«Душа не имеет национальности».

 Шандор Зихерман

Есть художники, которым мало работать в каком-то одном стиле, их душа требует более широкого приложения своим силам и талантам. К такой категории мультимастера принадлежал и Шандор Зихерман -  венгерский художник русского происхождения, член СХ СССР, член Союза художников Венгрии, Союза скульпторов Венгрии, всемирного союза художников-медальеров, а также Association Internationale des Arts Plastiques, художник, оставивший заметный след в культурной жизни города Тольятти, в котором он жил и работал в течение 17 лет.

Зихерман Шандор-Роберт Матьяшевич родился в 1935 году в г. Ужгороде. Его детство прошло в предгорьях Карпат, в городе Берегове. Первым учителем Зихермана был выдающийся украинский пейзажист Иосиф Бокшай. В 1958 году, после службы в рядах Советской Армии, Зихерман поступает учиться в Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Затем переводится в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на отделение монументального искусства, которое окончил в 1964 г.

Многие виды искусства нравились Шандору Зихерману. Несмотря на довольно солидный возраст в нем всегда оставался жадный интерес к миру, отсюда и широкий диапазон творческих интересов художника. Зихерман работал как живописец и график,  создавал монументально-декоративные росписи и мозаики, станковую и монументальную скульптуру, медали, а также самозабвенно занимался керамикой. Его произведения представлены в разных музеях и частных коллекциях России и  Европы.

 Творческий путь художника связан с несколькими городами нашей страны – Пермь, где он работал сразу после окончания института, а также гг. Львов, Элиста, Юрмала и Тольятти.

В 1972 г. по приглашению администрации города Тольятти Зихерман приезжает  в наш город для организации культурной и художественной жизни. Творческие заслуги этого мастера перед городом трудно переоценить. По инициативе Зихермана в Тольятти были построены творческие мастерские для художников, вместе с музыкантом Вячеславом Сафоновым он активно содействовал появлению в городе Лицея искусств в Автозаводском районе, учебного заведения с оригинальной творческой программой, где семь лет Зихерман руководил отделением изобразительного искусства. Разработанные тогда в школе авторские программы высоко оценили и Академия педагогических наук, и СХ СССР.  При нем и во многом благодаря ему в городе открылось Тольяттинское отделение Союза художников России и Тольяттинская картинная галерея, позже ставшая Тольяттинским художественным музеем. Осенью 1987 года в Тольятти состоялся  первый в Российской Федерации симпозиум скульпторов, работающих по камню, инициатором которого также выступил тольяттинский художник Шандор Зихерман.

В эксклюзивном интервью для газеты  «Волжский автостроитель» от 28.06.2005 года, Шандор Зихерман говорил: «В моей жизни есть три родных города. Это Ленинград, или Санкт-Петербург, где я учился и рос духовно и мог там спокойно пройти в научную библиотеку Эрмитажа... А еще родными городами для меня стали Будапешт и Тольятти!» 

Творческий почерк Шандора Зихермана складывался на границе самых разных стилей и направлений в искусстве. Чистая работа с натурой никогда не удовлетворяла художника, используя стилистические приёмы кубофутуризма, постимпрессионизма и реализма он пытался раскрыть натуру, выявить ее суть и смоделировать образ.

Коллекция Зихермана в фонде Тольяттинского художественного музея сформировалась  не сразу – часть произведений поступила в коллекцию из художественного фонда Тольяттинского краеведческого музея в 1991 году, другие же работы были получены в результате дарения от самого художника в 2007 г.

Сейчас коллекция Шандора Зихермана в музее насчитывает 74 произведения, которые включают в себя разноплановое и разностилевое творчество мастера. Это и живопись, и графика (рисунок, литография, линогравюра, офорт), декоративно-прикладное искусство (керамика, фаянс), плакаты, скульптура, в том числе  и медали. Все произведения были созданы в 60-80 гг. ХХ века и отражают разносторонние интересы художника, связанные с художественной и общественной жизнью страны  в те годы.

 В скульптурных работах Шандора Зихермана,  заметно тяготение к монументальным формам и к композиционной устойчивости. Так в коллекции произведений Зихермана в художественном музее находится небольшая скульптура «Пастух с волынкой» 1987 г. Эта работа выполнена из шамота и является моделью скульптуры, созданной художником из розового горного конгломерата во время Симпозиума скульпторов по камню в Тольятти в 1987 г. Скупая лаконичность форм этой композиции напоминает образы «каменных баб» эпохи бронзы. В ритмическом строе декоративных форм возникает музыкальная плавность линий, по которым одновременно моделируется объем фигуры, распределяются ее массы. Условная композиция произведения и ее цвет – желтовато-охристый – придает скульптуре законченный, знаковый характер, несмотря на небольшой размер скульптуры.

Предмет особого пристрастия и любви художника – это медали. Он обратился к широким возможностям медали, чтобы увековечить память о выдающихся событиях и личностях, как в современной ему истории, так и истории давно минувшего времени и даже мифологии. Мастер прибег к старинной технике литой художественной медали, которая предшествовала чеканной и позволяла создать особую монументальность и обобщенность рельефа. Он не только лепил свои медали, но и сам отливал и чеканил их. Медали делались двусторонними, где лицевая и оборотная стороны (аверс и реверс) в смысловом отношении обогащали и дополняли друг друга. Тематика медалей в коллекции ТХМ разная – здесь представлена и большая серия медалей из серии «Чили», а также отдельные медали - «Скрипач», «Воспоминания о Юрмале», «Селена» и др.

Живописные полотна Шандора Зихермана отличает активная разработка пространства, некоторая монументализация образов, декоративность живописи. В музейной коллекции Зихермана есть живописное произведение, которое можно назвать жемчужиной не только в его творчестве, но и в собрании Тольяттинского художественного музея – это «Портрет в голубом» 1972 г.      Зритель сразу попадает под очарование огромных голубых глаз девушки, ее мягкой улыбки, чуть тронувшей нежные пухлые губы. Мы чувствуем ту необыкновенную, пленительную восторженность, с которой художник относился к своей модели. Фон «Портрета в голубом»  написан очень дробно, небольшими мозаичными плоскостями; цвет становится организующей и творящей силой, он как в калейдоскопе переходит из одной параллели в другую, от нежно-голубого до фиолетового и коричневого. Самопроизвольные, даже где-то хаотичные мазки, нанесенные мастихином, позволяют увидеть и угадать в них самые необычные и загадочные сюжеты, которые рисуются в нашем воображении – то это берег моря, освещенный белой луной, то предзакатное облачное небо, то зеркальное отражение мастерской художника и многое- многое другое. Портрет, исполненный живого чувства и неизведанной тайны, написанный в 70-е годы ХХ века, продолжает волновать зрителя и сегодня своей искренностью и оригинальностью подачи образа.

 Произведение «Хуторок» 1981 г. поможет по-новому показать степень творчества этого разностороннего мастера. Здесь Шандор Зихерман выступает как философ,  передавая в картине впечатление вселенской заброшенности, оторванности человека от остального мира, как в фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Это удалось показать с помощью высокого горизонта, где маленький фермерский домик теряется на фоне бескрайних полей, покрытых первой кружевной изморозью. Сумрачный, голубовато-коричневый колорит вторит общему печальному  настроению картины.

Одно из самых поэтических графических произведений Шандора Зихермана в коллекции музея – это его офорт Графический лист II. «Мать и дитя». 1959 г. Что может быть лучше и чище образа женщины - матери, кормящей ребенка. Сколько нежности, ласки и доброты заложено художником в этом сюжете. Используя ограниченные художественные возможности офорта, Зихерман создал цельный, гармоничный, запоминающийся образ. Рисунок обозначен полупрозрачно, намечен всего несколькими штрихами, что придает работе воздушность и невесомость.

И что-то загадочно - потаенное присутствует в гравюре Зихермана Графический лист III «Скрипач». В этой работе отдаленно чувствуется влияние работ Марка Шагала, особенно таких его картин, как «Зеленый скрипач», «Синий скрипач» и «Скрипач на крыше». Скрипач Зихермана весь погружен в свою музыку, он играет на улице, но ничего не замечает вокруг. А рядом идет обычная повседневная жизнь со своими хлопотами - день клонится к закату, к домам подкрадываются сумерки, девочка гонит домой корову с пастбища, а вокруг разливается нежная мелодия, поет скрипка.

Интересный подход в декоративно-прикладном искусстве показывает Шандор Зихерман в своей композиции из фаянса «Голуби на крыше» 1982 г. Путем строгой  лаконичной формы в лепке птиц,  представленных на цилиндрических основаниях, художник показывает зрителю привычный городской пейзаж с его пернатыми обитателями. Художник передает глубину и объем за счет сочетания темных и светлых оттенков кобальта в  росписи  декоративной композиции, только если голуби прописаны схематично, лаконичными синими мазками, то наоборот пейзаж на цилиндрах прописан более дробно и повествовательно.  За счет этого контраста достигается удивительный эффект парения птиц над крышами домов.

За все время проживания в Советском союзе Шандор Зихерман участвовал в 29 всесоюзных и всероссийских выставках живописи, графики, медалей, керамики, скульптуры и гобеленов. В том числе в выставках, представляющих советское искусство за рубежом (Венгрия, Чехословакия, Польша). Помимо групповых выставок, художник   провел более 30 персональных в разных городах Советского союза, а также участвовал в различных советских и международных художественных симпозиумах,

 В 1989 году Зихерман вместе с семьей уезжает в Венгрию в Будапешт. Свой переезд художник объяснял так: «В свое время в Союзе мне не давали выставляться, говорили: "Вы не русский художник". Я же не знаю ни одного человека, который был бы на сто процентов русским или мордвином. Это невозможно! Во всех нас намешано столько национальностей!». Себя же Шандор Зихерман называл венгерским художником русского происхождения.

