В языках большинства культур народов мира слово «окно» происходит от глагола «видеть, светить» или существительного «глаз». Именно поэтому «окно», как архитектурная конструкция, часто называлось «оком» или «глазами» дома. Интересно, что в самых древних храмах окон не было: святилище и алтарь старались скрыть от постороннего взгляда. И первые мирские постройки тоже были без окон: чтобы сохранить тепло домашнего очага и укрыться от опасности, было необходимо иметь только один вход в дом – дверь.
Исторически окно как стандартный элемент любого жилища появилось уже после двери. Во-первых, пришло желание иметь в доме больше света, солнца и воздуха. Во-вторых, возникла потребность видеть и знать то, что происходит за его стенами. Этим, в свою очередь, определяется и символическая характеристика окна как образа нового мира, существующего за пределами собственного быта, как образа свободы и образа верного пути к новым знаниям и открытиям. Окно - важный мифопоэтический символ, реализующий такие семантические оппозиции, как внешний — внутренний и видимый — невидимый и формируемое на их основе противопоставление открытости — укрытости, соответственно опасности (риска) — безопасности (надёжности).
Мотив окна часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. В зависимости от выбранного сюжета и оригинальной композиции произведения, он раскрывает или философские представления художника о мире, или более конкретную авторскую идею.
Окно как мотив в русском искусстве художников ХХ века – одна из традиционных составляющих, бытующая в разных жанровых «ролях»: в натюрморте это главный герой, в портрете – атрибут, в жанровой картине – предмет обстановки. Окно символизирует надежду, ожидание, одиночество или открытость новому, стремление навстречу неизведанному. Окна позволяют обыгрывать тему границ, рубежа и пространства.
Художественный образ окна в изобразительном искусстве очень ёмкий и насыщенный. Он позволяет художнику придать определённое настроение, создать ощущение глубины и открытого пространства в своём произведении. Окно в картине не только чисто обстановочная деталь архитектурного антуража. Оно, как правило, несет весьма существенные образные функции. Иногда, зрительно продолжая замкнутое интерьерное пространство, оно оказывается своего рода подспорьем перспективы. Вместе с тем оно может представать метафорой человеческих чувств (как эмпирическое «окно в мир»), знаком мироздания, открывающегося за пределами дома. Так или иначе, окно – это своеобразная «сквозная форма», являющаяся тонким средством психологической инструментовки сюжета во многих композициях.
Тольяттинский художественный музей рад предложить нашим виртуальным зрителям выставку из фондов музея «Окна», где собраны живописные и графические произведения художников, представленных в одном пространстве и чьи сюжеты связаны, так или иначе, с присутствием окна в самых разнообразных интерпретациях.
На выставке «Окна» показаны произведения художников конца ХХ века, представляющие «окно», как своеобразную доминанту в своей картине, определяющую и ее общее настроение, что характерно проявилось в работах Алехина А.И. «Утро в Жигулях», Белова С.К. «Художники», Блинова В.М. «Столовая на Сердобольской», Вильнера В.С. «У окна», Иванова Ю.В. «Портрет Вольтера», Киселева В.Я. «Вид из она», Овсянниковой Н.Ф. «Натюрморт», Соловьевой Т.В. «Окно на Неву», Пантелеева А.В. «Домны Череповца», Кобелева Е.К. «Материнство», Казанцева Е.А. «Воскресенье в Тольятти» и других художников.
Виртуальная выставка «Окна» в очередной раз знакомит зрителей с многообразным миром произведений живописи и графики, хранящихся в фонде Тольяттинского художественного музея. Познакомившись с этими произведениями заочно, мы надеемся, что у зрителя появится желание увидеть их в оригинале, чтобы полнее ощутить энергетику картин, их фактурность и колорит.
Москвитина Лариса, искусствовед, замдиректора по научной работе