Нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделье ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой, а в лице отдельных сознательных, свободных и культурных лиц вернется и скажет:
«верните нам наши песни, верните нам наши узоры!»
Иван Билибин
Николай Климушкин родился в 1950 году в Тольятти. В 1972 окончил Пензенское художественное училище (факультет живописи), а в 1982 - факультет графики института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В середине 1980-х работал в Экспериментальной литографской мастерской имени Н.А. Тырсы при Ленинградском отделении Союза художников. С 1990 - член Союза художников России. Участник городских, республиканских и международных выставок.
Персональные выставки художника проходили в Самаре, Тольятти и Санкт-Петербурге.
Работы Николая Климушкина находятся в Государственном Русском музее, Национальной библиотеке, в частных собраниях США, Германии, Англии. В Тольяттинском художественном музее находится авторская коллекция художника, состоящая из печатной графики, живописных работ, и произведений, выполненных в технике пастели.
Из всей коллекции ярко выделяются фольклорные мотивы на графических листах, выполненные пастелью. Яркие чистые цвета и традиционные сюжеты, напоминают причудливые узоры деревянного зодчества русского Севера.
Забавные колоритные персонажи: коза и бык, заморский лев или важный петух сразу находят отклик в сердцах зрителей. Как и в лубочной графике, популярной более ста лет назад, художественными особенностями этих работ являются синкретизм, намеренная деформация изображаемых фигур, выделение тематически главного более крупным масштабом, в этом - близость детским рисункам.
Загадочные мистические существа изображены на живописных полотнах: птицы, чем-то схожи с вышитыми на старинных рушниках, а злая зима напоминает древнюю богиню Мару.
Иван Яковлевич Билибин, один из самых известных русских художников, посвятивший себя изучению и популяризации народного творчества, писал: «Любовь каждого художника к историческому и фольклорному направлению в своем творчестве сказывается не в том, что он заранее говорит себе: буду работать в русском стиле, а в том, что будучи, связан тысячью незаметных нитей со своей родиной, он совершенно безотчетно и инстинктивно имеет тяготение именно к этой стране, а не к другой; и когда он, знакомясь с наследием национального прошлого и изучая его, проникается всё более и более любовью к художественному прошлому родины, то его бесплотное тяготение получает плоть и кровь, и он, человек нынешнего времени, станет прямым продолжателем русского национального творчества».
Одним из таких художников можно назвать Николая Климушкина, чьи работы мы представили в данной выставке «Фольклорные мотивы в творчестве Николая Климушкина».
Подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова