Галина Сосланбековна Дмитриева родилась 10 сентября 1929 году. Коренная москвичка, искренно любящая родной город, особенно самый старый и самый протяжённый Тверской бульвар, где прошло её детство. Карандаш в свои ещё совсем маленькие руки получила только едва начав ходить и видеть отражения предметов в материнских глазах. Дочь живописца, плакатиста и графика Галины Шубиной и художника, народного скульптора Северной Осетии и участника Гражданской войны Сосланбека Тавасиева. В 1955 году окончила Московский Художественный институт им. Сурикова - мастерскую известного русского художника М. М. Черемных – который сумел после войны вернуть её к первым чистым детским впечатлениям. В этот период художница сознательно, но не сразу, научилась вычленять из жизни свои ощущения и виденья, стала делать коротенькие зарисовки и вести дневник. Эти два занятия для неё до сих пор остались самыми любимыми.

В 1954 году Галина Дмитриева начала участвовать в выставках, в 1959 году вступила в члены Союза художников СССР. Интересы художницы сосредоточены на окружающем её современном мире — он отражён в многочисленных портретах современников, пейзажах, бытовых зарисовках. Собрание работ Галины Дмитриевой насчитывает сотни произведений: картин, книжных иллюстраций, альбомов. Они многократно экспонировались на персональных выставках художницы,  а также на московских, всесоюзных и республиканских. Её работы находятся в «Хаммер Центре», галерее «Мелихов» в Москве, галерее «Диаграмма» в Неаполе, Италия, галерее «Raissa» в Эрфурте, Германия, частных собраниях России, Германии, Голландии, Италии, США.

Галина Дмитриева работала во всех жанрах. Её работы выполнены в технике масляной живописи, гуаши, смешанных техниках, а также в редкой для профессиональных художников технике - гуашь на холсте.   В своё время в  этой технике работал Б.Кустодиев.

Мало кто знаком с  творчеством Галины Дмитриевой как мастера-кукольника. Не каждый художник сможет придумать новый яркий образ в кукле. Кукольные образы Галины Дмитриевой рождались без предварительных рисунков и эскизов. Художница собирала их экспромтом из старого текстиля, взяв в качестве основы бутылки красивой формы. Образ появлялся по мере того как ложилась ткань, как складывалась цветовая и фактурная гармония.

Всю свою творческую жизнь Галина Сосланбековна активно занималась иллюстрацией. Её иллюстрации к «Капитанской дочке», «Золушке», «Золотому ключику», «Царевне-шиповник», «Влюбленной паре», «Даме и кавалеру» и многие другие сказки пронизаны сочной звучностью цвета, талантливым умением неторопливо обживать сказочное пространство. Иногда материал упорно сопротивлялся задуманному, но художница никогда не отступала от задуманного, а продолжала искать что-то другое. Бывало, что удачная пластическая находка помогала подсказать совсем другой образ, и тогда художница, следуя за материалом, доводила его до завершения. В таком живом творчестве рождались самые  сказочные и литературные персонажи, характерные типажи близких людей  - живое выражение таланта и темперамента художника. За серию рисунков к «Капитанской дочке» Дмитриева была награждена дипломом за лучшую иллюстрацию и  диплом Академии художеств за творческие достижения. Галина Дмитриева скончалась художница 18 декабря 2014 года в Москве.

В фондах Тольяттинского художественного музея хранится 5 произведений Галины Дмитриевой. В 1990 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано  5 графических листов из серии «Мои любимые сказки» в технике гуаши  - иллюстрации к сказкам «Буратино», «Золушка», «Храбрый портняжка», «Щелкунчик» и «Кот в сапогах».

«Буратино». Серия «Мои любимые сказки». 1985 год. В центре графического листа изображены одни из самых ключевых фигур сказки: Буратино, а по обе стороны от него Пьеро и Арлекино. Все три персонажа художница нарисовала в движении с поднятыми руками, тем самым, делая акцент на том, что эти куклы – марионетки, управляемые нитями невидимого кукловода.

Все герои представлены в характерных для этих персонажей костюмах итальянской комедии дель арте. В белом балахоне с длинными рукавами – Пьеро, в костюме, обшитом разноцветными заплатками в виде ромбов, с чёрной маской на лице – Арлекино и Буратино в полосатом колпаке, коротенькой курточке и коротких штанишках.

Пьеро, Буратино и Арлекино находятся в центре композиции, как в центре театрального занавеса, а вокруг которого художница изобразила основные моменты сказки. Вот в правом нижнем углу - очаг; если вспомнить по сказке, тот этот красивый очаг был ненастоящим, а нарисованным на куске старого холста. В правой части композиции - Мальвина, девочка с голубыми волосами, возлюбленная Пьеро. Повар в колпаке и переднике – хозяин харчевни «Три пескаря», в которой по пути в Страну Дураков остановились Буратино, хитрецы кот Базилио и лиса Алиса. В правом верхнем углу изображён профиль доктора кукольных наук синьора Карабаса Барабаса, с густой нечесаной бородой, с выпученными глазами, с большим носом и в чёрном котелке. Наверху в центре изображён Говорящий Сверчок, с длинными усами, который давал Буратино мудрые советы. Между эпизодом с Карабасом Барабасом и Говорящим Сверчком изображена ночная сценка с полной луной со сломанным мостом, где по ту сторону ручья виднеются покосившиеся домики – город Дураков, куда привели наивного Буратино кот Базилио и лиса Алиса, солгав, что там продают знаменитые куртки, т.к. Буратино хотел подарить её для папы Карло и азбуки с раскрашенными картинками, которую Буратино собирался купить вместо своей проданной азбуки. В левой верхней части работы изображён благородный пудель Артемон, верный защитник Мальвины. В нижней части композиции по центру -  сценка с обитателями пруда, в котором свирепые стражники города Дураков после доноса лисы Алисы, хотели утопить Буратино. Три головастика, устремлённые к Золотому Ключику, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами, которая знает великую тайну и в впоследствии дарит Буратино Золотой Ключик, принадлежавший когда-то Карабасу Барабасу. Вот лестница в доме папы Карло, на которую никто не обращал внимания, но, тем не менее, она вела к волшебной дверце, которую открывал Золотой Ключик. «За дверцей хранится что-нибудь замечательное, удивительное…». В левом нижнем углу лежит крыса Шушара, побеждённая храбрым пуделем Артемоном. Вся композиция работы «Буратино» как будто бы набрана  как мозаика из разноцветных стёклышек, как в кукольном домике, который нашли Буратино, Пьеро, Мальвина, пудель Артемон и папа Карло в потайной комнате.

«Золушка». Серия «Мои любимые сказки». 1985 год.

В центре композиции Галина Дмитриева изобразила главную героиню сказки – Золушку: в скромном платье светло-синего цвета, нижняя юбка коричневых тонов с синими звёздочками. Золушка смотрит на бегущих мышей, которые по волшебству превращаются в прекрасных белогривых лошадей. Над Золушкой нависают часы, как бы напоминающие, что волшебство заканчивается ровно в полночь и всё станет прежним: карета превратится в тыкву, кучер с лошадьми – в крысу и мышей, а бальное платье в лохмотья. В правой части композиции в профиль изображена крёстная мать Золушки, волшебница, которая взмахом палочки готовится творить чудеса для своей любимой крестницы. В правом нижнем углу  - красивая и изящная карета, превращённая крёстной из огромной тыквы; в  левом нижнем углу - кучер в богатой синей ливрее, держащий за поводья прекрасного серо-белого коня. В левой верхней части завершается круговая  композиция работы, где принц, с аристократическим профилем, в голубом парике, держит в руке хрустальную туфельку – главный символ истории превращения Золушки в прекрасную принцессу.

«Храбрый портняжка».  Серия «Мои любимые сказки». 1985 год.

Каждая часть графического листа повествует о каком-то определённом эпизоде сказки братьев Гримм «Храбрый портняжка». В центре листа помещён домик с множеством окон под черепичной крышей, на одном из подоконников стоит банка со сливовым вареньем. В правом нижнем углу работы расположен главный герой сказки, портняжка, который сидит, скрестив ноги и с усердием шьёт. В нижней левой части изображена торговка, у которой портняжка купил сливовое варенье, с которого и начались все его приключения. Через окошко с разноцветными маленькими стёклами пробиваются лучи яркого солнца, освещающие банку, к которой уже подлетает целый рой мух. Храбро расправившись с семью мухами,  портняжка решил, что о таком подвиге должны узнать все. Галина Дмитриева как раз и изображает тот момент, когда главный герой шьёт для себя пояс с вышитым на нём лозунгом «Единым махом семерых побивахом». Портняжка, по сравнению с остальными персонажами, выделяется более крупным размером, художница, тем самым, делает акцент, что это и есть главный герой.  В левой верхней части листа изображён эпизод с деревом и великаном, в котором портняжка запросто перехитрил великана и вышел победителем. В верхней части листа идёт графическое повествование о событиях в королевском дворце: танцующие придворные, портняжка, ведущий привязанного единорога на привязи к королю, обещавшего герою сказки свою дочь в жёны и полкоролевства в придачу.

