Моделирование кораблей имеет богатую и интересную историю. Первые модели кораблей появились еще в Древнем Египте. Там уменьшенные копии кораблей использовались для проводов умершего в последний путь, их клали в могилу, надеясь, что это облегчит переход в другой мир. В Западной Европе в приморских городах модель корабля часто становилась предметом, который жертвовали храму с молитвой о его сохранении в плавании или в благодарность о его спасении.
С развитием кораблестроительной культуры, сложилась практика так называемых «адмиралтейских моделей», точно передающих внутренний набор корпуса, расположение портов, палуб, платформ, бархоутов и других элементов корпуса. Эту модель строил сам судостроитель, как образец для последующей постройки корпуса судна. В качестве первого судомоделиста в историю вошел Финеас Петт - комиссар корабельных доков в Лондоне. Он жил в начале XVII века, и основал контору, которая занималась изготовлением моделей будущих судов. Корабельных дел мастера готовили чертежи, потом по ним изготовляли миниатюрную копию будущего судна. Именно таким образом у плотников была возможность заранее увидеть все погрешности и недостатки.
Российский судомоделизм немного моложе - ему три столетия. Он зародился в Санкт-Петербурге, а первым серьезным судомоделистом России стал Петр I! Еще в семнадцать лет, вернувшись из Европы, он построил маленькую модель фрегата. Потом появилась петровская «модель-камора», в которой хранились «адмиралтейские» модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой. Они выполняли функцию наглядных пособий для корабельных плотников, которые плохо разбирались в чертежах. По указу Петра все модели хранились как образцы для потомков. Эта «камора» находилась на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством. С этого мини-флота в свое время и началась коллекция Военно- морского музея Санкт-Петербурга.
Тольяттинский художественный музей так же обладает, пусть и не большой, но очень разнообразной коллекцией мастера судомоделиста Григория Ивановича Рассадина. Десять моделей кораблей поступили в фонды музея в 1997 году. В коллекции представлены как древние судна, например модель финикийского корабля, а финикийцы – пионеры мореплавания, они строили самые надежные и красивые корабли, так и модель пакет-бота «Святой Петр», на котором знаменитый мореплаватель и русский офицер Витус Беринг совершил Камчатскую экспедицию. Среди экспонатов художественного музея так же находится модель легендарного барка «Седов», который не смотря на свой почтенный возраст, а построен от был в 1921 году, до сих пор участвует в парусных регатах и является одним из крупнейших в мире парусных учебных судов.
Материал подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова