«Живопись – это не просто моя работа, это моя жизнь, моя страсть, моя судьба» - Борис Склярук

СКЛЯРУК  Борис Николаевич родился в 1937 г. на Дальнем Востоке – с. Тамга, Шмаковского  района, Приморского края.  Мать Анастасия Исаковна (урождённая Прокопенко) была учительницей младших классов, умерла очень  рано – ей было 21 год, перед войной 1941-45 г.г.  После войны с фашистской  Германией  отец  Николай Анисимович,  демобилизовавшись из армии, приехал  за сыном и забрал в новую семью, в город Борисоглебск  Воронежской области. Матерью мальчика стала Иванченко Полина Александровна. Отец всю жизнь проработал на разных предприятиях и на чугунолитейном заводе  Борисоглебска слесарем - инструментальщиком.
Борис  увлекался рисованием  со школьных лет, занимался  в изостудии  Дома пионеров.  Первым учителем  был Франго Иван Николаевич – выпускник ВГИКа, он работал  в Борисоглебском драмтеатре до 1954 г., а затем переехал в Ульяновск и стал главным художником Ульяновского драмтеатра.  
Борис Николаевич  закончил школу в 1954 г., пытался  поступить дважды (1956-57г.г.) в  Московский Полиграфический институт, но опыта изостудии оказалось недостаточно. Эти два года он работал в Борисоглебском  драмтеатре художником-бутафором  и  решил пополнить свой опыт в совершенствовании профессии  бутафора  в Одесском театральном  художественно-техническом  училище,  который  закончил в 1961г., получив диплом с отличием. Учителем по рисунку,  живописи был Пилявский Александр Аронович, скульптуру  преподавала Козлова Тамара Михайловна. После окончания  училища он  работает на Борисоглебском телевидении  художником, осваивая совершенно новые технические проблемы  в работе художника. Одновременно с этим, не удовлетворяется полученным образованием, поступает в Московский Полиграфический  институт и обучается заочно. Диплом защищает в 1968 г. вместе с учащимися очного отделения. За дипломную  работу -  оформление книги для детей «Рябинка» саратовской поэтессы  В.П.Звягиной  и серию экслибрисов, выполненных в технике линогравюры, получает оценку  «отлично». 
Склярук Б.Н.  с 1964 г. живёт с семьёй в г. Ульяновске.  В  Ульяновске Борис Николаевич работал сначала  методистом по ИЗО в областном  Доме народного  творчества при областном управлении культуры. Занимается творчеством, участвует в выставках профессиональных художников, в том числе молодёжных, организованных Союзом художников СССР (республиканской РФ – г. Ленинград (1968) и Всесоюзной - г. Москва (1972), зональной выставки «Большая Волга» - г. Ульяновск (1969-70). Вступает в творческую организацию Союз художников РСФСР и СССР в 1971 г. Он участник многих выставок региональных «Большая Волга», республиканских Российских, международных, зарубежных. Его работы находятся в музеях Ульяновска, запасниках Министерства Культуры РФ, Союза художников РФ, в частных коллекциях России и за рубежом: Алжир, Болгария, Польша, США, Норвегия, Швеция, ФРГ. В интернациональном музее экслибриса в г. Сент-Никлаас (Бельгия) более 100 экслибрисов художника.
На протяжении  большого количества лет общественной работы в Союзе художников он много раз избирался членом правления Ульяновского отделения Союза художников России (ныне ВТОО «Союз художников РФ). Избирался председателем  Ульяновской организации Союза художников России в период 1989-91 г.г. В 1989 г. – делегат  5-го Всероссийского съезда СХ России.  
В 2001 г. присвоено  звание «Заслуженный художник России»,  в 2003 г. награждён Серебряной медалью Академии Художеств России.
С 2005 г. Склярук Б.Н. работает на факультете Культуры и искусства кафедр «Художественного проектирования»   и  «Живописи, рисунка и скульптуры»  Ульяновского  государственного Университета  (УлГУ). С  2011 г. – профессор УлГУ.

История ослепления Глостера, ставшая второй сюжетной линии трагедии, берёт своё начало в романе Ф. Сидни «Аркадия», где приводится рассказ о короле Пафлагонии, лишённым зрения своим незаконнорожденным сыном Плексиртусом и поддержанным в нищих скитаниях когда-то обиженным сыном Леонатусом.

Первый раунд борьбы за наследство начинается с подачи короля Лира и носит вид невинной забавы – признаний дочерей в любви к отцу. Гонерилья и Регана сразу же включаются в игру, условия которой им близки и понятны в силу их низких и подлых характеров. Девушки без зазрения совести лгут королю Лиру взамен на лучшие куски Британии. Младшая дочь – Корделия – единственная решается сказать правду: что она любит отца ровно так, как это может делать дочь, выходящая замуж, обязанная часть своих чувств перенести с одного близкого человека на другого. Присущая королю Лиру гордость не даёт ему смириться с честным ответом когда-то самой любимой дочери, и он не просто лишает её наследства, но и отрекается от неё. Вставший на защиту Корделии  граф Кент под страхом смерти изгоняется из королевства.

В основу созданной в 1606 году трагедии «Король Лир» лёг заимствованный сюжет. Главной «опорой» для пьесы явилась «История бриттов» - историческая хроника XII века, Г. Монмутского, в которой рассказывалось о некоем короле Лире, после шестидесяти лет управления страной решившем разделить своё государство между тремя дочерьми – Гонорильей, Регау и Кордейлой. Как и в пьесе Шекспира, героини исторической хроники должны были убедить отца в силе своих чувств, но их ответы не оказали разрушающего воздействия на рассудок короля, дав ему возможность признать свои ошибки и правоту младшей дочери.

Две сюжетные линии, идущие параллельно друг другу, позволили Шекспиру подчеркнуть общность основной рассматриваемой проблемы – человеческого характера, поставленного в непростые условия проверки на благородство. Камнем преткновения для всех героев трагедии становится власть и богатство, выражающиеся в отцовском наследстве (государство Британия для дочерей короля Лира и титул графа Глостера с принадлежащими ему землями для Эдмонда и Эдгара).

В фондах Тольяттинского художественного музея хранится  несколько произведений Бориса Склярука. В 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано 7 ксилографий, из них 2 работы – иллюстрации к трагедии английского писателя Уильяма Шекспира «Король Лир». В 2016 году удалось списаться с самим художником. В своих письмах Борис Николаевич поведал о том, как он увлёкся такой сложной техникой, как ксилография. В семидесятых годах прошлого века, в Москве, он увидел в салоне-магазине заготовленные доски самшита для ксилографии и купил одну для пробы. После чего решил попробовать себя в чём-то серьёзном. В тот момент у него в памяти был спектакль Борисоглебского драмтеатра «Король Лир» и, параллельно вышел фильм с этой трагедией.  Под впечатлением, он сделал первую гравюру «Король Лир в бурю», затем уже сам склеил доску из самшита для второй работы. Так вышла вторая работа «Король Лир у замка Глостера». Это стало увлечением и художнику самому хотелось испытать себя в этом сложном виде гравюры. В это время у Бориса Склярука подходила дипломная работа в институте. Как говорит сам художник, он тогда испытывал себя. После «Короля Лира» сделал две работы по «Русскому характеру» А. Толстого, так как именно это произведение  писателя ему понравилось своей простотой и силой проникновения в трагедийные события русского воина во время войны с фашистами. Также художник много делал в  ксилографии миниатюр-экслибрисов, чтобы постичь секреты и возможности этого сложного и интересного материала, учился по работам художников как Европы, так и России.