«Щелкунчик». Серия «Мои любимые сказки». 1985 год.

В левой верхней части композиции изображены главные герои сказки: Мари Штальбаум – девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик принца, а также самого Щелкунчика. В правой части композиции художница изобразила крёстного Мари и дядю Щелкунчика – старшего советника суда Дроссельмейера, у которого вместо правого глаза чёрная повязка, на голове белый парик, в руке перевязанные верёвками подарочные коробки и голубая мышеловка; вокруг него в пространстве часы на цыпочках. Верхнюю часть композиции разделяет высокое узкое окно с разноцветными стёклами, через которое по диагонали, как бы в броске, летит шпага с изящным эфесом, направленная остриём в коварного семиголового сына-принца мышиной королевы Мышильды. Именно этой шпагой отважный Щелкунчик и победил мышиного предводителя. Чуть ниже семиголового мышиного принца расположена сама Мышильда, злая и завистливая королева мышей. В правой нижней части работы - полчища мышей в синих мундирах верхом на ездовых мышах скачут сражаться с армией кукол. В правом нижнем углу спят коты, свернувшиеся в клубочек – это представители рода кота Мурра, пожалованные чином тайных советников, так как они стояли на страже, охраняя людей от Мышильды. В центральной нижней части композиции изображён сказочный город - столица Конфетенбург: купол центрального здания и остроконечная крыша башни усеяны серебристыми звёздочками, на левой башне не хватает крыши, которую отломил и съел Великан Сладкоежка, так как дома этого города были сделаны из сладостей. По мостовой люди сказочной страны ездят в каретах  и гуляют. В левом нижнем углу изображена часть кукольного шкафа, в котором Мари и её брат Фриц хранили свои любимые игрушки: мамзель Клерхен, разряженная по-праздничному, круглолицая и румяная, с белыми волосами, а также гусары Фрица, в синих военных мундирах.

«Кот в сапогах». Серия «Мои любимые сказки». 1985 год.

Почти всю правую часть композиции занимает главный герой сказки – сам Кот в сапогах. Ловкий и проворный Кот одет в высокие сапоги малинового цвета с ярко-красными бляшками и синими шпорами, пояс в тон сапогам, на большом тонком кольце которого висят на хвостиках три мыши; лапы Кота распростёрты. На голове у Кота красная шляпа с широкими полями и серым пером. В верхней части композиции показаны поля со жнецами и косарями, которых хитроумный Кот в сапогах уговорил сказать королю и принцессе, что прекрасные угодья принадлежат маркизу де Карабасу, т.е. третьему сыну мельника, получившего в наследство от своего отца умного и ловкого Кота. В левой верхней части - средневековый город и карета с королём и принцессой. В левой нижней части композиции художница изобразила молодого мельника – удачливого хозяина Кота в сапогах, взывающего о помощи из воды, который с помощью ловкого обмана заручился поддержкой самого короля. Таким образом, мельник, он же маркиз Карабас, был спасён и вскоре стал мужем принцессы.

Произведения Галины Дмитриевой из серии «Мои любимые сказки» занимают достойное место в фондах Тольяттинского художественного музея. Для иллюстраций детских книг требуется всё самое настоящее –  знание детской психологии,  талант,  душевный настрой.  Вряд ли что-то ещё сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. «Люблю Москву, три бульвара и своё соприкосновение с миром. Вот и всё» - так о себе говорила сама Галина Дмитриева, чей художественный талант ярко проявился в её иллюстрациях к сказкам.

Материал подготовила старший научный сотрудник Погорелова Н.С.

  • Г-347 КП-701 Дмитриева Г. С. Кот в сапогах.1985.Бумага,гуашь.69х54
  • Г-346 КП-700 Дмитриева Г. С.Щелкунчик.1985.Бумага,гуашь.69х54
  • Г-345 КП-699 Дмитриева Г. С.Храбрый портняжка.1985.Бумага,гуашь.69х54
  • Г-344 КП-698 Дмитриева Г. С. Золушка.1985.Бумага,гуашь.69х54
  • Г-343 КП-697 Дмитриева Г. С. Буратино.1985.Бумага,гуашь.69х54

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7