вместе с Василием Девдюком основали в Вижнице школу резчика и металлической орнаментики, где Девдюк преподавал. А позже в 1911 году в эту школу пригласили и Марка Мегединюка в качестве преподавателя резьбы

      Крупным очагом современной гуцульской резьбы является город Косов в Украине. Но наряду с творениями высокопрофессиональных художников продолжает свое существование на Гуцульщине и традиционная крестьянская резьба, сохранив отдельные древние мотивы плоской резьбы на дереве, которые были распространены по всей Украине.

    В фондах Тольяттинского художественного музея хранится несколько предметов, изготовленных современным мастером Рютиковым Анатолием Дмиртиевичем , в традиционном стиле гуцульской резьбы.  Эти предметы представляют собой тарелку, рахвы (круглые шкатулки) и триец (подсвечник) (рис. 7). Шкатулки и подсвечник выполнены на токарном станке и украшены сложной инкрустацией перламутром, металлом и шпоном. На тарелке инкрустация отсутствует, она покрыта геометрической резьбой.

     Художественная выразительность инкрустации достигается гармоничностью цветовых сочетаний, а также контрастом цветов материалов, из которых она создается: древесины (природных оттенков и крашеной), металла, перламутра, бисера, рога. Как правило, инкрустация в гуцульском народном искусстве сочетается с резьбой.  Узор состоит из геометрических элементов, которые характеризуются четкостью, прямолинейностью форм. В гуцульском резьбе и инкрустации распространен замкнутый орнамент (в квадрате, круге, треугольнике и др.). В орнамент замкнутых плоскостей вписаны различные розетки.

      Ярким примером такого оформления является большая круглая шкатулка (экспонат КП 2572) (рис. 8), выточенная токарным способом из светлой древесины. Для резьбы и инкрустации гуцульские художники широко используют дикую грушу возрасте 40-50 лет, которой свойственна богатая градация цвета - от светло-золотистого до темно-коричневого. Крышка шкатулки немного выпуклая, край обрамлен округлыми «лепестками».  На поверхности, с помощью инкрустации, выложен геометрический орнамент в виде трех квадратов, расположенных по диагонали друг к другу. В самый маленький квадрат из темного дерева, находящийся в середине всей композиции, вписан крест из двух пород деревянного темного шпона и перламутра. Магические знаки, по представлениям наших далеких предков, должны были оберегать их от всякой беды и несчастья. Вырезая на поверхности деревянной посуды определенный знак, они верили, что это защитит от порчи вещь, которую там хранили.  После того, как христианская религия оттеснила язычество, основным "оберегом" стал именно крест (Крыжик).  Каждая сторона квадратов дополнена кругом с инкрустацией белым бисером шпоном и перламутром, так же и вокруг внутренние углы дополнены цветным бисером красного, зеленого и синего цветов.  Далее по диагонали эта композиция заключена в больший квадрат из темного шпона с тонкими гранями, в его углы вписаны маленькие квадраты с заполнением перламутровыми пластинами.  Каждая грань дополнена полосами с ритмичными повторяющимися элементами из металлических подковок, точек и синего бисера. Параллельно граням - окружности и ромбы.  Форму шкатулки мастер подчеркнул тонкой окружностью из двух параллельных линий, выступающие лепестки выделены кругами. Корпус шкатулки, как и обрамление крышки, выделен тонкими линиями и окружностями с инкрустацией.

      Маленькая шкатулка (экспонат КП 2571) (рис. 9) так же выточена на токарном станке из древесины груши. Это шкатулка, декорирована инкрустацией бисером, шпоном и металлом, и крышку украшает симметричный орнамент в виде креста, в середине которого расположена круглая розетка с восьмилепестковым цветком из разноцветного шпона. Так же круги из перламутра и металлических бусин завершают лучи крыжика. Корпус отделан тонкими линиями и окружностями.  Такие маленькие шкатулки гуцулы называют «рахва». 

      Завершает ансамбль традиционный подсвечник для трех свечей (экспонат КП 2573) (рис.10), который гуцулы называют «триец». Изначально эти предметы имели обрядово-культовое назначение, такие свечники ставились религиозными людьми в "капельницы"- придорожные часовни, нередко очень затейливой формы, со скульптурными фигурами в просветах прорезного узора (рис.11). В отличие от церковных, бытовые трийцы имеют обобщенные формы.

        Подсвечник, находящийся в фонде ТХМ, простой формы, выполненной с помощью токарного станка. На крупной ножке расположен резной полумесяц, между его «рожками», на небольшом возвышении закреплена окружность с короткими «лучами», этим самым она похожа на солнечный диск.  Плоскость полумесяца и основание ножки украшены сочетанием резьбы и инкрустации бисером и перламутром. С их помощью художник изобразил цветы и колосья, расположенные симметрично. Инкрустированные цветы трех видов: средний элемент созвучен с изображением на круглом диске. Обе вершинки полумесяца и окружность между ними заканчиваются элементами-подсвечниками, нижняя часть которых украшена бахромой из точеных колокольчиков, созвучных по форме с лучами солнца- диска. Глядя на это сочетание форм и элементов, мы видим модель мироздания: солнце, пронизывающее землю своими лучами, и цветущие травы, пшеничные колосья, тянущиеся к нему. А над всей этой композицией некое подобие дождя, в виде свободно колыхающихся капелек.

        Круглое резное блюдо (экспонат КП-2570) (рис.13), иллюстрирует еще одно направление декоративного оформления деревянных изделий гуцулов – резьбу.

        Гуцульская резьба - плоская. Основной ее прием - неглубокие вырезы. В зависимости от характера вырезов-углублений выделяют четыре вида резьбы:

  1. Контурная резьба, или гравировка - на древесину наносят неглубокие и неширокие бороздки. В прошлом народные умельцы, чтобы достичь контрастного изображения, втирали в вырезанные канавки сажу.
  2. Трехгранно-выемчатая резьба - на поверхности древесины вырезают трехгранные углубления - пирамидки. По-разному наклоненные к свету грани треугольников создают "игру" светотени, пластически оформляя поверхность доски.
  3. Ногтевидная резьба состоит из вырезов в форме ногтя, образующие орнаментальные мотивы.
  4. Резьба плоского рельефа на "выбранном" чеканном фоне.

      Блюдо, представленное в фондах ТХМ, включает в себя все перечисленные виды плоской резьбы, где они прекрасно сочетаются между собой. Характер каждого такого сочетания зависит от творческих возможностей художника. Узор блюда состоит из четких геометрических элементов, композиционной основой орнаментальных мотивов являются ритм и симметрия, подчеркивающие форму изделия и способствующие целостности ее восприятия.

      Основа-круг выполнена с помощью токарного станка. В средней части блюда резчик изобразил «Вечный» узел — магический символ, использовавшийся многими народами: кельты (рис.14), славяне (рис.15), буряты (рис.16). Этот знак может быть изображен на любом предмете, если мастер хочет показать свои добрые намерения и пожелания. Таким же образом изображают символ земли или поле, в виде клеток.  На поверхности узла, а также в плоском орнаменте края, мастер с помощью контурной резьбы имитирует инкрустацию бисером, традиционную для гуцульских деревянных изделий.   Каждая вершинка орнамента заканчивается розеткой - солнцем или цветком в круге. Край блюда обрамлен арочным орнаментом со скруглениями, в арках вырезаны ромбы.

       Будучи глубоко традиционным, искусство гуцульской резьбы и инкрустации сегодня отзывается по-своему на все новое. Это делает творчество Закарпатья живым, определяет его место в современной художественной культуре. Мастера постоянно находятся в поисках новых, современных решений в искусстве резьбы. Новые декоративные возможности открыла ироспись по дереву, закрепляемая прочными нитролаками. Но наряду с творениями высокопрофессиональных художников продолжает свое существование на Гуцульщине и традиционная крестьянская резьба. Ее можно видеть на воскресном косовском базаре, куда из разных сел привозят свои изделия древоделы. Добротно сработанные, сверкающие белизной свежего материала сопилки, солонки, кадки, подойники, ложки со свободно нанесенным резным или выжженным узором возбуждают представление о старинной гуцульской утвари и радуют жизнестойкостью исконно народного мастерства.

 

Статью подготовила старший научный сотрудник Д.В. Логинова

 

  • Рис.16. Бурятский традиционный орнаментNew
  • Рис.15. Русский традиционный орнаментNew
  • Рис.14. Кельтский традиционный орнаментNew
  • Рис.10. КП2573 Подсвечник New
  • Рис.9 КП 2571 Шкатулка малаяNew
  • рис.3.1 Работы Юрия Шкрибляка. Сахарницы и солонка, писанки. Конец XIX в.New
  • рис.3. Работы Юрия Шкрибляка. БлюдоNew
  • Рис. 19. Современная работаNew
  • Рис. 18. Мастера за работойNew
  • Рис. 17. Рынок в КосовеNew
  • Рис. 13. КП-2570 Блюдо New
  • Рис. 12. Традиционные орнаменты для инкрустации гуцулов.New
  • Рис. 11. Церковные подсвечники трийцы XIX в.New
  • рис. 8. КП2572 Шкатулка большая.New
  • рис. 7. Изделия гуцульской резьбы из фондов ТХМNew
  • Рис. 6.1 Работы Василия Девдюка : блюдо, киот, шкатулка. Первая половина ХХв. New
  • Рис. 6. Василий Девдюк (1873-1951гг.).New
  • рис. 5.1 Работа Марко Мегединюка – скрынька (ящик), конец XIX в.)New
  • рис. 5. Марко Мегединюк (1842-1912гг.).New
  • Рис. 4.1 Одна из работ В.Шкрибляка – баклага, начало ХХ в.New
  • Рис. 4. Василий Шкрибляк (1856-1925гг.) New
  • рис. 2. Токарный станок Юрия Шкрибляка. New
  • рис. 1. Юрий Шкрибляк (1923-1885гг.)New

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку

ГОЛОСОВАНИЯ

Как часто вы ходите в музей?