Ирина Лаврова родилась 4 августа 1944 года в с. Юсупово Михеевского района Московской области. В 1957-1960 годах училась в изостудии Дворца культуры им. Я. М. Свердлова у В. Ф. Кузина, с 1960 по 1965 год в Свердловском художественном училище. В 1969 году поступила в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, отделение промышленной графики, которое окончила в 1974 году. Во время учёбы занималась в учебных графических печатных мастерских у выдающегося специалиста и педагога В. И. Шистко, преподавателя офорта и руководителя её дипломной работы (серии офортов к календарю «История балета»). Работы были выполнены в технике открытого травления и акватинты, которая всегда в последующем будет привлекать Лаврову. Художница стала леном Союза художников СССР в 1977 года, а в 2002 году получила звание заслуженный художник России. С 1974 г. живёт и работает в г. Перми. Участник выставок с 1972 года.
К началу 1970-х годов относится серия работ «На творческой даче», навеянная произведениями Э. Гофмана (1979 г.), где реальность органично сочетается с фантазией и создана особенная атмосфера сосредоточенной тишины, тайны и мира светлых чувств. В 1980-1990-е гг. были созданы лучшие графические работы Ирины Лавровой, позволившие говорить о ней как о мастере высокого класса. В составе республиканских и всесоюзных творческих групп художников ей удалось побывать в различных уголках нашей страны. Одна из таких поездок состоялась в 1985 году по Пермской области: по р. Чусовой, в старинные города Соликамск, Усолье, Чердынь. Впоследствии, Лаврова неоднократно путешествовала по Прикамью и увлечённо рисовала с натуры, это - одно из самых любимых её занятий. Во время таких поездок были сделаны не только натурные наброски, но и множество тщательно проработанных рисунков, которые впоследствии она использовала в своей работе над офортами. Далее в творческой биографии художницы был период поисков и экспериментов, в результате которых был создан цикл концептуальных композиций, объединённых общим названием «Путешествие по Уралу» - своеобразные философские размышления о мироздании и жизни человека, посвящённые древней пермской земле, её суровой и величественной природе, памятникам прошлого: старые церкви, образы пермской деревянной скульптуры. В цикл вошли офорты «Спас Полунощный», «Затон», «Слепая», «Тишина», «Чёрная речка», «Заросли». В 1987 и 1988 годах Ирина Лаврова работала в составе творческих групп художников, которые путешествовали по р. Дон от Азова до Волгограда и по р. Лене от Якутска до Тикси. Эти поездки также принесли много интересных работ. Настоящей творческой удачей стал офорт «Голова», показанный на многих выставках.
В 1982-1984 годах художница занималась оформлением и иллюстрированием миниатюрных книг для Пермского книжного издательства: «И сердцу снится май…» (сборник стихов С. А. Есенина), «Мысли о врачевании», сборники стихов А. А. Фета, А. Г. Гребнева. С 1992 года Ирина Лаврова входит в творческую группу пермских художников «Семь-Я», объединённых любовью к природе Северного Урала и страстью к путешествиям. В течение нескольких лет художники выезжали на север Пермского края в заповедник «Вишерский», где жили настоящей походной жизнью, много и увлечённо работая. Сотрудничая с учёными, работниками заповедника, журналистами, художники старались привлечь внимание общества к проблемам этого уникального природного комплекса. Многочисленные выставки произведений группы «Семь-Я» состоялись в Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ), пермском Доме художника, Центральном выставочном зале Перми, музеях Пермской области. Эти выставки стали яркими художественными и социально значимыми событиями в крае. Ирина Лаврова была удостоена диплома первой степени в областном конкурсе графики к 275-летию Перми (1998-1999 гг.).
Позднее художница стала отдавать предпочтение технике карандашного рисунка. Она - тонкий лирик, создающий изысканные, поэтические работы. Гармония мира для неё сосредоточена в старинных городах, уголках естественной природы. В её рисунках царит атмосфера созерцательности, тишины, неспешного течения жизни, особенно подкупающая городского жителя. За последние годы художником создано несколько циклов рисунков («Переславль-Залесский», «Тобольск», «Пермский край» и др.). Оригинальна четырёхчастная композиция «Чердынь»(2005) - настоящая картина в рисунке. В целом рисункам Ирины Лавровой присущи классическая ясность и красота; достоверность изображения; тщательная проработанность рисунка сочетаются с экспромтом, что позволяет автору наполнить листы особенной атмосферой, легким дыханием жизни. С 1975 года художница работает в технике батика. В 1970-е годы художница создала декоративные панно, занавеси для общественных интерьеров городов Перми, Осы, Кирова и городов Кировской области, г. Обнинска (в т. ч. совместно с Л. Ракитских, Л. И. Лемеховым). В 1996 году создала батик для выставки в Пермском областном (ныне краевом) краеведческом музее к 600-летию памяти святого Стефана Великопермского (20 кв. м). В 2000 году был создан масштабный батик «История Перми» (58 кв. м) для экспозиции выставки ПОКМ «Пермь Великая» в Государственном историческом музее (Москва). В составе группы сотрудников ПОКМ Лаврова стала лауреатом премии в сфере культуры и искусства Пермской области (2000 г.). С 1987 года занимается дизайном музейных экспозиций и выставок совместно с Л. И. Лемеховым, графическим дизайном - разработкой изданий, печатной продукции. Подготовлен ряд экспозиций и выставок в ПОКМ, музеях пос. Ильинского, Чердыни, Усолья, Соликамска, Чернушки, пос. Ныроб, г. Осы, в офисе «Уралгазсервис». Ирина Лаврова - участник областных выставок с 1974 года и выставок в Пермской области (в г. Чердыни, г. Соликамске, пос. Суксун, г. Чернушке). Её произведения (печатная графика, рисунок) находятся в коллекциях ПГХГ, Пермского краевого краеведческого музея, Соликамского краеведческого музея, Чайковской художественной галереи, Брянского художественного музея.
