Анатолий Алёхин родился 10 октября 1939 г. в селе Красный Яр Астраханской области. С раннего возраста был увлекающейся и ищущей натурой. Его интересовали история и литература, спорт и музыка... Через много лет, когда Алёхин станет признанным мастером – это найдёт отражение в творчестве.
В 1957 г., окончив школу, поступил в Семёновское художественное училище. Далее служба в армии. Но мечта стать художником не отпускала, так что сразу после службы он подал документы в Абрамцевское художественное училище (закончил в 1965 г.). За училищем следует художественно-графический факультет Московского педагогического института (закончил в 1970 г.).
С 1969 г. Анатолий Алёхин активно участвовал в выставках – групповых, зональных, всесоюзных, зарубежных (Болгария, Германия, Франция)
К 2000 г. в творчестве художника начался новый период. Интерес к произведениям писателя Михаила Булгакова вылился в целую коллекцию эскизов и зарисовок. Картина "Мастер и Маргарита" принесла Алёхину успех и признание. С этого момента его стиль стал узнаваемым и выделяющимся среди других мастеров.
Немаловажную роль в жизни и творчестве художника занимала преподавательская деятельность на факультете декоративно-прикладного искусства и народного творчества в ПТИСе (ПВГУСе). Анатолий Алёхин выпустил ряд статей и методических пособий.
Если внимательно рассматривать картины Алёхина, создаётся впечатление, что предметы, под действием каких-то сил, двигаются в диагональных направлениях, образуя сюжет, в котором они существуют сами по себе, но, в тоже время, и взаимодействуют.
В фонд Художественного музея на тему иллюстраций к произведениям русского поэта Сергея Есенина в 1991 году из Тольяттинского краеведческого музея поступили два печатных листа Анатолия Алёхина.
В произведениях художника явно выражен тонкий художественный язык и сопереживание. Зрителю надо быть внимательными к нюансам, чтобы заметить мельчайшие детали. Иллюстрация к стихотворению поэта Сергея Есенина «Край ты мой заброшенный…» выполнена в характерной для художника сдвинутой диагональной манере исполнения. Работа условно поделена на две неравные части. Слева вертикальный ряд из пяти сдвинутых по диагонали деревянных домиков. За гатью лес из лиственных деревьев с круглыми кронами, посреди которых одинокая деревянная церквушка.Художник через неспокойную непропорциональную композицию, тёмно-зелёный болотистый цвет передаёт нам ощущения поэта от увиденного им родного края: запустение, безлюдность, грусть.
«Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь…»
В работе «В Хороссане есть такие двери…» задний план по диагонали поделён на тёмную и светлую части. Можно предположить, что это намёк на противоположные стороны чувства, которые зачастую рождает любовь. От счастья до страдания. В центре запечатлён задумчивый и мечтательный образ девушки. Она стоит в проёме окна, украшенного цветами, лозой винограда и сидящей на ветке с длинным хвостом и хохолком птицей. Позади видна створка двери с восточным орнаментом. Сама пери настолько задумалась, что даже не обращает внимания ни на колышущуюся занавеску, ни на птицу. Руки её опущены, в левой она держит белый цветок. Волнистые тёмные волосы до плеч. Платье в полоску простое с длинными рукавами, и на шее скромные бусы. Именно такой художник Анатолий Алёхин представил прекрасную пери, укравшую покой поэта, который «образно» не смог открыть двери и объясниться в своей любви к ней.«В Хороссане есть такие двери,Где обсыпан розами порог.Там живет задумчивая пери...»
В 2011 г. Анатолия Алёхина - талантливого живописца, графика и художника ДПИ не стало, но память о нём будет жить в его произведениях, самобытных, искренних и запоминающихся, со своим узнаваемым стилевым почерком.
Материал подготовила старший научный сотрудник – ответственный хранитель Погорелова Н.С.