На графическом листе перед нами предстаёт очень драматичная сцена произведения У. Шекспира «Король Лир». Самолюбивый король Лир, прельстившись корыстолюбивыми словами и обещаниями двух старших дочерей Гонерильи и Реганы, поделил между ними своё королевство, младшую же и самую чистосердечную дочь – Корделию, выгнал из отчего дома, лишив всего. По прошествии времени, старшие дочери, решив побыстрее получить причитающиеся им части королевства, стали обвинять отца в старческом слабоумии. Сначала Гонерилья сократила штат слуг гостившего у неё отца. Король Лир, обидевшись на старшую дочь, уезжает к   Регане, но и та, на столько недовольная присутствием отца в своём доме, выгоняет его в грозовую ночь на улицу. Именно этот момент Борис Склярук запечатлел в своей гравюре «В бурю. Король Лир» (1976), выполненную в трудоёмкой технике ксилографии. На переднем плане мы видим две фигуры – шута, стоящего на коленях перед своим королём. Лица шута художник нам решил не показывать, всё внимание к обезумевшему от горького предательства – королю Лиру. За обоими героями драматичной сцены, шутом и Лиром - непроглядная тьма без единого лучика света. Шут протягивает руки к своему  королю, безуспешно старясь его успокоить. Поза короля Лира говорит нам о неистовом душевном отчаянии, ведь только сейчас к нему пришло осознание свершённых им ошибок. Всех, кто его действительно любил и говорил правду в лицо, он оттолкнул от себя, а те, как он полагал, любят его, вероломно предали. Отчаявшемуся отцу, покинутому королю ничего больше не остаётся, как призывать на свою седую голову гром и молнию.

Графический лист «Король Лир у замка Глостера» (1977), так же выполненный в технике ксилография показывает нам момент, когда монарх начинает понимать, что зря он так разгневался на своего верного подданного, графа Кента, ведь граф готов служить своему повелителю даже под страхом смерти. Разногласия между монархом и слугой начались ещё в начале трагедии, когда король Лир незаслуженно обидел свою младшую и самую любимую дочь – Корделию, изгнав её из королевства. Граф Кент, уважая своего монарха и с теплом относясь к Корделии, вступился за неё, не боясь высказать перед своим королём несогласие с его опрометчивым поступком. Тогда граф Кент, видя, что происходит в королевстве, решил сам уйти. Но его правдолюбие и стремление к справедливости всё-таки привели к тому, что коварные родственники короля (дочь Регана и её муж герцог Корнуэльский) заковывают верного слугу в колодки. По призыву графа Глостера, приезжает король Лир, выяснить правду о случившемся. Лиру очень трудно поверить в вероломство близких людей, которые до этого клялись ему в любви и преданности. Мы видим графа Кента, ноги его окованы деревянными колодками, он рассказывает своему государю о случившемся. Лир стоит вытянувшись,  левой рукой стискивает рукоятку меча, как бы хватаясь за что-то твёрдоё, пытаясь успокоиться и ещё не до конца веря, но правая рука его бессильно опущена вниз. Шут в полупоклоне королю –  он показывает на графа Кента, что «Кто больно прыток, тому надевают на ноги деревянные чулки»[1] 

По мнению самого художника, любовь к графике у зрителей и искусствоведов в не очень большой чести. В своё время Борис Николаевич увлекся сам этим видом искусства по двум причинам. Первое – это то, что художник работает в живописи и когда у него покупают работу, то это навсегда, и он с ней почти никогда не встречается в дальнейшем. И, второе,  Борис Николаевич учился в Московском Полиграфическом институте, где своя специфика и основная любовь к графическим материалам. Его очень увлекла сложность работы, ведь надо быть очень внимательным, если работаешь в гравюре или офорте, то нельзя ошибиться. Другое дело, что графика не всегда оценивается зрителями, тут мало любителей. Художник достаточно давно работает в живописной манере,  и, тем не менее, уже на протяжении многих десятилетий остаётся верен графическому искусству.

[1] Уильям Шекспир. Король Лир. Акт 2, сцена 4.

Материал подготовила старший научный сотрудник Погорелова Н.С.

  • Склярук Б. Н. Король Лир у замка Глостера. Г-718 КП-1072. 1977
  • Склярук Б. Н. В бурю Король Лир. 1976. Г-717 КП-1071

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Партнеры


Подписка на рассылку

ГОЛОСОВАНИЯ

Как часто вы ходите в музей?