Художница Наталья Алексеевна Мокина родилась в Ленинграде 28 декабря 1956 г.

С 1976 по 1983 гг. художница проходила обучение в Ленинградской Академии художеств на живописном факультете, школе, продолжающей классические традиции европейского художественного образования. Дипломная работа Мокиной «Реставраторы» получила отличную оценку и после обучения ей была присвоена квалификация художника-живописца и педагога. Строгая классическая подготовка и современные концепции создали уникальную эстетику картин Натальи Мокиной.  

В настоящее время Наталья Мокина проживает в США, в Вашингтоне, округ Колумбия.

С 1996 года Наталья Мокина работает на факультете Коркоранского колледжа искусств и дизайна, преподает живопись и рисунок. За время своей творческой карьеры Наталья Мокина провела множество выставок в России и за рубежом. Ее картины покупаются частными коллекционерами и Министерством культуры Российской Федерации. Публикации о ее творчестве включают статьи в Washington Post, Baltimore Sun и Home & Design Magazine. Среди наград Натальи Мокиной - «Лучший молодой художник Санкт-Петербурга» и третье место в конкурсе журнала Artist's Magazine. С 1998 года Наталья Мокина является президентом студии Winter Palace cu.

В Тольяттинский художественный музей произведение Натальи Мокиной «Салют» 1985 г., х.м., 140 х 200 см. поступило в 1989 г. от московской организации «Росизопропаганда».

Своей работой «Салют» Наталья Мокина как бы спрашивает себя и свое поколение - а сами – то мы каковы, сами-то мы способны обновить жизнь, изменив в первую очередь себя. «Оказывается, что в тебе самом немало нелепых условностей и предрассудков, хотя они всегда казались чисто внешними помехами», - с удивлением констатирует художник.      

Пространство картины «Салют» строится симметрично – два арочных окна, а между ними, почти посередине, мольберт с огромным холстом для новой картины. Сюжет вполне традиционен – в своей мастерской художник работает над новым полотном, а в это время на улице загрохотал салют и небо озарилось яркими золотистыми всполохами. Художники 80-х гг. часто писали себя в центре своих произведений. Но в подобном эгоцентризме, как правило, нет желания любоваться собой, напротив, художник смотрит на себя, на свой дом, своих друзей, как на типичные образы окружающей жизни. Наталья Мокина пишет свой портрет в двух проекциях – художница отвернулась от зрителя, смотрит в окно на салют, а в свою очередь от окна на зрителя смотрит спокойное, как отражение в зеркале, лицо самой художницы. Эта перекличка взглядов сразу останавливает внимание зрителя и уже не отпускает его, заставляя внимательно обследовать все окружение мастерской. Взгляд начинает отмечать детали, которые не бросились в глаза с первого раза. Рука девушки поднята, чтобы дорисовать линию торцевой стены старинного дома на холсте, но карандаша нет в ее руке, другая рука лежит на белой вазе с цветами, но не держит ее; над холстом висит копия старинного женского портрета эпохи Возрождения, но лицо не прорисовано, за окном нам видны улицы города со старинными зданиями, но город пуст и никто не выбежал полюбоваться салютом.  Вся картина наполнена ожиданием чего-то грядущего, неизвестного. Но сами герои безвольны, не знают, куда им двигаться дальше, потому так безвольно висит на мольберте черный рабочий халат и вяло стекают яркие краски с черной палитры, как отблеск настоящего салюта за окном. Контур будущего только намечен, как рисунок карандашом, которого нет, все неясно, зыбко и пугающе. Что день грядущий нам готовит, начнется ли новое Возрождение? – художник не дает ответа, а потому так внимательно и вдумчиво смотрит на нас девушка с большими печальными глазами, как образ, сошедший с картин итальянского художника Сандро Боттичелли, ища ответа в будущем. Но будущее еще не написано… 

В произведении Натальи Мокиной «Салют» нет прямого сопоставления эпох с их говорящими о многом атрибутами, но в напряженно-эмоциональной атмосфере картины, в соединении замкнутого интерьера творческой мастерской с озаренным всполохами внешним миром за ее окнами, с тревогой в лице художницы, - есть ощущение соприкосновения двух миров, существующих как бы в различных пространственно- временных отрезках.

Материал подготовили заместитель директора по научной работе, искусствовед – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.

  • Мокина Н.А. Салют. 1985. Холст, масло. 140х200. Ж-56, КП-60_1

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку