В языках большинства культур народов мира слово «окно» происходит от глагола «видеть, светить» или существительного «глаз». Именно поэтому «окно», как архитектурная конструкция, часто называлось «оком» или «глазами» дома. Интересно, что в самых древних храмах окон не было: святилище и алтарь старались скрыть от постороннего взгляда. И первые мирские постройки тоже были без окон: чтобы сохранить тепло домашнего очага и укрыться от опасности, было необходимо иметь только один вход в дом – дверь.

Исторически окно как стандартный элемент любого жилища появилось уже после двери. Во-первых, пришло желание иметь в доме больше света, солнца и воздуха. Во-вторых, возникла потребность видеть и знать то, что  происходит за его стенами. Этим, в свою очередь, определяется и символическая характеристика окна как образа нового мира, существующего за пределами собственного быта, как образа свободы и образа верного пути к новым знаниям и открытиям. Окно - важный мифопоэтический символ, реализующий такие семантические оппозиции, как внешний — внутренний и видимый — невидимый и формируемое на их основе противопоставление открытости — укрытости, соответственно опасности (риска) — безопасности (надёжности).

Мотив окна часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. В зависимости от выбранного сюжета и оригинальной композиции произведения, он раскрывает или философские представления художника о мире, или более конкретную авторскую идею.

Окно как мотив в  русском искусстве художников ХХ века – одна из традиционных составляющих, бытующая в разных жанровых «ролях»: в натюрморте это главный герой, в портрете – атрибут, в жанровой картине – предмет обстановки. Окно символизирует надежду, ожидание, одиночество или открытость новому, стремление навстречу неизведанному. Окна позволяют обыгрывать тему границ, рубежа и пространства.

 Художественный образ окна в изобразительном искусстве очень ёмкий и насыщенный. Он позволяет художнику придать определённое настроение, создать ощущение глубины и открытого пространства в своём произведении. Окно в картине не только чисто обстановочная деталь архитектурного антуража. Оно, как правило, несет весьма существенные образные функции. Иногда, зрительно продолжая замкнутое интерьерное пространство, оно оказывается своего рода подспорьем перспективы. Вместе с тем оно может представать метафорой человеческих чувств (как эмпирическое «окно в мир»), знаком мироздания, открывающегося за пределами дома. Так или иначе, окно  – это своеобразная «сквозная форма», являющаяся                  тонким средством психологической инструментовки сюжета во многих композициях.

Тольяттинский художественный музей рад предложить нашим виртуальным зрителям выставку из фондов музея «Окна», где собраны живописные и графические произведения художников, представленных   в одном пространстве и чьи сюжеты связаны, так или иначе, с присутствием окна в самых разнообразных интерпретациях.

На выставке «Окна» показаны произведения художников конца ХХ века, представляющие «окно», как своеобразную доминанту в своей картине, определяющую и ее общее настроение, что характерно проявилось в работах   Алехина А.И. «Утро в Жигулях», Белова С.К. «Художники»,  Блинова В.М. «Столовая на Сердобольской»,  Вильнера В.С. «У окна», Иванова Ю.В. «Портрет Вольтера», Киселева В.Я. «Вид из она», Овсянниковой Н.Ф. «Натюрморт», Соловьевой Т.В. «Окно на Неву», Пантелеева А.В. «Домны Череповца», Кобелева Е.К. «Материнство», Казанцева Е.А. «Воскресенье в Тольятти» и других художников.

Виртуальная выставка «Окна» в очередной раз знакомит зрителей с многообразным миром произведений живописи и графики, хранящихся в фонде Тольяттинского художественного музея.  Познакомившись с этими произведениями заочно, мы надеемся, что у зрителя появится желание увидеть их в оригинале, чтобы полнее ощутить энергетику картин, их фактурность и колорит.

Москвитина Лариса, искусствовед, замдиректора по научной работе

  • Щербак А. А. Воспоминания и мечты. 1977. Бумага, офорт. 47,5х57,5. Г-3751, КП-6643
  • Щеголев А. М. Первая весна. 1979. Картон, масло. 90х90. Ж-124, КП-247
  • Шевелев В. Д. Цветы зимой. 1976. Холст, масло. 55х70. Ж-193, КП-550
  • Филиппов В. М. Радость. 1975. Холст, масло. 100х105. Ж-189, КП-537
  • Филиппов В. М. Горячий хлеб. 1977. Картон,масло. 120х100. Ж-191, КП-540
  • Филиппов В. М. Весенние птицы. 1975-1982. Бумага, граф.карандаш. 46х35. Г-856, КП-1263
  • Стеклов В. В. Иллюстрация к Книге песен Петрарки. 1979. Бумага, ксилография. 11,7х10,6. Г-733, КП-1119
  • Сорокин А. И. Первый председатель симбирского ГУПКОМа И. М. Варяйкис. 1984. Бумага, цв.линогравюра. 70,5х50. Г-730, КП-1084
  • Соловьева Т. В. Окно на Неву. Бумага, офорт. 64х49,5. Г-43, КП-135
  • Смурова Е. В. Северный ветер. Зима в Коктебеле. 2004. Бумага, пастель. 50х65. Г-4362, КП-8162
  • Петров В. Д. Натюрморт. 1979. Картон,масло. 83,5х66. Ж-127, КП-250
  • Пантелеев А. В. Мартовский день. 1984. Холст, масло. 150х160. Ж-300, КП-654
  • Пантелеев А. В. Домны Череповца. 1984. Холст,масло. 160х170. Ж-500, КП-655
  • Омбыш-Кузнецов М. С. Большой город. 1987. Холст, масло. 220х150. Ж-61, КП-65
  • Овсянникова Н. Ф. Натюрморт. 1980. Бумага, акварель. 57х44. Г-107, КП-254
  • Максимов А. А. Цветы Невеста и Анютины глазки. 1980. Картон, масло. 58х48. Ж-276, КП-621
  • Латышева-Мацкевич Е. В. На исходе лета. 1981. Холст,масло. 100х150. Ж-129, КП-252
  • Латышева-Мацкевич Е. В. Мацкевич В. М. Волжские узоры. 1980. Бумага, акварель. 68,3х85,5. Г-106, КП-253
  • Кобелев Е. К. Материнство. Бумага, линогравюра. 49х61. Г-21, КП-113
  • Киселев В. Я. Вид из окна. 1983. Холст,масло. 78,5х65,5. Ж-158, КП-430
  • Казанцев Е. А. Воскресенье в Тольятти. 1979. ДСП, м. 133х123. Ж-167, КП-445
  • Иванов Ю. В. Портрет Вольтера. 1979. Бумага, цв.линогравюра. 71,5х52,5. Г-493, КП-847
  • Вильнер В. С. У окна. Бумага, цв.литогрфия. 64х48. Г-15, КП-107
  • Блинов В. М. Столовая на Сердобольской улице №1. 1985. Бумага, линогравюра. 35,5х35,5. Г-433, КП-787
  • Белов С. К. Художники. Бумага, акварель. 56х55,6. Г-762, КП-1115
  • Ахунов М. Ф. Чехословакия. Прага. 1961. Б., линогравюра. Г-127, КП-278
  • Алехин А. И. Утро в Жигулях. 1955. Холст на двп. 93х67. Ж-134, КП-348

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7