С 1990 года  Шандор Зихерман участвовал в более чем 60 групповых и персональных выставках в Будапеште и  в других городах Венгрии, а также в Германии, Франции, Дании, Бельгии, России, Украине, Англии, Австрии, Португалии и Румынии.

Помимо частных коллекций по всему миру, работы Зихермана также можно найти в государственных коллекциях таких музеев, как: Эрмитаж (Санкт-Петербург), Самарский областной художественный музей, Театральный музей (Самара),  Мемориальный музей В. И. Ленина (Самара), Тольяттинский художественный музей,  Краеведческий музей (Пермь), Музей изобразительных искусств Удмуртской Республики, Технический музей АВТОВАЗа (Тольятти), Музей изобразительных искусств Республики Марий Эл (Йошкар-Ола),  Музей изобразительных искусств Закарпатья им. Иосифа Бокшая (Ужгород), Калмыцкий музей изобразительных искусств (Элиста), Музей медального искусства (Вроцлав), Литературный музей Петофи  (Будапешт), Военно-исторический музей (Будапешт).

Шандор Зихерман обладал поистине поразительным трудолюбием и одержимостью. Что бы не изображал художник, во всём ощущалась его творческая активность, чуткое отношение к проблемам своего времени. О творчестве Шандора Зихермана  можно было бы сказать так, что творчество для него – это состояние души, сплав труда и вдохновения. И что самое важное,    Шандор Зихерман всегда был независимым в своих эстетических взглядах и умел отстаивать их; и в жизни, и в творчестве он всегда шел своим путем, согласно своему внутреннему состоянию и осмыслению.

Лариса Москвитина, искусствовед, замдиректора по научной работе ТХМ

  • Зихерман Ш.М. Солидарность. Из серии медалей «Чили». 1977. Бронза, литье. 11,6х11,6х1. С-26, КП-404_1
  • Зихерман Ш.М. Селена. 1972. Бронза, литье. 8,5х8х1,7. С-32, КП-410_1
  • Зихерман Ш.М. Пастух с волынкой. Вторая половина ХХ в. Шамот, обжиг. 45х26х21. С-89, КП-8298_1
  • Зихерман Ш.М. Насилие. Из серии медалей «Чили». 1976. Бронза, литье. 12,3х11х2. С-25, КП-403_1
  • Зихерман Ш.М. Корвалан. Из серии медалей «Чили». 1975-1976. Бронза, литье. 11х10,9х1,5. С-29, КП-407_1
  • Зихерман Ш.М. Воспоминание о Юрмале. 1972. Бронза, литье. 9х9,2х1,2. С-24, КП-402_1
  • Зихерман Ш.М. Виктор Хара. Из серии медалей «Чили». 1975. Бронза, литье.10,3х10,3х0,7. С-28, КП-406_1
  • Зихерман Ш.М. Альенде. Из серии медалей «Чили». 1975-1976. Бронза, литье. 10,3х10х0,7. С-27, КП-405_1
  • Зихерман Ш.М. Хуторок. 1981. ДВП, масло. 47х67. Ж-605, КП-8473_1
  • Зихерман Ш.М. Тольятти.1982. ДВП, масло. 49х51,5. Ж-563, КП-8347_1
  • Зихерман Ш.М. Портрет в голубом. 1979. Фанера, масло. 59х49,5. Ж-153, КП-412_1
  • Зихерман Ш.М. Натюрморт с наскаду. 1978. Фанера, масло. 73,5х60. Ж-154, КП-413_1
  • Зихерман Ш.М. Карпаты. 1983. ДВП, масло. 81х99,5. Ж-542, КП-8291_1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982. Фаянс, подглазурная роспись. 48,5х30х26. ДПИ-2, КП-417_1
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982. Фаянс, подглазурная роспись. 20х41х12. ДПИ-1, КП-416_1
  • Зихерман Ш.М. Графический лист II. 1959. Бумага, офорт. 25,5х18,8. Г-229, КП-392_1
  • Зихерман Ш.М. Клайпеда.1986. Бумага, графитный карандаш. 49,5х63. Г-4448, КП-8357_1
  • Зихерман Ш.М. Графический лист III. Вторая полов. ХХ века. Бумага, линогравюра.19х18. Г-230, КП-393_1
  • Зихерман Ш.М. Велосипедисты.1966. Картон, линогравюра. 29,5х41,5. Г-233, КП-396_1
  • Зихерман Ш.М. Женщина в народном костюме.1986. Бумага, графитный карандаш. 49х63. Г-4451, КП-8360_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7