Библейские предания. От Адама и Евы до могучего Самсона
Составитель Владимир Леонов
В европейском изобразительном искусстве образы Адама и Евы всегда были популярным библейским сюжетом, особенно в эпоху Средневековья и Возрождения. Темы работ старых мастеров в большинстве своем основаны на сюжетах Ветхого и Нового Завета. Не смотря на то, что со временем зритель и художник охладели к притчам и отдельным отрывкам из библейских писаний, тема «Адам и Ева» до сих пор остается актуальной. И это неудивительно, ведь люди и наука все еще не сошлись в едином мнении относительно своего происхождения. А значит, бывшие жители Райского сада остаются единственными «официальными» прародителями всего человечества.
Вечны и неизменны темы для современных мастеров и художников прошлого. «Мать и дитя» современного художника – это «Мадонна с младенцем» старых мастеров, «Любовь мужчины и женщины» у современного живописца – это «Адам и Ева» в живописи старого времени.
Но писать, рисовать сегодня, как старые мастера, используя их условный изобразительный язык, точно подражая и копируя, нельзя. Современный человек не ездит по городу в повозке, запряженной конями и не носит на голове цилиндр - изменился мир вокруг нас: музыка, танец, архитектура, транспорт, до небывалых размеров увеличилось информационное поле, доступное для восприятия, просто ускорилось время. И изобразительное искусство должно быть другим - современным.
Образы Адама и Евы, а также отображение их жизненного уклада, остается признанным вектором искусства во все этапы становления человечества. С течением времени менялись стили изобразительных приемов, в рамках которых творили художники.
Художник Сергей Дыков из Горно-Алтайска, чьи работы стали украшением многих частных коллекций в России и за рубежом, определяет свое творчество как синтез духовной культуры человека с современным видением мира. Графический лист «Весеннее шествие» 1996 года, напоминает нам библейскую сцену изгнания Адама и Евы из Райского сада. Центр композиции занимает изображение линейных контуров мужчины и женщины, их телесная пластика перетекает одна в другую, усиливая тем самым мотив единения в виде запретного плода-ребенка. За спиной женщины – профиль ангела, провожающего или изгоняющего людей из Эдема. Мужчина же крепко держит в руках существо, напоминающее трехголовую птицу, одна из голов которой – голова ребенка. Возможно, таким образом художник изобразил нам одного из будущих детей пары.
Сюжет картины «Весеннее шествие» повествует о весне - начале новой жизни, о любви и ее плодах, о мужчине и женщине.
К сценам жизни в Райском саду можно отнести еще две работы из фондов ТХМ: «На Балатоне» второй половины 20 века художника Виталия Петрова, где он изобразил молодую обнаженную женщину, купающуюся в озере Балатон, и любующегося ею мужчину. Картину «У водопада» 1978-1980 года Георгия Галеты– пейзаж с величественной дикой природой, на фоне которой мужчина несет на руках женщину. И мужчина, и женщина обнажены, что вызывает ассоциации с первыми сотворенными людьми- Адамом и Евой.
Работа Бориса Чеченина «Юность» 20 века – так же выглядит как изображение Адама и Евы XX века. Юноша и девушка смело смотрят вперед, срывая плоды с «дерева познания», где образ яблони как символ начала их совместного пути по жизни.
В работе «Тишина» 1980 года Георгия Голубицкого, молодые люди стоят рядом и держатся за руки, на фоне силуэта напоминающего могучее дерево. Берег на котором они стоят – корень, тела- ствол, а раскинувшиеся поля и горы- крону. Фигуры людей как опора этому дереву, они и есть дерево в райском саду.
Таких юных и смелых Адамов и Ев можно увидеть и на других картинах советских художников в фондах ТХМ: это «Свадьба» 1980 года Вадима Киселева, «У причала» 1969 года Юрия Атланова, триптих «Завтрак на траве» 1988 года Василия Власова, «Небо над головой» 1975 года Анатолия Кузнецова и др.
Эльнур Рассулов на своем живописном полотне «Передышка» 2007года изобразил уже зрелую супружескую пару. Устав от сбора гранатов, Адам и Ева сидят спиной друг к другу, каждый из них погружен в свои мысли. Корзины, полные спелых плодов, олицетворяют итог прожитых лет, каждый гранат это один из райских фруктов, сорванный ими. В некоторых исторических источниках именно гранатом Змей искусил Еву, а не яблоком, видимо поэтому он до сих пор считается символом любви и семейных уз.
Каждое поколение художников трактует образы первых прародителей по-своему. Бесконечное количество изображений хрестоматийного сюжета про мужчину, женщину и яблоко, казалось бы, давно должно было исчерпать фантазию мастеров, но искусство не стоит на месте, и сейчас Адам и Ева - современные мужчины и женщины, которые живут среди нас. Этот сюжет продолжает будоражить воображение художников и скульпторов, ведь он давно вышел за рамки определенного жанра, и рассматривается гораздо шире — как триумф и трагедия взаимоотношения полов в целом – мужчины и женщины.
Подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова