«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень драгоценное свойство людей»

К.Э. Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (17 сентября 1857 - 19 сентября 1935) - русский и советский философ и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики, обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Циолковский занимался научными и фантастическими идеями в свободное время, а на жизнь зарабатывал учительским трудом - он был школьным учителем математики и физики.

Систематического образования Циолковский не получил, так как в детстве оглох из-за скарлатины, но проучился четыре года в Вятской гимназии, а потом занимался самообразованием, в том числе три года - в Москве, в библиотеке по книгам. В 1876 году он вернулся в Вятку, где жил его отец, и занялся репетиторством. Затем семья переехала в Рязань, и именно там Константин в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание народного учителя. Получить звание учителя городского училища в то время можно было и без аттестатов, дипломов или свидетельств об окончании педагогических курсов - но требовалось сдать экзамен специальной комиссии. Испытания проводили по Закону Божию, русскому языку и словесности, математике, истории, географии, естествознанию, физике, а также по «искусствам» - черчению, рисованию, чистописанию. Сверх испытаний, надо было провести пробные уроки - по русскому языку, арифметике, алгебре или геометрии и естественной истории.

Спустя четыре месяца Константин Циолковский получил назначение учителем арифметики и геометрии в Боровское городское училище и прибыл в уездный город Боровск Калужской губернии в начале 1880 года. Здесь сложился образ жизни, который Циолковский вёл много лет. «Я был страстным учителем и приходил из училища сильно утомлённым, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты», – писал учёный позже в одной из автобиографий.

В отчёте смотрителя Боровского училища Ильи Любимова говорилось: «Уроки г. Циолковского всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление. Его приёмы преподавания просты, наглядны и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во всё время урока…». Проработав в Боровске 12 лет, в 1892 году Циолковский был переведён в губернский город Калугу по представлению директора народных училищ губернии «как один из способнейших и усерднейших преподавателей». Здесь было больше возможностей для научной деятельности, постепенно улучшилось и материальное положение семьи. Работал сначала в уездном училище, а впоследствии в Калужском епархиальном женском училище. Девятнадцать лет Константин Эдуардович преподавал в Калужском епархиальном женском училище, с 1899 по 1918 год. Училище нравилось Циолковскому, там была строгая дисциплина, да и работал он теперь со взрослыми девушками.

В первый класс этого закрытого учебного заведения поступали 10-11-летние девочки, в основном из семей духовного сословия, выдержавшие экзамены за среднюю школу. Наверное, требовалось особое мастерство Циолковского, как учителя, особое умение, чтобы приблизить математические формулы и физические законы к кругу интересов этих девочек. О том, что это действительно удавалось, свидетельствуют многочисленные воспоминания бывших «епархиалок», которые кропотливо собирали сотрудники Государственного музея истории космонавтики в г. Калуге. Несмотря на то, что эти девочки были далеки от математики и физики, он сумел увлечь их этими предметами.  Одна из учениц Циолковского Е. М. Любимова вспоминала о таком его подходе: «При слабой успеваемости он принимал особый метод: он прикреплял к одной из лучших учениц отстающую и давал наказ повторять с нею зады, объяснить всё, что она не понимает, и подготовить к хорошему ответу… За хороший ответ подшефной ученицы он ставил хороший балл репетитору».

Десятки учениц Константина Эдуардовича стали учителями. Не потому, что он оставил в их душе неизгладимый след, а потому, что такова была традиция самого училища. Седьмой выпускной класс был педагогическим. Но, став учителями, девушки стремились брать пример в своей работе именно со своего педагога К.Э.Циолковского. Становились учителями и дети самого Циолковского. Старшая дочь Любовь, средняя Мария, младшая Анна, сын Александр пошли по стопам отца.

За свой учительский труд он был награждён двумя царскими орденами, орденом Святого Станислава 3-й степени в 1906 году и орденом Святой Анны 3-й степени в 1911 году.

Последним местом работы для учёного после Октябрьской революции была 6-я трудовая советская школа второй ступени. На должность учителя он был избран в ноябре 1918 года. Несмотря на тяжёлое для всей страны время, у него остались хорошие воспоминания об этих последних годах службы. Нравились новые порядки, большая свобода, демократичность поведения. Да и сама школа находилась гораздо ближе к дому, что было немаловажно для пожилого человека.    Работу в школе Циолковский прекратил в 1921 году по состоянию здоровья.                               

Вспоминая свои первые шаги на учительском поприще, Циолковский писал, что «педагогия» сначала была для него забавой, но в дальнейшем учительство его увлекло.

Обычно о педагогической деятельности учёного говорят только как о способе заработка, необходимого для его исследований. Сам же Циолковский называл себя страстным учителем. Утверждал, что большую часть сил отдавал детям. В характеристике, выданной в Калужском уездном училище написано: «Учитель арифметики и геометрии Циолковский… полный специалист своего предмета и глубоко предан педагогическому делу».

Преподавателем он был по тогдашним меркам необычным: старался не давить на детей и делать уроки интересными для них, считал непедагогичным ставить ученикам плохие отметки. Глухота, конечно, осложняла ему работу, но не делала её совсем невозможной. Слушая ответы учеников, он прикладывал руку к уху, а позднее устроил себе особую слуховую трубу.

В 1932 году, когда Константину Эдуардовичу было уже 75 лет, он подвёл такой итог своей жизни: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой».

Константин Эдуардович был всегда самим собой. Он никогда не старался произвести впечатление, демонстрировать собственную значимость. Никто из его учеников даже не догадывался, что их учит гений, чьё имя останется в веках. Он искренне радовался их умным ответам и покорял учеников своей бесконечной добротой.

Свои довольно сложные предметы он старался преподавать так, чтобы было понятно и интересно всем детям. Он считал своей задачей действительно донести смысл какой-либо темы до каждого ребёнка. Вот как, по воспоминаниям бывших его учеников, он начал первое занятие с ними: «Запомните, я буду при ответах урока всегда ставить перед вами вопросы: зачем, почему, какие причины тому или другому явлению?»

В педагогических записках Константин Эдуардович отмечал, что о знаниях класса ориентироваться надо на слабых учеников, а не сильнейших: «Таким образом, учитель не будет никогда иметь преувеличенного мнения об успехах своих клиентов, каковое преувеличенное мнение может сильно вредить делу преподавания».

В коллекции живописи Тольяттинского художественного музея хранится картина московского художника Алексея Лопатникова «Циолковский. Ветреный день в Калуге». 1982 г. холст, масло, 175х200. Инв. Ж – 17.

Алексей Лопатников изобразил на своей картине К.Э.Циолковского едущим по Калуге во время надвигающейся грозы на фоне огромного неба с цветными клубящимися облаками.

Композиция произведения построена смелыми энергичными линиями. Именно фигура Циолковского является центром композиции, от которого расходятся в разные стороны диагональные потоки в виде клубящихся желтовато-лиловых облаков и листочков с вычислениями ученого, в конечном итоге в верхней части картины преобразующихся в итог его мысли – космический корабль, выведенный на орбиту Земли с помощью многоступенчатой ракеты-носителя с реактивным двигателем.

Фигура ученого на велосипеде стремительно движется вперед, как бы пытаясь вырваться за пределы картины. Полы черного пальто развеваются от порывов ветра, широкополая шляпа слетела вниз, туда, где остался позади провинциальный городок с его одноэтажными домами, церквушками и убегающим поросенком от мужика в красной рубахе, как символа уходящей эпохи. Лицо ученого сосредоточено, его мысли совершенно далеки от прозаической реальности, он мыслит категориями будущего, которое провидчески приближает своими расчетами и опытами.

Произведение Алексея Лопатникова представляет Циолковского, как ученого, уверенного в своей правоте и даже общий синевато-лиловый колорит с желтовато-оранжевыми всполохами цвета добавляет произведению тревожность и одновременно надежду на исполнение мечты выдающегося русского гения Константина Циолковского о том, что человек сможет полететь в космос.

Материал подготовила замдиректора по научной работе - Л.И.Москвитина

Лопатников А.Н. Циолковский. 1982. Холст, масло. 200х175. Ж-17, КП-17_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7