0+
Произведения художников о деревне, окружающей ее природе и деревенском быте всегда были и до сих пор остаются своего рода визитной карточкой русского изобразительного искусства. Простота и скромная красота русской глубинки, живущей в размеренном ритме и гармонии с окружающей природой, не может не тронуть сердце зрителя. Художники регулярно обращаются к этой, казалось бы, давно изученной теме. Кажется, что все деревни и деревенские дома похожи один на другой, в таком случае и деревенские пейзажи должны быть похожи друг на друга, но благодаря таланту мастеров, способных подмечать малейшие незначительные детали и превращать даже самые заурядные сюжеты в нечто удивительное, зритель получает возможность наслаждаться десятками и сотнями картин художников, каждая из которых будет уникальна и неповторима.
В фондах Тольяттинского художественного музея большое количество живописных и графических работ на тему русской деревни, каждая из которых интересна не только своим содержанием, но и техникой исполнения.
Графические листы Валерия Комарова «Деревенские закоулки» 1983 г. и «Северная деревня» 1987 г. выполнены углем на бумаге. Древесный уголь просто идеален для создания шедевров в черно-белых тонах из-за его бархатисто-темного оттенка, возможности получить свободные, гибкие линии и легкую растушевку. Художник изобразил на своих работах деревенские домики, близко стоящие друг к другу на земле, где скупая северная природа уступила человеку свои владения.
Нежные лиричные офорты Станислава Никиреева показывают нам бескрайние поля в работе «Во поле березонька» 1979 г., очарование русской деревни в картине «Заиграли провода» 1979 г., и молодую звонкую весну в офорте «Весенний пейзаж» 1973 г. Офорт – сложная и уникальная графическая техника. Металлическую доску покрывают кислотоупорным лаком, а затем переносят рисунок с эскиза с помощью иглы. Затем процарапанный рисунок подвергают травлению. Кислота действует на доску только в местах свободных от лака, после травления его смывают горячей водой и набивают тампоном краску, затем производят печать на офортном станке.
Линогравюра - это одна из техник высокой печати. В высокой печати краска переносится на бумагу с высоких участков печатной формы, а художник вырезает в ней углубления, которые не должны касаться бумаги. В линогравюре изображение вырезается на линолеуме, затем покрывается краской и переносится на бумагу. Серия работ Леонида Воврженчика «Дорога к деду» 1983-1985 гг., выполнена в технике цветной линогравюры. Эти картины навевают что-то родное и не столь далекое, и поднимают из памяти такие воспоминания, которые, казалось бы, уже давно и безвозвратно позабыты.
Работы Ольги Гречиной, выполненные в технике шелкографии, ассоциируются у зрителя с задорными частушками, о колхозной жизни и трудовых буднях землепашцев. Например, в картине «На пашне» 1985 г. на переднем плане изображена молодая улыбающаяся девушка в платочке, за ней поля и крестьянин с плугом:
А в работе «Уборка овощей» 1985 г. так и слышится лихой запев:
Также музыкальны и картины «Околица» 1985 г., «Обед в поле» 1985 г., выполненные в технике шелкографии. Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы, и красочным резервуаром. Сетки используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические малой толщины с высокой частотой расположения нитей.
Не зря графику называют «диалогом черного и белого». Основными изобразительно-выразительными средствами этого вида искусства являются линии, штрихи, пятна и точки. При помощи линий (их изящности, толщины, точности, прерывистости) можно выразить бесконечное количество смысловых и эмоциональных оттенков, вызывающих разные ассоциации. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого выполняет фон бумаги. В графических работах из собрания ТХМ видны особенности этого вида искусства: четкость мысли художника, разнообразие материалов и техник выполнения. А великое множество мотивов русской деревни позволяет применить каждый из них.
Материал подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова.
- Воврженчик Л.К. Полдень. Из серии Дорога к деду. 1983. Бумага, цвет. печать. 51,6х53,4. Г-465 КП-819_1
- Воврженчик Л.К. Запах скошенных трав. Из серии Дорога к деду. 1984. Бумага, цвет.линогравюра. 52,7х53,6. Г-463 КП-817_1