В фондах Тольяттинского художественного музея хранится произведения Ирины Лавровой, переданные в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда". 4 печатных листа в смешанной технике цветного офорта и меццо-тинто - иллюстраций к стихотворениям французского поэта Поля Элюара.
Ирина Лаврова работа над композициями по мотивам стихотворений Поля Элюара «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», которые исполнила в смешанной технике цветного офорта и меццо-тинто. Запечатлённые в гравюрах мгновения разных времён суток можно сравнить с временами года, как постоянно повторяющимися циклами жизни человека. Поэтические чувства и настроения передаются через пейзаж, изысканный рисунок деревьев и цветовые градации.
Художница не зря обратила своё внимание к творчеству французского поэта Поля Элюара (1895-1952) и создала серию работ по мотивам его стихотворений. Среди многочисленных французских поэтов 20 века есть множество талантливых личностей. Несмотря на то, что исторические события в Европе привели к снижению интереса людей в качественной и новой литературе, группы творческих людей всё-таки сумели создать новое искусство, которое со временем нашло одобрение среди народа. Одним из таких творцов “новой литературы” стал - Поль Элюар, настоящее имя Эжен-Эмиль-Поль Грендель. Жизнь поэта с самого рождения была не проста, его путь был наполнен зигзагами, взлётами, падениями, трагедиями, но и моментами счастья. Борьба с туберкулёзом, судьбоносная встреча в санатории с его будущей женой Галой, рождение дочери Сесиль, участие в Первой мировой войне, измена жены с французско-немецким художником Максом Эрнстом, уход Галы к Сальвадору Дали… Поэт стойко пережил жизненные передряги, не останавливаясь на пути к своим главным целям - созданию новых взглядов на жизнь и усовершенствованию языковых форм. Его любимой цитатой в жизни была «Несправедливость немыслима, пока есть на свете одно дорогое тебе существо».
В графическом листе «Утро» композиция поделена на две неравные части. В левой части на чёрном фоне – лежащая женская фигура, освещённая тусклым светом из окна справа. В более широкой правой части с лилово-голубоватыми градациями изображены кусты, силуэт дома между деревьями. От одиночного окошка в доме расходится тень по земле. Можно представить, что именно через это окошко попадает утренний свет, освещающий фигуру женщины.
Поль Элюар:
Утро разбилось в заснувших объятьях,
Утро уже не вернется.
Угасающий отблеск рыжих волос.
Острые груди милые руки,
В дрожи себя принесение в дар.
Ничто не сравнится с несчастьем любить
Ничто не сравнится.
Набежавшая пена,
Оборви приговор, что к губам подступает.
Поднимается к сердцу
И рушится с первозданным
Ослепительным смехом.
В графическом листе «День» композиция поделена на две неравные части. В левой светло-оранжевой части изображены деревья с шаровидной кроной, от которых падает тень. По диагонали расположены линии, напоминающие солнечные лучи. В правой части на чёрном фоне – девушка в светлом платье, лицо в профиль, светлые волнистые волосы. От её приподнятой и согнутой левой руки берёт начало ярко-оранжевая полоса, переходящая в левую часть.
Поль Элюар:
Дни несхожи, прозрачны одни, а другие
Ненастны.
Небо, раскрытые руки, готовность принять
Небо.
В графическом листе «Вечер» композиция поделена на две неравные части. В левой стороне, на чёрном фоне – сидящая фигура мужчины. Голова повёрнута влево, в профиль, руки лежат на согнутых в коленях ногах. В правой части оранжево-бирюзового цвета изображены деревья с шарообразными кронами и деревья с вытянутыми вверх стволами и голыми ветвями. От деревьев отходят причудливые тени. На дальнем плане в дымке виднеются огоньки в окнах многоэтажных домов.
Поль Элюар:
Я лампу забросил в сад, чтобы стало светлее в саду, и улегся. Грохот все взбаламутил вокруг. Спят мои уши. Свет в мои двери стучится.
В графическом листе «Ночь» композиция поделена на две неравные части. На светлой стороне с голубоватым колоритом изображены деревья с шарообразными кронами, от которых ложатся характерные тени. Вдалеке пустой горизонт и небо с голубовато-чёрными переливами. В правой стороне на чёрном фоне изображена стоящая фигура женщины со сложенными на груди руками. Женщина видна не полностью, только половина лица и верхняя часть туловища. За спиной женщины – тень от окна.
Поль Элюар:
И улыбка…
В мире нет беспросветных ночей.
Вы мне верить должны, если я говорю,
Если я утверждаю,
Что всегда даже в самой кромешной печали
Есть открытое настежь окно озаренное светом…
Произведения пермской художницы Ирины Лавровой по мотивам стихотворений французского поэта и писателя Поля Элюара занимают достойное место в фондах Тольяттинского художественного музея. Работы, выполненные в сложной и достаточно редкой технике гравюры на металле - меццо-тинто, представлены только восьмью печатными листами, так как она является очень трудоёмким видом печатного искусства, требующим от мастера уединённости от суетного мира, сосредоточенности, хладнокровия и терпения.
Материал подготовила старший научный сотрудник, ответственный хранитель Н.С. Погорелова
- Лаврова И. В. День. 1976. Серия Утро, день, вечер, ночь. Бумага, цветн.офорт, меццо-тинто. 20,5х20,5. Г-556, КП-910