Как это захватывающе – создавать на белой, чистой плоскости живую форму.

Евгений Кибрик

Коллекция Тольяттинского художественного музея сформировалась на основе поступлений из Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства Министерства культуры СССР – главным образом это живопись и графика 20 века. В фондах музея в коллекции «Графика» достойное место занимает иллюстрации  Евгения Адольфовича Кибрика - народного художника СССР, профессора, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР, одного из тех художников, кому во многом обязана своими достижениями советская графика.

Иллюстрация – это и рисунок, и чертёж, и схема, и фотография, и порой таблица. Часто иллюстрация вмещает в себя такое количество зрительной информации, для изложения которой понадобились бы многие страницы текста. Иллюстрации представляют не только художественный интерес, но по ним также можно проследить культурный, идеологический срез советского общества второй половины 20 века.

Пименов Ю.И. в «Современность и история» говорил о художнике следующее:    «Он рисовальщик и живописец, мастер литографии и акварели, он выражает героические чувства и нежные лирические интонации, живет в своем времени и уходит в далекое историческое прошлое».

Е. А. Кибрик - автор произведений, посвященных В.И. Ленину, историко-революционной теме. Большой вклад внес художник и в книжную графику. Его серии иллюстраций к произведениям русской, советской и зарубежной литературы являются образцами глубокого проникновения художника в творчество писателя.

Евгений Адольфович родился 21 февраля 1906 года на Украине, в небольшом городке на Южном Буге - Вознесенске. Здесь прошли его детство и отрочество. Учился Кибрик в местной мужской гимназии, увлекался чтением и рисованием.

К 1920 году относится начало творческой биографии Кибрика - он познакомился с выпускником Харьковского художественного училища Андреем Великановым, который создал в городе кружок изоискусства, ставший первой школой будущего художника.

В 1922 году Евгений Кибрик поступает в Одесский художественный институт ИЗО, где учится на факультете живописи в мастерской Павла Гавриловича Волокидина. Через год Е.А. Кибрик переходит в мастерскую Теофила Борисовича Фраермана, которая была центром институтской жизни: здесь выпускалась стенгазета, оформлялись празднества, студенты расписывали институтский клуб. Молодой художник много рисовал, а с конца 1922 года сотрудничал в газете Одесского обкома комсомола "Молодая гвардия".

В 1925 году Е.А. Кибрик уезжает в Ленинград, где поступает учиться в Академию художеств.

В это время в Академии был принят поточный метод преподавания в связи с недоверием к старой профессуре. Преподаватели менялись через день, отрицая друг друга, что вносило сумятицу в умы студентов.

Молодой художник искал для себя ответ на вопрос: "Каким должно быть новое искусство, связанное с передовым мировоззрением". (Е.А. Кибрик «Работа и мысли художника». М. 1984).Не найдя ответы на тревожащие его вопросы в стенах Академии, резко отрицательно относясь к применявшейся здесь педагогической системе, в 1927 году Кибрик уходит из Академии. С этого же времени он сотрудничает в качестве театрального зарисовщика в ленинградской газете "Смена".

В студенческом клубе Евгений Кибрик впервые увидел художника Павла Николаевича Филонова, выступавшего с речью об "аналитическом искусстве", Кибрик стал участником общества "Коллектив мастеров аналитическою искусства - школа Филонова". Лозунгом Филонова была "пролетаризация искусства", заключавшаяся, в его понимании, в выработке приемов, которые сделали бы искусство доступным каждому.

В эти годы Кибрик сотрудничает в молодежных журналах, делая рисунки и композиции на самостоятельные темы. Он получал заказы в разных издательствах на обложки книг и фронтисписы, заставки. В марте 1930 года директор Издательства писателей в Ленинграде предложил Е.А. Кибрику иллюстрировать повесть Ю.Н. Тынянова "Подпоручик Киже". Это было первым серьезным выступлением молодого художника в качестве иллюстратора.

Летом 1930 года Кибрик порвал со школой Филонова, считая, что путь, которым идут филоновцы, ошибочен и формалистичен. Он продолжает активно работать в газетах и журналах, делает рисунки к антирелигиозным листовкам, оформляет обложки книг на антирелигиозные темы. Конец 1920-х - начало 1930-х годов были для него временем разнообразной и напряженной работы. Кибрик организует в Москве студию Изорам - изобразительное искусство рабочей молодежи.

В 1932 году художник оставляет работу в Изораме, вновь занимается журнальной и книжной графикой. В это время выходят книги с его иллюстрациями: "Тяжелый дивизион" А.Г. Лебеденко, "Невская повесть" Д.М. Лаврухина, "Падение Кимас-озера" Г.С. Фиша, иллюстрации к "Сказкам" А.С.Пушкина, к рассказам Б.А. Лавренева. Мастер избирает технику литографии. С 1934 года Е.А. Кибрик начал работать над иллюстрациями к повести французского писателя Ромена Роллана "Кола Брюньон", а с 1937 года - над серией иллюстраций к роману бельгийского писателя Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле". Можно сказать, что главным в книжной работе пятилетки художника стал большой цикл литографий к книге Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле». В литографиях к «Тилю» подтвердился сложившийся метод работы Кибрика: доскональное чтение – изучение книги, скрупулёзный сбор материала, этап эскизов, вынашивание в воображении образов героев – взрывное выполнение оригинала с большой долей импровизационности. А. Зыков в своей статье пишет ,что Кибрику удалось в его иллюстрациях к книгам иностранных авторов передать живое ощущение места действия, природы и литературного героя, что встречается в книжной графике совсем не часто. ( Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.)

Иллюстрации к «Легенда о Тиле Уленшпигеле» художник выполнял в технике литографский рисунок, который основан на стремительной, свободной линии и на светотени. А. Зыков подметил, что в первую очередь это свободный, непринуждённый, динамичный рисунок, где «темперамент исполнения откровенно проявляется, ведёт карандаш художника». ( Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.). Литографию нельзя стереть резинкой и исправить, лучше всего дважды не прикасаться к одному месту, поэтому Кибрик старался не терять «энергию исполнения и в то же время быть точным и экономным, не допускать графической болтовни».

Начиная создавать рисунки на чистом листе «корнпапира», литографской бумаге, мягким литографским карандашом Кибрик, для того, чтобы фигура правдиво была изображена идущей или бегущей, старался так, чтобы тело участвовало в этом движении.

«Нельзя утверждать, что необходимо как можно больше деталей либо что их не надо совсем. Деталь нужна постольку, поскольку она добавляет нечто существенное для характеристики предмета. Если её убрать и останется чувство обеднения, потери чего-то важного для предмета, то, значит, эта деталь необходима и сколько бы подобных необходимых, обогащающих характеристику предмета деталей ни вводить, никогда перегрузки не будет, возникнет лишь выразительная содержательность».

При создании образов Кибрик работал с моделями. Главная трудность задачи заключалась в том, чтобы глядя на подходящую чем-то модель, рисовать не её буквально, а нужный образ. Толстяк Ламме, добродушный, искренний и преданный друг Тиля, нарисован художником с талантливо позировавшего ленинградского актёра Бориса Сергеевича Коковкина. По воспоминаниям Кибрика, ему было «очень интересно работать с чудесными моделями; перед началом сеанса в голове только самые общие, приблизительные намётки композиции». По мере того, как Кибрик наблюдал и рисовал, замысел наполнялся живым образом. Художник стремился к сплаву изучения и фантазии, помноженный на чувство, темперамент самого художника.

В работе над иллюстрациями к «Тилю Уленшпигелю» у Кибрика были сильные предшественники. Прежде всего, талантливые бельгийцы, среди них – Фелисьен Ропс и Франц Мазерель, а кроме них российский иллюстратор, гравёр Алексей Ильич Кравченко.

Бельгийцы, находясь под влиянием символизма, заметно акцентировали мрачные, зловещие сюжеты «Тиля». А. И. Кравченко, романтик, подчеркнул в своих иллюстрациях возвышенно романтический элемент, присущий книге.

Кибрик не смущался своих предшественников, так как его трактовка была другая, реалистическая, главным его желанием при создании иллюстрации было сосредоточить внимание на жизнеутверждающей основе «Тиля Уленшпигеля», которое очаровало его в этом произведении.

По мнению А. Зыкова, все три мастера, в первую очередь, стремились воплотить атмосферу произведения, широко пользуясь пространством согласно своим задачам. Кибрик строил свои иллюстрации на характерах. «Предшественники меня не смущали, так как всегда я был уверен в том, что если буду просто идти за своим чувством, нигде ему не изменяя, то автоматически сделаю нечто своё, а оно не может быть похоже на кого-либо другого». ( Зыков А. Коренной.// Художник России, № 21, октябрь 2005 г.)

 

В конце 80-х гг. прошлого века республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» было передано значимое количество художественных произведений 70-80-х гг. 20 века советских художников, но  только 8 иллюстраций Е.А. Кибрика к произведению Шарля де Костера относятся к более раннему периоду 1937-1938 гг.

Автолитография «Рождение Тиля» начинает рассказ о Тиле, герое знаменитой легенды. Вокруг люльки с новорожденным Тилем, завёрнутым в пелёнки, склонились повитуха Катлина, улыбающаяся Сооткин и Клаас – родители младенца. Всё внимание уделено уснувшему Тилю, которому при рождении было предрешено стать великим балагуром и проказником с добрым сердцем, символом доблестного фламандского народа, задавленного несвободами и поборами императора Карла.

Пространство автолитография «Тиль и Филипп» поделено на 2 равные части. В левой части на тёмном фоне мы видим короля Филиппа испанского в полный рост. Его поза горделива, но вместе с тем и напряжена, у левого бедра на перевязи висит шпага – символ войны, лишений, которые сопутствовали в правление императора Карла и его сына короля Филиппа. Неподвижность лица, злобный прищур, тонко сжатые губы Филиппа говорят нам о его подозрительности, жестокости, мстительности. С левой стороны от короля сидит застывший пёс, с внимательным взглядом, готовым в любую минуту наброситься на обидчика его хозяина, если таковой появится. За Филиппом и его верным псом – тьма, чернота. Художник посредством тёмной гаммы постарался передать негативное отношение к персонажу, рассказать том, что куда бы ни приходил король Филипп и его верные приспешники – за ними следовали разорения  и лишения простого народа. В правой части иллюстрации изображён Тиль– уже сам выбор стороны, где расположить героя легенды, говорит о себе. Правый – правильный – право. Светло-охристый фон – также передаёт светлый, добрый оттенок, подчёркивает положительную суть героя. Поза Тиля непринуждённа и проста, руки опираются на посох – символ поиска  истины, лицо Тиля открытое, улыбающееся, весёлое, он твёрдо стоит на земле, позади него чистая гладь воды, окрестности деревушки, мы видим мельницу, которую можно ассоциировать как перемены, которых в жизни Тиля было предостаточно.

Автолитографии «Тиль на осле» и «Ламм на осле» повествуют нам о путешествии двух друзей,  Тиля Уленшпигеля и Ламме Гуудзаке. Верхом на ослах они едут не спеша и повернувшись друг к другу о чём-то беседуют. Высокий и худощавый Тиль легко и непринуждённо чувствуют себя в седле, уверенно управляя ослом левой рукой, правой указывая вдаль и объясняя свою очередную забавную задумку. Дородный и плотный Ламм, с объёмным животом, который не без труда поместился на ослике, слушает Тиля, держась левой рукой за палку, лежащей на коленях. На заднем плане двух путешественников небо с кучевыми облаками и птицы.

В автолитографии «Пойманный рыбник» перед нами изображена драматическая сцена, достигшая своего апогея – старшину рыбников - злобного, лживого, мучившего и убивавшего маленьких девочек, из-за  лжесвидетельства которого были казнены родители Уленшпигеля, наконец-то поймали и связали. К связанному рыбнику тянутся руки горожан, жаждущих отомстить этому извергу, оборотню в человеческом обличие.

Всё пространство автолитографии «Драка богомольцев» показывает нам беспорядочную потасовку, в которой толпа людей, одетых в троянские шлемы, фригийские колпаки, увенчанные султанами из конского волоса, шлемы с распростёртыми крыльями или просто шишаки, бьют друг друга необструганными посохами. Кто во что горазд: кто лягается, другой бодается, третий пинается, некоторые из богомольцев уже лежат поверженные. Сцена кажется бессмысленной, если не знать легенду о чуде Святого Мартина, превратившего двух дерущихся волов в быков. Хитрый отшельник, воспользовавшись этой легендой для своего обогащения, распространил слух, что если толстые, старые мужчины из Мейборга будут приходить к нему и драться друг с другом, то дети  у них будут рождаться неутомимыми, отважными и отличными воинами.

Любуясь иллюстрациями Кибрика, мы находим в них всё новые и новые интересные детали. В отдельных рисунках мастер добивается выразительности с помощью линии, штриха. Линия может выразить и стремительное движение и даже характер, темперамент героев.

В 1938 году Издательство писателей в Ленинграде предложило художнику иллюстрировать сборник избранных рассказов М.М. Зощенко "Уважаемые граждане". Новая тема его увлекла. В маленьких, карманного типа, альбомчиках появились наброски, сделанные Кибриком в поездах, трамваях, в театре, на улице.

В 1940 голу на выставке произведений советских художников на темы истории партии была представлена работа Е.А. Кибрика "Халтурин и Обнорский" - первое произведение Евгения Адольфовича на историко-революционную тему. Оно вошло в число наиболее значительных произведений советской графики в предвоенный период.

В этом же 1940 году художник вновь обращается к творчеству Р. Роллана, начал иллюстрировать его роман "Очарованная душа". Это было время, когда нацисты вторглись во Францию и имя Р. Роллана - носителя славы французской культуры, зазвучало с новой силой как имя антифашиста, сторонника движения Сопротивления. Но работу прервала Великая Отечественная война, последний рисунок серии был закончен утром 22 июня 1941 года.

Летом 1942 года Е.А. Кибрик уезжает в Самарканд, а через год выполняет серии рисунков "Земля Узбекистана" и "Фархад-строй". В сентябре 1943 года художника вызвали в Москву в Комитет по делам искусств и командировали в Сталинград. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление, отразившееся в серии графических листов "Сталинград".

В 1944-1945 годах художник обращается к творчеству Н.В. Гоголя и создает серию иллюстраций к его повести "Тарас Бульба".

Заметный след в творчестве художника оставили события Октябрьской революции. Его всегда волновала тема "Человек и революция", нашедшая свое воплощение в образе В.И. Ленина. Кибрик создал серию из семи станковых листов "В.И. Ленин в 1917 году". Здесь он по-новому подошел к раскрытию темы и в выборе сюжетов, и в трактовке характера, смело нарушая художественные традиции в изображении вождя. Эта работа графика вошла в золотой фонд советской изобразительной Ленинианы.

С 1946 по 1972 год художник постоянно возвращается к теме революции. В 1972 году он закончил четыре живописные картины, объединенные в серию "1917 год", - "Накануне", "Восстание", "Победа", "Жертвы".

В этот же период Кибрик выполнил несколько графических портретов В. И. Ленина.

Большое значение в творчестве мастера имеют иллюстрации к сборнику "Героические былины" (1948-1950). В образах русских богатырей Кибрик выразил силу духа народа.

Тема гражданской войны нашла отражение в серии иллюстраций к роману Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1953-1956).

С 1954 года художник увлекся красками: маслом и акварелью. Он создает серии рисунков и акварелей, связанных с его зарубежными поездками, - "По Франции", "По Италии", пишет маслом и акварелью пейзажи Подмосковья, натюрморты со скульптурой.

В конце 50-х годов Е.А. Кибрик обращается к историческому прошлому нашей Родины, иллюстрируя драму А.С. Пушкина "Борис Годунов" (1959-1964). Чувство тревоги, мятежных страстей рождает созданный мастером образ книги, отвечающий ее трагедийному содержанию. Это талантливый перевод искусства слова на язык графики.

Последняя законченная работа художника - иллюстрации к повести Н. В. Гоголя "Портрет" (1973-1977). Тема книги, ее идея были близки Кибрику, отвечали его раздумьям о жизни, искусстве, о подвижническом труде, без которого нет искусства.

После окончания работы над повестью Н.В. Гоголя "Портрет" Е.А. Кибрик решил сразу приняться за следующую книгу, обуславливая это тем, что возраст заставляет торопиться. После ряда поисков, колебаний художник остановился на "Отелло" В. Шекспира. Он сделал подготовительные рисунки. Но работа была прервана внезапной кончиной художника 16 июля 1978 года.

Е.А. Кибрик вел большую общественную работу, занимался педагогической деятельностью. В 1949 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР, в 1954-м - утвердили в звании профессора Московского художественного института имени В.И. Сурикова, с 1962 года он академик, член Президиума Академии художеств СССР.

С 1958 года В.А. Кибрик руководил творческой мастерской графики Академии художеств СССР, одновременно являясь профессором Государственного художественного института имени В.И. Сурикова, а также мастерской станковой графики, заведовал кафедрой. Внимательный и требовательный педагог, страстный и увлеченный человек, он много работал с творческой молодежью.

Труд Е.А. Кибрика высоко отмечен страной. В 1948 году за работы, отображающие образ В.И. Ленина, художник удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. За серии книжных иллюстраций награжден Золотой и Серебряной медалями Академии художеств СССР, дипломами и медалями различных выставок как у нас в стране, так и за рубежом. В 1956 году Е.Л. Кибрик был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1976 году - орденом Ленина. В 1967 году ему присвоено высокое звание народного художника СССР.

Московской телестудией создан фильм о творчестве художника, Киностудией "Ленфильм" снята документальная кинолента "Художник Евгений Кибрик".

В конце 50-х - начале 60-х годов редактор Вознесенской районной газеты "Радянська правда", член Союза писателей СССР Б.И. Слободянюк начал переписку с художником. В 1964 году Е.А. Кибрик приехал в Вознесенск после сорокалетнего перерыва и с тех пор до конца своей жизни не терял с городом связи.

В 1978 году городской комитет партии обратился к Евгению Адольфовичу с просьбой подарить Вознесенску несколько своих работ, на что художник ответил согласием, пообещав передать в дар городу около двухсот своих произведений, а также завешать принадлежащую ему коллекцию художественных произведений других художников. Скоропостижная смерть помешала Е.А. Кибрику выполнить свое обещание. В начале 80-х годов вдова художника Ирина Александровна Кибрик передала в дар Вознесенску более двух тысяч экспонатов - работы Е.А. Кибрика, его личные вещи, художественную коллекцию.

Город с благодарностью принял дар и в октябре 1985 года здесь был открыт Вознесенский художественный музей Е.А. Кибрика - отдел Николаевского художественного музея имени В.В. Верещагина.

Материал подготовила:
старший научный сотрудник,
ответственный хранитель
Погорелова Н.С.

 

  • Г-352 КП-706 Кибрик Е. А. Тиль и Филипп. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1938. Бумага, автолитография. 20,5х15
  • Г-353 КП-707 Кибрик Е. А. Тиль на осле. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1937. Бумага, автолитография. 21,5х21
  • Г-354 КП-708 Кибрик Е. А. Ламме на осле. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. Бумага, автолитография. 22х19,7
  • Г-355 КП-709 Кибрик Е. А. Тиль будоражит толпу. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1937. Бумага, автолитография. 22х16
  • Г-356 КП-710 Кибрик Е. А. Рождение Тиля. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1937. Бумага, автолитография. 14х16
  • Г-357 КП-711 Кибрик Е. А. Драка богомольцев. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1937. Бумага, автолитография. 12х15,5
  • Г-358 КП-712 Кибрик Е. А. Пойманный рыбник. Из серии Легенда о Тиле Уленшпигеле. 1937. Бумага, автолитография. 21х15,5

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7